Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 18:04, контрольная работа
В современном обществе наблюдается высокий темп социокультурных перемен, который заставляет большинство из нас жить в условиях неопределенности. Стремительные экономические преобразования для учащейся молодежи оборачиваются проблемой непредсказуемости собственных профессиональных и личных перспектив. Непрерывное реформирование системы высшего образования усугубляет проблему самоопределения студентов.
Ресурсная навигация личности. Определение условий достижения жизненно важных целей. Качества личности как субъекта жизнедеятельности. Оценка персональных компетенций как главного ресурса личности для построения и реализации жизненных планов. Построение плана саморазвития личности как основной составляющей ресурсного обеспечения движения к своей мечте и жизненному успеху.
Экзистенциальная навигация личности. Природа субъективных самоограничений, методы их аттестации и приемы преодоления.
Организационная навигация. Причины стремления человека к упорядочению собственной активности. Построение персональной траектории успеха, разработка планов достижения жизненно важных целей.
Сценарно–ролевая навигация. Сценарно–ролевые ориентиры личности. Учет и целенаправленное использование при реализации жизненно важных планов закономерностей формирования психологического образа «Мое идеальное Я».
Социальная навигация. Социальное позиционирование личности. Влияние референтных лиц и референтных групп на эффективность реализации жизненно важных планов. Приемы и методы согласования разнонаправленных интересов.
Волевая навигация. Основные задачи волевой детерминации личностью собственной активности. Механизмы, приемы и методы самодетерминации человеком собственной жизнедеятельности. Типичные затруднения реализации жизненно важных намерений и способы их преодоления.
В ходе практических занятий модуля «Жизненная навигация» студенты в качестве основных решают следующие задачи: 1. Формирование ясного видения картины собственного успеха. 2. Построение системы конкретных стратегических целей как ступеней к жизненному успеху. 3. Определение персональных ресурсов для обеспечения благополучия, эффективного решения наиболее значимых для человека задач. Формирование и укрепление установки на эффективное использование особенностей собственной личности. 4. Построение реалистичных планов достижения стратегически значимых целей с учетом: – возможных помех; – источников необходимых ресурсов; – возможных способов противодействия негативным факторам. 5. Выявление и использование полезных аналогий, имеющегося опыта успешного решения аналогичных задач. 6. Согласование плана по вехам со сложившейся практикой структурирования своей жизни. 7. Моделирование оптимального поведения в случае непредсказуемого ухудшения условий для реализации основного плана. 8. Выявление ключевых паттернов модели «Я–идеальное». Социально–психологическое проектирование модели собственной личности, комплиментарной своим представлениям о результатах жизненного успеха. 9. Построение социометрической сети референтных лиц и организаций. Разработка проектов переговоров по согласованию интересов по технологии ТОР (тренинг организационного развития). 10. Разработка модели идеального рабочего дня.
В качестве стержневой методики в модуле «Жизненная навигация» используется тренинг организационного развития (ТОР). Суть этой методики сводится к получению участником тренинга ответов на следующие вопросы: Что входит в перечень основных проблем, от решения которых зависит мой жизненный успех? Какую именно проблему я буду решать прямо сейчас? (ответ должен содержать такое описание проблемы, которое настраивает человека на поиск конструктивного разрешения противоречий между тем, в чем конкретные он нуждаются и тем, что имеет в настоящий момент). Зачем, для чего я хочу этих изменений? (ответ должен характеризовать степень личной значимости, смысла разрешения намеченной проблемы для самого отвечающего). Что конкретно в результате решения проблемы хочу получить (цель)? Как мы об этом узнаем? (в ответе должны быть указаны ключевые ориентиры для контроля). Какие ресурсы нужны для достижения намеченной цели? Какие возможны помехи с моей стороны, со стороны моего окружения? (ответ служит профилактикой растерянности, которая может возникнуть вследствие неожиданного столкновения с препятствиями). Как помехи можно нейтрализовать? (ответ должен способствовать формированию установки на коррекцию своих действий для получения намеченного результата в случае необходимости). Когда и каких результатов мы ожидаем? (наилучшим вариантом ответа на этот вопрос является составленный план–график работ с указанием не мене 5–7 вех. План–график должен содержать описание конкретных результатов и конкретных сроков их достижения). Какие аналогичные задачи решались мною или кем–либо другим раньше? Насколько использованные меры были успешными и почему? Что можно сделать для применения этого опыта в данном случае? Каких последствий я ожидаю от своих действий в связи с реализацией намеченного плана? Какие существуют альтернативы намеченному плану и что именно можно сделать в случае его неудачной реализации? Когда использование этих альтернатив наиболее эффективно? Что из альтернативных действий можно включить в составленный план? Каким образом это можно сделать?
Регулярное применение подобных критериев содействует углублению и расширению жизненно важного опыта учащихся, формированию и развитию у них таких компетенций, как способность ставить и достигать жизненные и профессиональные цели, способность нести ответственность за свои поступки и последствия принимаемых решений.
С целью апробации данной программы в условиях обучения студентов в ПГУ им. Т. Г. Шевченко, нами был проведен эксперимент. Тестирование студентов, вошедших в состав контрольных и экспериментальных групп, проводилось до начала занятий по программе «Жизненная навигация» и после их завершения. В диагностический инструментарий использованных в первом и втором замерах тестовых методик были включены: – методика Маддукс–Шеер для оценки уровня самоэффективности личности; – тест Д. А. Леонтьева для определения смысложизненных ориентаций (СЖО); – бланковая методика оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН); – эмоциональный тест Фордайса для оценки уровня субъективного благополучия.
В эмоциональном тесте Фордайса наибольший статистически значимый рост суммарного балла был выявлен в ответах на вопросы: «В среднем я чувствую себя счастливым» и «Какую часть времени (в среднем) Вы проводите на подъеме». Полученные результаты наглядно демонстрируют существенное влияние занятий по Жизненной навигации на развитие тех личностных качеств, которые входят в число основных показателей субъектного потенциала человека. В пользу нашего утверждения свидетельствуют и результаты контент–анализа письменного сочинения на тему: «Как я разрешаю свои проблемы». Количественно–качественный анализ материалов сочинений позволяет констатировать, что студенты экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы, стали лучше понимать себя, появилось умение решать свои проблемы, организовывать свою деятельность по достижению намеченных целей, решению проблем и задач в контексте профессиональной деятельности и личной жизни, способны выстраивать стратегии выхода из сложившейся проблемы.
Осмысление результатов анализа контрольного этапа эмпирического исследования дает основания утверждать, что программа «Жизненная навигация», эффективна и может применяться в целях развития навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов посредством изучения методов проектирования профессиональной и общественной деятельности, освоения способов рационального планирования и самоорганизации жизнедеятельности, развития навыков корпоративного взаимодействия с референтными лицами и социальными группами.
Информация о работе Понятия «становление», «формирование» и «развитие» личности профессионала