Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 17:34, контрольная работа
В понятии раскрывается подлинная природа вещи, а не её сходство с другими вещами, и в нём должна поэтому находить свое выражение не только абстрактная общность (это лишь один момент понятия, роднящий его с представлением), а и особенность его объекта. Вот почему формой понятия оказывается диалектическое единство всеобщности и особенности, которое и раскрывается через разнообразные формы суждения и заключения, а в суждении выступает наружу. Неудивительно, что любое суждение ломает форму абстрактного тождества, представляет собою её самоочевиднейшее отрицание.
Введение
Виды понятий
Отношения между понятиями
Определение понятий
Деление понятий
Заключение
Содержание.
Введение
Виды понятий
Отношения между понятиями
Определение понятий
Деление понятий
Заключение
Введение.
Понятие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Понятие есть результат применения категории к восприятию. Отсюда понятие в его отвлеченности противостоит конкретности восприятия. Также понятие противостоит слову, которое можно трактовать как знак понятия1.
Понятия суть «сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей» (Ф. Энгельс)2, а также нечувственных объектов, таких как другие понятия. Понятие не только выделяет общее, но и расчленяет предметы, их свойства и отношения, классифицируя последние в соответствии с их различиями. Так, понятие «человек» отражает и существенно общее (то, что свойственно всем людям), и отличие любого человека от всего прочего.
В русских философских словарях XVIII века (см. Антиох Кантемир и Григорий Теплов) термин понятие сближался с идеей.
Виды понятий.
В содержании понятий могут мыслиться либо признаки одной категории вещей, либо признаки предметов других категорий, например, категорий вещи, свойства, отношения, времени, пространства и т.д. В зависимости от этого, а также в зависимости от степени общности понятия делятся на:
Регистрирурую и нерегистрирующие.
Основанием для этого деления является наличие или отсутствие в содержании понятия признаков, отвечающих на вопросы «где?», «когда?», «какого рода индивидуум?». Если эти признаки есть, понятия называются регистрирующими, если нет – нерегистрирующими.
Примеры регистрирующих
понятий: «народы Европы», «средневековая
философия», «А.С. Пушкин», «студенты
Харьковского национального университета
радиоэлектроники» и т.п. Как видно
из приведенных примеров, понятия
этого вида определены не только качественно.
Посредством части признаков
они характеризуются и с
Нерегистрирующие понятия являются определенными
лишь качественно. В них нет признаков,
выделяющих в классе предметов данной
качественной определенности, какой-либо
их части путем фиксирования пространственных
или временных границ или посредством
указания на единичность предмета. Поэтому
они иногда называются открытыми, в отличие
от регистрирующих, которые считаются
закрытыми. Примеры нерегистрирующих
понятий: «человек», «деревья», «камни»,
«планеты», «слово», «звук», «знак» и т.д.
Любое регистрирующее понятие при помощи
логической операции ограничения может
быть превращено в единичное понятие:
например, «народы Европы» - «народы Западной
Европы» - «народ Франции» (единичное понятие).
Нерегистрирующие (открытые) понятия могут
отличаться одно от другого по степени
общности, а следовательно, и по степени
абстрактности и по степени сложности;
например, «человек», «мужчина», «ребенок»;
«люди» - «камни» и т.д., но никогда не могут
стать единичными.
Из этого следует,
что для превращения открытого
понятия в понятие
По степени общности открытые (качественные) понятия, в свою очередь, подразделяются на более общие и менее общие. Первые называются всеобщими, вторые особыми (частными). Всеобщее относится к некоторым другим понятиям как род к виду, а особенное может и не подразделяться на виды. Оно может относиться лишь к множеству действительных или только мыслимых предметов, т.е. к индивидуумам. Примеры всеобщих понятий: «живое существо», «геометрическая фигура», «газ» и т.п.; примеры особенных понятий: «человек», «квадрат», «водород» и т.п.
Регистрирующие понятия по объему, т.е. по количеству мыслимых посредством них индивидуумов, делятся на общие (множественные) и единичные. Примеры общих (множественных) понятий: «жители Харькова», «выдающиеся деятели культуры», «студенты ХНУРЭ», «молодые специалисты» и т.п. Примеры единичных понятий: «Альберт Эйнштейн», «президент академии наук», «чемпион мира по плаванию» и т.п.
Пустые и непустые понятия.
Пустыми называются понятия, которым не соответствует ни один предмет в объективном мире. Например, «вечный двигатель», «эфир» (не легкая жидкость, а материальная субстанция), «кентавр», «звездолет», «терминатор» и т.п. Соответственно, непустыми являются понятия, соответствующие каким-либо предметам действительности; например: «Млечный путь», «страны СНГ», «теория относительности», «кафедра философии» и т.п.
Контрастные и абстрактные.
Конкретными являются понятия о предметах, а абстрактными – о свойствах и отношениях. Например, конкретными являются понятия: «машина», «дом», «дорога», «деньги» и т.п.; абстрактными понятиями являются: «стойкость», «красота», «надежность», «сила», «координация», «субординация» и т.п.
Абсолютные и относительные.
