Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 16:45, лекция
В Казахстане 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет охвачено образовательными программами. Обучаются почти 4,5 миллионов человек. Работают в образовании и науке около 500 тыс. педагогов и ученых. Системой образовании и науки охвачено почти 30% населения республики.
Стратегическая задача формирования интеллектуальной нации и создание «экономики знания» делает учителя ключевой фигурой в развитии государства. Однако сегодня остро стоит вопрос учительских кадров, обусловленый следующими причинами:[2]
- устойчивая тенденция старение педагогических кадров; гендерная непропорциональность, феминизация педагогической профессии; низкая зарплата; слабая социальная защищенность; непрестижность профессии; утечка высококвалифицированных кадров; инертный процесс потенциального кадрового обновления; несовершенство системы подготовки; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов воспитательной работе.
ПОСТРОЕНИЕ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Сарсекеева А.К. студент 2 курса специальности 5В010300 «Педагогика и психология»
Научный руководитель: ст.преподаватель Ахметова П.А.
Аркалыкский государственный педагогический институт им. И.Алтынсарина
Государственная программа развития образования Республике Казахстан на 2011-2020 годы определена одно из основных направлении – «статус педагога». [1]
В Казахстане 85% населения в возрасте от 5 до 24 лет охвачено образовательными программами. Обучаются почти 4,5 миллионов человек. Работают в образовании и науке около 500 тыс. педагогов и ученых. Системой образовании и науки охвачено почти 30% населения республики.
Стратегическая задача формирования интеллектуальной нации и создание «экономики знания» делает учителя ключевой фигурой в развитии государства. Однако сегодня остро стоит вопрос учительских кадров, обусловленый следующими причинами:[2]
- устойчивая тенденция старение педагогических кадров; гендерная непропорциональность, феминизация педагогической профессии; низкая зарплата; слабая социальная защищенность; непрестижность профессии; утечка высококвалифицированных кадров; инертный процесс потенциального кадрового обновления; несовершенство системы подготовки; недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов воспитательной работе.
В силу непривлекательности профессии учителя, на педагогические специальности поступают не самые лучшие выпускники школы. По итогам тестирования средний балл поступающих на педагогические специальности составляет – 65,9%, на социальные науки и бизнес – 89,6%, на юридические – 90,5%.
Сформирован в прочный круг, который не мотивирует лучшую молодежь работать учителем. Соответственно нет гарантии, чтоб будущий интеллект нации в руках самых представителей общества и нет условии для опережающего развития интеллектуальной нации и «экономики и знании».
Международные исследования и подходы социальных, психолого-педагогических наук показывает, что во многом проблема заключается в самом педагоге. Изменился мир – надо меняться педагогу.
В связи с тем, что мы находимся на начальном этапе исследования, использовали разведочные опросные методы, на предмет понятия «имидж».
Цель: получить данные о состоянии общественного мнения, состоянии сознания и поведения людей, содержание которых предоставляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
Обоснованность конкретного инструмента определяется типом исследуемых характеристик и целям исследования. Среди них можно выделить: релевантность (разумность); нейтральность (объективность); доступность (возможность понимания всеми респондентами); различаю идея способность (инструмент должен фиксировать различия среди респондентов) и др.
Респонденты:
Матрица эмпирических понятий:
Физический |
Психологический |
Социальный | |
И
М
И
Д
Ж |
- здоровье -стиль одежды - прическа - макияж
|
- характер - темперамент - внутренний мир
|
- роль в обществе - поведение - коммуникативные особенности
|
Диаграмма описаний имиджа респондентами:
Социоло
гические
Психоло
гические
Физиоло
гические
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Продуктивность имиджа обеспечивается объективными и субъективными условиями. К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторические запросы на данный вид деятельности. При всей стратегической социальной и общественной значимости и ценности педагогической профессии и личностью учителя, он сегодня становиться некем, если не может преподнести себя и свою деятельность соответствующим образом – «продать свои знания».[3]
Фактором продуктивного имиджа профессии являются характеристики субъекта этой деятельности, проявляющиеся в процессе его самодетерминирующей активности в ходе осуществления данной деятельности, т.е. самопрезентации.
Самопрезентация - это акт самовыражения, направленный на то, чтобы создать позитивный образ (бренд), занять статус, достичь успеха.
Для этого у студента должен быть интерес, потребность к профессии и желание работать в системе образования; знание алгоритма поэтапного становления (траектории развития) и навыки имиджевой технологии. Это требует внесения дополнений в учебно-воспитательный процесс подготовки учителей, посредством введения специальных курсов психотехники и формирования имиджа, обучающим умениям и навыкам самопрезентации.
Анализ типа героики показывает, что если раньше героем был лидер производства, то сегодняшнем мире героем стал лидер потребления, который формирует представителем профессиональной деятельности и его носителя. По мимо того, чтобы образовался имидж какой-либо профессии, недостаточно соответственным образом восприятия его извне, не мало важное позитивное отношении и высокая оценка самого носителя этой деятельности. Сегодня отмечается тенденция значительного уменьшения количество династии учителя. Учительская профессия родителей не становиться целью продолжениям для их детей, и родители их в этом поддерживают. Так что учитель, даже имеющий высокий личностный мотив, не всегда является двигателем имиджа своей профессии
Литература :
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 года
Стратегия «Казахстан - 2030»
А.А. Калюжный Социальная психология имиджа учителя, Москва 2008 год
Информация о работе Построение имиджа учителя - профессиональная и социальная необходимость