Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 18:20, практическая работа
Потребности — это испытываемая личностью нужда в чем-либо. Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой.
Так, например, растение нуждается для своего нормального произрастания в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек, как и другие живые существа, также нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т. д.
Задание №15
Потребности личности и её особенности
Потребности — это испытываемая
личностью нужда в чем-либо. Каждый живой
организм, для того чтобы жить, нуждается
в определенных условиях и средствах,
доставляемых ему внешней средой.
Так, например, растение нуждается для
своего нормального произрастания в солнечном
свете, тепле, влаге и питательных веществах,
которые оно получает из почвы. Человек,
как и другие живые существа, также нуждается
для своего существования и деятельности
в определенных условиях и средствах.
Он должен иметь общение с внешним миром,
индивидами другого пола, пищу, книги,
развлечения и т. д.
В отличие от потребностей животных, носящих
более или менее стабильный характер и
ограниченных в основном биологическими
нуждами, потребности человека все время
множатся и изменяются в течение его жизни:
человеческое общество создает для своих
членов все новые и новые потребности,
которые отсутствовали у предыдущих поколений.
Немалую роль в этом постоянном обновлении
потребностей играет общественное производство:
изготовляя все новые и новые предметы
потребления, оно тем самым создает и вызывает
к жизни все новые потребности людей. В
потребностях человека выражаются характер
и степень его зависимости от конкретных
условий существования. Более того, сама
внешняя обстановка может актуализировать
различные потребности в человеческой
жизнедеятельности.
Характерными особенностями потребностей
являются:
-конкретный содержательный характер потребности, связанной обычно или с предметом, которым стремятся обладать люди, или с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);
-более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);
-наличие хотя и часто слабо осознаваемого, но всегда присутствующего эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск нахождения возможных путей удовлетворения потребностей;
-ослабление, а иногда и полное исчезновение
этих состояний, а в некоторых случаях
даже превращение их в противоположные
состояния при удовлетворении ранее реализованных
потребностей (например, чувство отвращения
при виде пищи в состоянии пресыщения);
-повторное возникновение потребности,
когда нужда, лежащая в основе ее, вновь
дает о себе знать.
Потребности человека
-в общественной деятельности,
труде (человек удовлетворяет свои материальные
потребности не инстинктивно, а с помощью
труда, усваивая в процессе жизни определенную
систему необходимых для этого действий);
-общении друг с другом (без
общения с другими людьми человек не может
жить);
-приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве (вместе с развитием общества развивались и стремления человека к учению, многочисленным и сложным видам искусства: живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе, театру, кино и др.) и т. п.
Задание №30
Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение
Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек воспринимал, думал, переживал или делал когда-то, т. е. отражение прошлого опыта, обстоятельств жизни и деятельности личности. Память служит основой непрерывности психической деятельности, связывая прошлое, настоящее и будущее.
Основные процессы памяти – запоминание, сохранение, воспроизведение.
Запоминание – процесс запечатления в сознании поступающей информации в виде образов, мыслей (понятий), переживаний и действий. Различают непроизвольное (непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) запоминание.
Непроизвольное запоминание осуществляется как бы само собой, без преднамеренного желания что-то запомнить. Оно определяется не установками или целями, а особенностями объектов и отношением человека к ним. Так обычно запоминается то, что произвело яркое впечатление, вызвало сильные и глубокие переживания.
Непроизвольное запоминание может быть эффективным, если оно включено в активную умственную деятельность. Например, артист в ряде случаев не заучивает специально текст роли, а запоминает его в ходе репетиций, главная цель которых заключается не в том, чтобы усвоить слова, а в том, чтобы вжиться в образ. Ведущим для человека является произвольное запоминание. Оно возникает и развивается в процессе общения людей и трудовой деятельности.
Произвольное запоминание – запоминание целенаправленное (что запомнить, зачем, на какой срок, как использовать и пр.), что придает ему планомерность и организованность.
Особая форма произвольного запоминания – заучивание. Оно используется тогда, когда необходимо что-то запечатлеть в памяти очень точно и очень прочно.
Сохранение – удержание в памяти в течение более или менее длительного времени и переработка того, что было запечатлено, что запомнилось. Сохраняется в памяти материал значимый, многократно повторяемый, постоянно использующийся в деятельности, хорошо понятный или запечатлевшийся с установкой «запомнить надолго».
Главным условием сохранения является использование запомнившегося на практике, в деятельности. Это относится не только к знаниям, но и к навыкам и умениям.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).
Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении (при повторном восприятии), чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания, это – активный волевой процесс. Припоминание у человека происходит по законам ассоциации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не «наткнется» на нужный факт.
Задание №47
Структура характера
Характер – это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер – её содержание. Характер накладывает свой отпечаток на все поступки, мысли и чувства человека, по которым мы судим об особенностях личности. Не все её особенности входят в состав характера, а только существенные и устойчивые.
Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.
Выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Позитивными качествами, которые входят в эту группу, являются коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и др., отрицательными – эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.
Следующая группа включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.
Значительную роль в становлении характера человека играют волевые и эмоциональные качества. Волю называют основой характера, его стержнем. Значимая роль волевых качеств личности находит отражение в таких выражениях, как «человек с характером», «твердый характер», «бесхарактерный человек». Выделяют положительные волевые качества: смелость, решительность, целеустремленность и др., - и отрицательные: нерешительность, упрямство. Следует сказать и об эмоциональных качествах личности: тревожности или эмоциональной устойчивости, сдержанности или импульсивности и т.д..
Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.
Благодаря знанию структуры характера мы можем, зная ту или иную черту характера человека, предполагать у него наличие ряда других черт, связанных с той, которая нам известна.
Среди черт характера
некоторые являются основными,
определяющими, ведущими, а другие
– второстепенными, их
Структура характера
рассматривается также с