Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:03, автореферат
Настоящее исследование посвящено проблеме саморегуляции психических состояний, поскольку их саморегуляция является одним из системообразующих факторов становления будущего психолога в профессиональной деятельности.
Цель исследования: обосновать содержание и методику процесса формирования саморегуляции психических состояний у практического психолога.
Понятия и методы
саморегуляции практического
Меметова Э.Э
студентка 1 курса
(РВУЗ « Крымский
инженерно – педагогический
Ключевые слова: саморегуляция, психические состояния, аутотренинг, компоненты саморегуляции, методы саморегуляции.
В современной действительности сформировалось усложнение содержания профессиональной роли практического психолога, требований к его деятельности и личности.
Более чем когда-либо
учреждениям необходим психолог
Специфика деятельности практического психолога, такова, что личностные характеристики работника, наряду с его профессиональными качествами являются одним из основных инструментов воздействия на людей и фактором, определяющим эффективность профессиональной деятельности. Индивидуальные способности к саморегуляции психических состояний имеют особое значение в работе психолога.
Настоящее исследование посвящено проблеме саморегуляции психических состояний, поскольку их саморегуляция является одним из системообразующих факторов становления будущего психолога в профессиональной деятельности.
Цель исследования: обосновать содержание и методику процесса формирования саморегуляции психических состояний у практического психолога.
Объектом исследования является система саморегуляции психических состояний как один из факторов профессионального становления практического психолога.
Предмет исследования - индивидуально-типические особенности саморегуляции психических состояний практического психолога.
Важным аспектом в профессиональной деятельности психолога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда психолог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда психолог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей.
Саморегуляция эмоционального состояния - это управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.
Саморегуляция как целостная система
имеет свою функциональную структуру,
в ней выделяются основные компоненты,
реализующие специфические
1.Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции. Данный компонент выполняет системообразующую функцию и обеспечивает направленность деятельности и поведения.
2.Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели. В процессе регуляции этот компонент выполняет функцию источника информации, помогает ее уточнять, пополнять новыми данными.
3.Программа исполнительских
4.Оценивание и коррекция
Все компоненты саморегуляции работают
как единый неразрывный процесс,
обеспечивая психологическую
Феномен стиля саморегуляции состоит в том, как человек планирует свои действия, в какой мере он учитывает значимые для достижения поставленных целей условия окружающей действительности, в том, как развиты процессы контроля, оценки и коррекции действий, а также насколько человек при этом самостоятелен, целеустремлен, способен учитывать изменение внешних обстоятельств.
Индивидуальный стиль - это устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности. К индивидуально-типическим особенностям саморегуляции относятся: индивидуальные особенности регуляторных процессов, реализующих основные звенья системы саморегуляции (планирование, моделирование условий, программирование действий, оценивание и коррекцию результатов); стилевые особенности, которые характеризуют функционирование всех звеньев системы саморегуляции и одновременно являются регуляторно-личностными свойствами (самостоятельность, надежность, гибкость, инициативность).
Управление и коррекция саморегуляции осуществляется разными методам. Рассмотрим некоторые из них.
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Работа психолога связана с интенсивным общением, что требует эмоционально-волевой регуляции. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге "Животворящая сила. Помоги себе сам" предлагает метод словесно - образного эмоционально-волевого управления состоянием человека, который базируется на методах психотерапии и некоторых аспектах нетрадиционной медицины
Таким образом, можно сделать вывод, что саморегуляция является важным процессом для данной профессии. Существует множество методов, которые позволяют справиться со стрессом ,решить конкретную проблему.В заключении хотелось бы отметить , что умение управлять своим здоровьем, эмоциональным состоянием, освоение навыков стрессоустойчивого поведения - это первая и очень важная ступень самопознания.
Самопознание дает возможность психологу лучше узнать свои особенности, способности, свои сильные и слабые стороны, дает возможность управлять механизмом психической саморегуляции и является отправной точкой саморазвития и самосовершенствования.
Информация о работе Понятия и методы саморегуляции практического психолога