Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:25, реферат
Цель моего реферата – дать характеристику биологическим, социальным и идеальным потребностям.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Найти литературу по данной теме;
2. Изучить подобранную литературу;
3. Выделить основные моменты;
4. Сделать определенные выводы
Введение…………………………………………………………………… 3 стр.
1 Характеристика человеческих потребностей…………………………. 5 стр.
2 Характеристика биологических потребностей……………………….. 11 стр.
3 Характеристика социальных потребностей…………………………… 15 стр.
4 Характеристика идеальных потребностей…………………………….. 18 стр.
Заключение………………………………………………………………… 21 стр.
Список литературы………………………………………………………... 23 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
по дисциплине – психология
Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Характеристика человеческих потребностей…………………………. 5 стр.
2 Характеристика биологических потребностей……………………….. 11 стр.
3 Характеристика социальных потребностей…………………………… 15 стр.
4 Характеристика идеальных потребностей…………………………….. 18 стр.
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Потребности — форма
связи организма с внешним
миром и источник его активности.
Именно потребности, являясь внутренними
сущностными силами организма, побуждают
его к разным формам деятельности,
необходимым для сохранения и
развития индивида и рода в целом.
Потребности живых существ
Человек, в отличие от животного, как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен. Человек -- не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире -- в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества.
Классификация потребностей и описание законов их развития связывают с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не созданной ни полной классификации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (прежде всего на философию, экономику, социологию и психологию) и широко применяются на практике – менеджменте, маркетинге, сервисе, в организации связей с общественностью.
Цель моего реферата – дать характеристику биологическим, социальным и идеальным потребностям.
Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Найти литературу по данной теме;
2. Изучить подобранную литературу;
3. Выделить основные моменты;
4. Сделать определенные выводы;
5. Оформить реферат.
Объектом моего исследования являются биологические, социальные и идеальные потребности, а предметом – их сущность и значение.
1 Классификация человеческих потребностей
Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к классификации, совершенно разные. Одни основания у экономистов, другие - у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается: каждая классификация - оригинальная, непригодная для общего употребления. Так, например польский психолог К. Обуховский насчитал 120 классификаций. Сколько авторов, столько и классификаций. П. Ершов в своей книге «Потребности человека» считает наиболее удачными две классификации потребностей: Ф. М. Достоевского и Гегеля. Достоевский делил множество интересов и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:
1. Потребности в материальных благах, необходимые для поддержания жизни.
2. Потребности познания.
3. Потребности всемирного объединения людей.
Можно выделить следующие большие группы потребностей:
1. Базовые потребности:
это всеобщие потребности,
Внутри базовых потребностей можно обнаружить много их модификаций, дополнительных характеристик. Такие потребности являются конкретизацией базовой потребности. Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности. Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности - потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинств личности.
Следующим основанием для
выделения больших групп
Согласно классификации, предложенной П.В. Симоновым, потребности делят на три группы - потребности биологические, социальные и идеальные. В каждой группе выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие) потребности, производными от которых является множество других потребностей, которые по сути сводимы к той или иной базисной потребности.
Биологические или материальные потребности обеспечивают существование человека как биологического существа и человечества как биологического вида.
Базисными в этой группе являются потребности в безопасности, в личной территории и потребность в продолжении рода.
Социальные потребности человека включают в себя необходимость принадлежать к социальной группе, занимать в ней определенное место, пользоваться уважением и любовью окружающих, т. е. занимать определенную социальную нишу (территорию).
К этой группе относятся
также потребности в
Социальные и биологические потребности делятся на две ветви - потребности «для себя» и потребности «для других».
Биологические потребности
«для себя» обеспечивают выживание
индивида самого по себе. Биологические
потребности «для других» обслуживают
выживание вида в целом как
общности биологических особей. Предпосылкой
развития потребностей «для других»
в животном мире являются родительский
инстинкт, групповая забота о молодняке,
наблюдаемая у многих видов животных,
а также способность к
Идеальные (духовные) потребности
- это потребности в новой
Базисной в этой группе
является потребность в новой
информации, которая проявляется
уже у грудных детей. И если
уже в этом возрасте не обеспечить
ребенку возможность такую
Потребность в познании происходит от присущей всему живому потребности в информации, наряду с потребностью в притоке вещества и энергии. Потребность в новой информации существует у человека независимо от ее практического значения для удовлетворения биологических или социальных потребностей. Она проявляется не только как стремление к новому, неизвестному, но и как стремление это новое объяснить, упорядочить, познать присущие ему закономерности. Слишком много новой информации может действовать на человека пугающе. Объясняя же мир, создавая разные модели, описания мира, человек снимает свой страх перед загадочностью и непредсказуемостью жизни.
Биологические, социальные и идеальные потребности можно разделить на две группы: потребности сохранения (нужды) и потребности развития (роста).
Потребности нужды удовлетворяются в пределах существующих общественно-исторических норм, их неудовлетворение, как правило, сопровождается отрицательными эмоциями, переживаемыми как тревога, ощущение нависшей угрозы, боязнь наказания.