Относительные понятия
имеют в своем содержании признак,
фиксирующий отношение одного предмета
к другому, например, «отец», «друг»,
«учитель», «сосед», «начальник» и
т.п. В содержании абсолютного понятия
(безотносительного понятия) такой
признак отсутствует; например: «корпус»,
«искусство», «наука», «политика», «учеба»
и т.п. Следует различать
Положительные и отрицательные понятия.
Отрицательные понятия
фиксируют те признаки (признак), которые
отсутствуют в предмете, т.е. здесь
имеет место обобщение по отсутствию
признаков. Но понятие, в котором
мыслится лишь отсутствие признаков
предмета, невозможно. Приведем пример
таких понятий: «не-человек», «не-млекопитающее»,
«не-наука» и т.д. Мы, вслед за Аристотелем,
можем утверждать, что содержание
этих понятий неопределенно. Но при
оперировании такими понятиями мыслится
признак, тождественный родовому; в
нашем случае это «человек», «млекопитающее»,
«наука». Возьмем понятие «позвоночное
животное», тогда выражение «не-
Положительные понятия с учетом
этого принято обозначать символом Аавс,
а отрицательные – символом Авсх, где
верхняя черта означает отрицание видового
отличия авс, а х – неопределенное видовое
отличие.
Отношения между понятиями.
Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений также можно классифицировать на основе содержания и объема понятий.
Сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми называют понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия являются сравнимыми. В данном случае опровергается известная пословица «Нельзя сравнивать Божий дар с яичницей». С точки зрения логики, это также сравнимые понятия, так как о них, по крайней мере, можно сказать, что и то, и другое – предмет. Это и будет их общий признак. Несравнимыми называют понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака. Некоторые авторы в качестве примера несравнимых понятий приводят понятия «предмет» и «свойство». Сравнимые понятия могут быть совместимыми или несовместимыми.
Совместимые и несовместимые понятия. Понятия называются совместимыми, если их объемы имеют хотя бы один общий элемент. Несовместимые – это понятия, в объемах которых нет ни одного общего элемента. Обычно отношения между понятиями изображают с помощью так называемых кругов Эйлера (рис. 2, 3).
Виды совместимых понятий.
Совместимые понятия могут быть
равнозначными (тождественными), перекрещивающимися,
а также подчиненным и
Равнозначные (тождественные) - это понятия, объемы которых полностью совпадают (рис. 2, а).
Пример. А – понятие «автор романа «Анна Каренина»»; В – понятие «автор романа «Война и мир»».
Перекрещивающиеся - это понятия, объемы которых частично совпадают (рис. 2, б).
Пример. А – понятие «студент»; В – понятие «спортсмен».
Подчиняющее и подчиненное понятия. Объем подчиненного понятия полностью входит в объем подчиняющего, не исчерпывая его (рис. 2, в).
Пример. А – понятие «деревья»; В – понятие «береза».
Виды несовместимых понятий. Несовместимые понятия бывают соподчиненными, противоположными (контрарными) и противоречащими (контрадикторными).
Соподчиненные – это понятия, объемы которых различны и входят в объем общего для них понятия, не исчерпывая его (рис. 3, а).
Пример. А – понятие «фиалка»; В – понятие «роза»; С – понятие «цветы».
Противоположными (контрарными) понятиями являются такие, которые соподчинены третьему понятию и представляют собой крайние степени выраженности некоторого качества. Можно сказать, что их объемы занимают полярные места в объеме общего для них понятия (рис. 3, б).
Пример. А – «черный»; В – «белый»; С – «цвет».
Противоречивые (контрадикторные) понятия подчиняются общему для них понятию, и при этом в общем понятии не существует такого элемента, который не был бы элементом одного из этих понятий. Их объемы делят объем общего для них понятия на две части (рис. 3, в).
Пример. А – «монархия»;
В – «республика». Общим для
этих понятий является понятие «форма
правления». Причем «монархия» и «республика»
– несовместимые формы
С помощью кругов Эйлера можно получать достаточно сложные схемы. Например, можно изобразить отношение между понятиями А – «студент», В – «спортсмен», С – «мастер спорта», D – «кандидат в мастера спорта» (рис. 4).
Изучение отношений между понятиями имеет огромное значение для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности – отношений между самими вещами.
Определение понятий.
Определение понятий — технико-юридический прием, к которому прибегает законодатель, устанавливая содержание конструируемых им правовых норм. Потребность определения используемых в законе понятий обусловлено чаще всего тем, что одно и то же понятие (термин), используемое даже в рамках одной отрасли права, может интерпретироваться по-разному; очень часто законодателем в обиход (юридическую лексику) вводятся мало известные широкому кругу людей понятия либо же эти понятия заимствуются им из иностранного права. Кроме того, законодателю важно, чтобы каждое из включаемых им в закон понятий было определенным и исключало бы его разнообразную трактовку.
Законодатель может и
не прибегать к прямому
Для отображения определенных
понятий в законодательном
Правотворческая практика выработала
разнообразные способы
Иногда законодатель как бы выносит определяемые понятия за скобки, используя для этой цели такой прием законодательной техники, как примечание (см., к примеру, примечание 1—4 к ст. 158 УК РФ). Такой прием используется и в новейших законодательных актах (см., к примеру, ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Стремление достичь точности
и определенности в законодательной
деятельности обусловило выделение
в законодательных актах