Понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» в психологическом и физиологическом контекстах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:44, доклад

Описание работы

В современных условиях социально-экономического и технического развития рациональное использование человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Файлы: 1 файл

Понятия.docx

— 16.59 Кб (Скачать файл)

Понятия «профессия» и «профессиональная  деятельность» в психологическом  и физиологическом контекстах

 

В современных  условиях социально-экономического и  технического развития рациональное использование  человеческих ресурсов является важным фактором развития различных видов  экономической деятельности (производства, торговли, сферы услуг и др.). Общеизвестно, что профессиональный труд должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

В феномене  профессии  скрыты психофизиологические,    общепсихологические и социально-психологические события. Понятие «профессия» трактуется в современной науке как род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования; как социально фиксированный трудовой пост (могущий быть вакантным и предполагающий, в частности, некоторую психологическую пригодность человека к делу); как система выполняемых человеком трудовых функций, как определенная квалификация, опытность специалиста и, наконец, как общность людей, занятых определенным родом деятельности (Е.А. Климов и др.). Общим у всех этих определений является представление профессии как особого рода деятельности – профессиональной деятельности.

Профессиональная  деятельность выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором «человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда»); физиологическом (как «функции человеческого организма»), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств работника и т. д.). В психофизиологическом исследовании два последних аспекта, несомненно, играют ведущую роль.

 Профессиональная  деятельность как вид трудовой  деятельности рассматривается как  явление прежде всего социальное. Вместе с тем, для полного научного осмысления трудового процесса, важно учитывать, его биологическую сущность. Очевидно, что как бы различны не были отдельные виды  трудовой деятельности, с физиологической стороны это   функция человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было ее содержание и ее форма, предполагает трату  ресурсов человеческого мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.      (Н.Н. Данилова, В.А. Бодров и др.).

Установлено, что неэффективность профессиональной деятельности  примерно на 80% обусловлена  физиологическими, психическими и социально-психологическими особенностями работников. Некоторые  работники  быстро усваивают трудовые навыки и достигают профессионального  совершенства, у других же процесс  овладения профессией затягивается, и как следствие – работодатель несет убытки, а человек теряет к профессии интерес и меняет вид деятельности. В настоящее  время эта проблема достаточно актуальна, поскольку значительная конкуренция на рынке труда побуждает людей осваивать порой совершенно неподходящую для них профессию.

Вместе  с тем, существуют ситуативные нежелательные  тенденции в  профессиональном использовании  человеческих ресурсов. Нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, отметившим, что  время от времени в сознании руководителей производства возрождаются инициативы, либо отбрасывающие систему организации труда ко времени арестантских рот или к периоду распространения тейлоризма, либо – к практике парциальной оценки человека как сенсомоторной системы как бы лишенной собственных желаний, помыслов и прочего, кроме  желания  «заработать». Такой подход менеджеров к управлению человеческими ресурсами достаточно часто приводит к снижению работоспособности персонала, потере работниками здоровья и в результате – к утрате интереса либо к месту работы, либо к выбранной ими профессии.

Поэтому  процессы профессионального становления  и управления профессиональной деятельностью  персонала требуют специальных  знаний и умений в области выявления  психофизиологических механизмов оптимального обеспечения трудовых функций. Это  делает возможным своевременно  определить степень профессиональной пригодности человека  к конкретному  виду деятельности посредством всестороннего  изучения его личности: изучения уровня соответствия физических качеств и  психофизиологических  особенностей индивида к профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности  не соответствуют нужным требованиям, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и организация,  и работник.

Решение этих проблем относится к сфере  знаний, которыми оперирует психофизиология  профессиональной деятельности.

 


Информация о работе Понятия «профессия» и «профессиональная деятельность» в психологическом и физиологическом контекстах