Удовлетворение потребностей развития связано с выходом за пределы существующих общественных норм удовлетворения данной потребности, со стремлением улучшить свое положение. Поэтому удовлетворение потребностей развития вызывает у человека положительные эмоции. Угроза неудовлетворения потребностей развития вызывает у человека тоску, раздражение, вызванные отсутствием удач.
Помимо перечисленных выше трех основных групп потребностей существуют так называемые вспомогательные потребности: потребность в вооруженности и потребность в преодолении препятствий.
Потребность в вооруженности навыками и умениями, необходимыми для удовлетворения других потребностей, существует и проявляется независимо от них.
Она появляется с раннего детского возраста в виде потребностей в игре и в подражании. Подражание позволяет, копируя поведение окружающих, бессознательно усваивать поведение, навыки, благодаря подражанию ребенок обучается речи. Именно подражанию, имитации принадлежит решающая роль в овладении навыками, придающими деятельности человека - производственной, спортивной, художественной и др. - черты мастерства. Реализация потребности в вооруженности у взрослого человека определяет его квалификацию, компетентность, тем самым определяя общественную ценность личности.
Ощущение высокого уровня своей вооруженности делает человека спокойным, уверенным в себе, сохраняющим самообладание в сложной и быстро меняющейся обстановке. Недостаточная вооруженность приводит к ощущению тревоги, чувства своей неполноценности, зависимости от окружающих, зависти и ревности. Для человека, стремящегося стать субъектом в своей жизни, необходим осознанный подход к удовлетворению потребности в вооруженности в соответствии с поставленными жизненными задачами.
Именно положительные
эмоции, вызванные удовлетворением
потребности в преодолении
Индивидуальная выраженность и композиция вспомогательных потребностей в преодолении, вооруженности, а также принципа экономии сил определяют характер человека.
Каждый человек
2 Характеристика
биологических потребностей
Потребности человека делятся на группы:
- элементарные потребности: пища, одежда,
вода;
- вторичные потребности в конкретных
вещах и условиях при возможности их выбора;
- псевдопотребности, т.е. потребности
в предметах роскоши.
Кроме того, различают базовые биологические
потребности и псевдопотребности.
К базовым биологическим потребностям
можно отнести:
- безопасность;
- тепловой, акуастический, электромагнитный
комфорт;
- состав воздуха;
- питьевая вода;
- сбалансированность питания;
- определенные вкусовые характеристики
пищи и ее безвредность, т.е. экологическая
чистота;
- продолжение рода и получение сексуального
удовлетворения.
Все перечисленные потребности присущи
не только человеку, но и другим живым
существам.
Псевдопотребности. Если биологические
потребности не реализуются, то они заменяются
псевдопотребностями, например, в агрессии,
лидерстве. Подобная псевдокомпенсация,
в конечном счете, ведет не только к асоциальному
поведению человека, но и к нарушению экологических
законов, т.е. правил поведения человека
в природе. Биологическое взаимодействие
люден друг с другом и с остальной природой
не полностью тождественно взаимодействию
животных друг с другом и с остальной природой,
оно всегда так пли иначе, в той или иной
степени и в том или ином отношении очеловечено.
Однако пока человек берется непосредственно
и специально не характеризуется социальное,
не объясняется, почему и как развивается,
«производится» специфически человеческое
в человеке, до тех пор не может быть специально
отличено то, что присуще человеку именно
как человеку, от того, что присуще ему
только как живому существу.
И все-таки
человек выступает на этой стадии рассмотрения
по преимуществу (но не исключительно)
со стороны своей биологической природы,
биологических взаимоотношений со средой
и друг с другом, а среда—главным образом
со стороны своей природной определенности.
Речь идет именно о людях, но в их биологической
определенности, в их биологических взаимоотношениях.
С самого начала человек фиксируется в
единстве биологического и социального.
Например, потребности в обуви, одежде,
поскольку обувь, одежда необходимы для
сохранения жизни, — физические потребности.
Однако, даже не говоря о характере обуви,
одежды, потребность в них для защиты от
неблагоприятных внешних воздействий
специфичны для человека. И все же первоначально
социальное предстает непосредственно
единым с биологическим и как бы моментом
биологического, ибо поддержание и порождение
жизни человека есть ближайшим и непосредственным
образом животное, биологическое существование
и порождение человека. Таким образом,
непосредственное единство биологического
и социального, в непосредственно рассматриваемых
людях, предстает прежде всего с биологической
стороны этого единства. В свою очередь
эта биологическая сторона двояка. Она
представляет собой биологическое отношение
людей друг к другу и к остальной природе.
После характеристики биологического
в человеке и в отношениях людей друг к
другу, биологического, взятого в относительной
самостоятельности по отношению к социальному,
будет специально рассмотрено социальное,
а затем специальному изучению подвергнется
проявление социального в биологическом,
единство социального и биологического,
а также формы этого единства.
Информация о работе Потребности человека. Виды потребностей: биологические, социальные, идеальные