Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:04, контрольная работа

Описание работы

В современном обществе наблюдается высокий темп социокультурных перемен, который заставляет большинство из нас жить в условиях неопределенности. Стремительные экономические преобразования для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов.

Файлы: 1 файл

Становление профессионала_реферат.doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов. Построение плана саморазвития личности как основной составляющей ресурсного обеспечения движения к своей мечте и жизненному успеху.

Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.

Организационная навигация. Причины стремления человека к упорядочению собственной активности. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.

Сценарно–ролевая навигация. Сценарно–ролевые ориентиры личности. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».

Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.

Волевая навигация. Основные задачи волевой детерминации личностью собственной активности. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.

В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи: 1. Формирование ясного видения картины собственного успеха. 2. Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху. 3. Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности. 4. Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом: – возможных помех; – источников необходимых ресурсов; – возможных способов противодействия негативным факторам. 5. Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач. 6. Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни. 7. Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана. 8. Выявление ключевых паттернов модели «Я–идеальное». Социально–психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха. 9. Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития). 10. Разработка модели идеального рабочего дня.

В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР). Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы: Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех? Какую именно проблему я буду решать прямо сейчас? (ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настраивает человека на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем конкретные он нуждаются и тем, что имеет в настоящий момент). Зачем, для чего я хочу этих изменений? (ответ должен характеризовать степень личной значимости, смысла разрешения намеченной проблемы для самого отвечающего). Что конкретно в результате решения проблемы хочу получить (цель)? Как мы об этом узнаем? (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля). Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели? Какие возможны помехи с моей стороны, со стороны моего окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями). Как помехи можно нейтрализовать? (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости). Когда и каких результатов мы ожидаем? (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план–график работ с указанием не мене 5–7 вех. План–график должен содержать описание конкретных результатов и конкретных сроков их достижения). Какие аналогичные задачи решались мною или кем–либо другим раньше? Насколько использованные меры были успешными и почему? Что можно сделать для применения этого опыта в данном случае? Каких последствий я ожидаю от своих действий в связи с реализацией намеченного плана? Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план? Каким образом это можно сделать?

Регулярное применение подобных критериев содействует углублению и расширению жизненно важного опыта учащихся, формированию и развитию у них таких компетенций, как способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели, способность нести ответственность за свои поступки и последствия принимаемых решений.

С целью апробации данной программы в условиях обучения студентов в ПГУ им. Т. Г. Шевченко, нами был проведен эксперимент. Тестирование студентов, вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, проводилось до начала занятий по программе «Жизненная навигация» и после их завершения. В диагностический инструментарий использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены: – методика Маддукс–Шеер для оценки уровня самоэффективности личности; – тест Д. А. Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций (СЖО); – бланковая методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); – эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия.

Заключение

В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы: «В среднем я чувствую себя счастливым» и «Какую часть времени (в среднем) Вы проводите на подъеме». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по Жизненной навигации на развитие тех личностных качеств, которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека. В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент–анализа письменного сочинения на тему: «Как я разрешаю свои проблемы». Количественно–качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать, что студенты экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы, стали лучше понимать себя, появилось умение решать свои проблемы, организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни, способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы.

Осмысление результатов анализа контрольного этапа эмпирического исследования дает основания утверждать, что программа «Жизненная навигация», эффективна и может применяться в целях развития навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов посредством изучения методов проектирования профессиональной и общественной деятельности, освоения способов рационального планирования и самоорганизации жизнедеятельности, развития навыков корпоративного взаимодействия с референтными лицами и социальными группами.

 

Список использованной литературы

  1. Гончар С. Н. Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация») [Текст] / С. Н. Гончар // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.).  – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 42–44.
  2. Кляйн С. Формула счастья. – М., 2009. 352 с.
  3. Лейард Р. Счастье: уроки новой науки. – М., 2012. – 416 с.
  4. Мендиус Р. Мозг и счастье: загадки современной нейропсихологии. – М., 2011.
  5. Огнев А. С. Жизненная навигация (электронное издание). – М., изд–во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – 165 с.
  6. Огнев А. С. Психология субъектогенеза личности. Монография. – М., изд–во МГГУ им. М.А Шолохова, 2009. – 137 с.
  7. Огнев А. С. Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности. Монография – М., изд–во МГГУ им. М.А Шолохова, 2010. – 188 с.
  8. Фридман С. Совершенное лидерство. – М.: Изд–во Юрайт, 2009.
  9. Фрит К. Могз и душа: как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. – М.: Астрея, 2011. – 335 с.

Информация о работе Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала