Понятия,основные функции и виды общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 09:28, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.
Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в психологической науке, определение его функций и видов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр
Глава 1.Понятие общения…………………………………………………..4 стр
Глава 2.Основные функции общения………………………………..…….6 стр
Глава 3.Основные виды общения…………………………….…………….12 стр
Заключение…………………………………………………………..………14 стр
Список использованной литературы……………………………………..15 стр

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 40.59 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию и науки РФ

ГОУ ВПО ПГТУ

 

Кафедра Социологии и политологии

 

 

Контрольная работа на тему:

Понятие, основные функции и виды общения

 

 

                                                                                          

                                                                                                         

 

 

                                                                                                            Выполнил:

                                                                  студентка группы ФК-10-С

                                                                                             Павлова Мария

                                                                  Проверил:

                                                             Доцент Беляева О.С.

 

 

 

 

 

 

 

Пермь 2010

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...3 стр

Глава 1.Понятие общения…………………………………………………..4 стр

Глава 2.Основные функции  общения………………………………..…….6 стр

Глава 3.Основные виды общения…………………………….…………….12 стр

Заключение…………………………………………………………..………14 стр

Список использованной литературы……………………………………..15 стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нет ничего проще, а вместе с тем и сложнее, чем человеческое общение. В нем – источник радостей и огорчений, надежд и успехов. Человек никогда не бывает один. Даже общение с машиной, по сути дела - опосредованное общение с ее создателями. Нет профессии, которая не требовала бы общения.

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информации, а также в  восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.[5]

Именно в процессе общения  усваивается опыт, накапливаются  знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды  и убеждения. Только в процессе общения  формируются духовные потребности, морально – политические и эстетические чувства, складывается характер. Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления процесса совместной деятельности.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются  как личные, так и общественные отношения.[6]

Целью данной работы является изучение понятия общения, его функции и видов общения. Данная тема является весьма актуальной, так как за последние 20-25 лет изучение проблемы общения стало одним из ведущих направлений исследований в психологической науке в целом, и социальной психологии прежде всего. Ее перемещение в центр психологических исследований объясняется изменением методологической ситуации, отчетливо определившейся в социальной психологии в последние два десятилетия.

Главной задачей контрольной работы является определить категорию общения в психологической науке, определение его функций и видов.

 

 

 

 

Глава 1.Понятие общения

Общение – сложный процесс  взаимодействия между людьми, заключающийся  в обмене информацией, а также  в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых  живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться  осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов[1]: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения –  информация, которая в межиндивидуальных  контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном  и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, которая  передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование  информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и  хранения информации.

Общение – сложный многоплановый  процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый  потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого  человека.

Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в  том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения  друг с другом, взаимодействовали  между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию  друг друга. Поэтому психологи условно  выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и  персептивную.

Коммуникация – процесс  обмена информации. В процессе обмена информации важно, чтобы каждый участник коммуникации правильно понимал  свою роль. Другими словами, коммуникатор должен четко излагать необходимую для передачи информацию, а реципиент должен внимательно слушать, воспринимая все сказанное партнером по общению, и только после усвоения всего материала, он может не согласиться с услышанным, сопоставить со своей точкой зрения и т.д.

К свойствам личности, необходимым  в процессе общения, можно отнести  способность слушать, внушать, уважать  партнера по общению (ведь человека, которого уважаешь всегда выслушиваешь с большей  внимательностью, чем того, кто не заслуживает внимания), опытность, образованность и др.

К качествам личности, которые  напротив создают помехи коммуникации, относятся вспыльчивость, нетерпеливость, слишком развитая самоуверенность  и высокомерие по отношению к  собеседнику (поскольку у человека с такими качествами уже изначально «притуплено» внимание к партнеру по общению, а значит и к получаемой от него информации) и др.

Персептивная сторона  общения включает в себя процесс  восприятия и понимания другого  человека, формирования его образа. Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.

Интерактивная сторона общения  проявляется не только через обмен  информацией, но и через усилия людей  по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность. К  качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно  отнести свойства противоположные  перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области  и др. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Основные функции

Под словом функций (от лат. Functio - исполнение, осуществление) общения, понимают внешнее проявление свойств  общения, те роли и задачи, которые  оно выполняет в процессе жизнедеятельности  индивида в социуме.[5]

Известны различные подходы  к классификации функций общения. Одни исследователи, рассматривая общение  в контексте его органического  единства с жизнью общества в целом  и с непосредственными контактами людей и внутренней духовной жизнью человека.[3]

Выделяют следующие  функции:

  • общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;
  • представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Перечисленные функции, учитывая их интегральный характер, являются теми факторами, которые показывают существенно  весомее роль общения для человека, чем просто передача информации. И  знание этих интегральных функций, которые  выполняет общение в процессе индивидуального развития человека, дает возможность выявить причины  отклонений, нарушений процесса взаимодействия, неполноценной структуры и формы  общения, в которые была вовлечен человек на протяжении всей жизни. Неадекватность форм общения человека в прошлом  существенно влияет на его личностное развитие, определяет проблемы, которые  встают перед ним сегодня.

Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные  с обменом информацией, взаимодействием  и восприятием людьми друг друга.

Так, Б.Ломов выделяет в общении три функции: информационно-коммуникативную (заключается в любом обмене информацией), регуляционно-коммуникативную (регуляция поведения и регуляция совместной деятельности в процессе взаимодействия и аффективно-коммуникативную (регуляция эмоциональной сферы человека.

Информационно-коммуникативная  функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются  феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие  феномены, как имитация, внушение и  др.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Можно привести другую, немного  подобную предыдущей, классификацию – четырех элементную модель (А. Реан), в которой общение образует : когнитивно-информационный (прием и передача информации), регулятивно-поведенческий (заостряет внимание на особенностях поведения субъектов, на взаимной регуляции их действий), аффективно-эмпатический (описывает общение как процесс обмена и регуляции на эмоциональном уровне) и социально-перцептивний компоненты (процесс взаимного восприятия, понимания и познания субъектов).

Ряд исследователей пытается расширить количество функций общения  за счет их уточнения. В частности  А. Брудный отличает инструментальную функцию, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместной работы; синдикативную которая находит свое отражение в сплочения малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, сориентированную на поиск и достижение взаимного понимания.

Л. Карпенко по критерию «цель общения» выделяет еще восемь функций, которые реализуются в  любом процессе взаимодействия и  обеспечивают достижение в нем определенных целей:

  • контактную - установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаимо ориентированности;
  • информационную - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос;
  • побудительную - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
  • координационную - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
  • понимание - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
  • амотивную - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
  • установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивиду;
  • осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Информация о работе Понятия,основные функции и виды общения