Потребности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Среди множества психических явлений (мышление, память, способности, темперамент и т.д.) есть одно, стоящее и превосходящее по значению все другие – потребность. Это особая сущностная сила Я, внутренняя энергия личности, как бы заряжающая человека для действий по обеспечению самосохранения и саморазвития недавно приобрела статус центрального психологического явления.

Содержание работы

Введение ……………………………………………
1. Понятие личности………………………………
1.1. Личность, индивид, индивидуальность………
1.2. Устойчивые компоненты личности…………...
2. Потребности как внутренний побудитель личности…………………………………………….
2.1. Формы проявления потребностей…………….
2.2. Понятие потребности как нужды……………..
2.3. Понятие потребности как ценности…………..
2.4. Понятие потребности как мотив………………
Заключение………………………………………..
Список использованных источников…………..

Файлы: 1 файл

Потребности.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

При удовлетворении потребности  заканчивается потребностный цикл. Удовлетворение потребности, пишет Д. В. Колесов, — это овладение предметом потребности и его использование. При этом существуют способы как овладения, так и использования, причем первые более разнообразны, так как связаны с конкретными условиями, в которых происходит удовлетворение потребности. Исполнительская активность существа, ориентированная в направлении его потребностных связей с окружающей средой, понимается автором как деятельность.

Соотношения между потребностями  и мотивами, исходя из высказанных  в психологической литературе точек зрения, можно систематизировать следующим образом:

1) между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредствованные отношения;

2) потребность дает толчок к возникновению мотива;

3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т. е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить;

4) потребность — часть мотива (В. А: Иванников, например, считает, что если побуждение принять за мотив, то частью этого побуждения является потребность);

5) потребность и есть  мотив (Л. И. Божович, А. Г.  Ковалев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и многие другие). [9, 209]

Против того, что потребность  и есть мотив, возражает С. П. Манукян, считающий, во-первых, что потребности нельзя отождествлять с мотивами, а во-вторых, что потребности не могут являться побудителями деятельности. Конечно, мнение С. П. Манукяна, что потребность не побуждает деятельность и поведение, в определенной степени справедливо. Ведь потребность детерминирует поведение человека не прямо, а опосредованно, через другие психологические образования. Однако без потребности, часто принимающей у человека форму долженствования, побуждение к деятельности становится невозможным, если речь идет о сознательной, произвольной активности человека.

Отождествить мотив  с потребностью не позволяет ряд  обстоятельств. Во-первых, потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка, почему делается так или иначе, — ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами. Во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной (представляемой человеком) цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность. А, Н. Леонтьев по этому поводу пишет, что субъективные переживания, хотения, желания не являются мотивами, потому что сами по себе они не способны породить направленную деятельность. Действительно, в случае принятия потребности за мотив нельзя ответить на вопросы «зачем», «для чего» человек проявляет данную активность, т. е. не ясны цель и смысл активности. В-третьих, принятие потребности за мотив ведет к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных и приобретенных мотивах, что не совсем корректно.

Таким образом, при принятии потребности за мотив остается много  вопросов, неясностей и появляется некорректность в использовании  терминов и словосочетаний. Поэтому закономерны попытки ряда психологов подойти к пониманию мотива с других позиций.

 

 

 

 

Заключение

 

Если раньше проблема воспитания потребностей не выдвигалась  в качестве специальной задачи, то сейчас на современном этапе этот вопрос является одним из важнейших.

Рассмотрев классификации  потребностей в отечественной и  зарубежной психологии, можно сказать, что центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной  сферы человека: его потребностей, желаний, намерений. В целях обоснования материала нашей работы напомним, что потребность - это психологическое отношение личности, переживаемое как противоречие между общественным эталоном потребления какой-то ценности или блага и уровнем потребления данного индивида и выступающее силой активности. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиски нахождение предметов их удовлетворения.

Основываясь на мнении зарубежных и отечественных психологов можно  сказать, что понимание потребности, как отношения личности, выгодно тем, что выводит проблему формирования потребностей на уже освоенный уровень общих закономерностей активности личности. Развитие потребностей в конечном итоге, исходит от самого человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

 

1. Ананьев Б.Г. О  проблемах современного человекознания, - М., 1977г.

2. Ананьев Б.Г. Избранные  психологические труды. - М., Педагогика, 1980 г.

3. Андреева П.М. Социальная психология: Учебник для вузов. - М., Наука, 1994 г.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды/Под редакция Д.И. Фельдштейна. - М. 1995 г.

5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., Педагогика, 1983 г.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991г.

7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988 г.

8. Диллигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., Новая школа, 1996 г.

9. Ильин А.В.Мотивы человека. - М., 1995 г.

10. Каверин С.Б. Психология потребностей. - УМП., ТГУ, 1996 г.

11. Корнеенков С.С. Психологические теории личности и ее потребностей. - Владивосток., 1997 г.

12. Леонтьев А.Н. Избирательные психологические произведения. - М., Педагогика, 1983 г.

13. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. - М.,Смысл,1993г. с. 43

14. Левитов Н.Д. Психология характера. - М., 1969 г.

15. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. - М., Наука, 1984 г.

16. Личность, семья, школа (пособие для учителей школ) Спб, ГУПМ - 1996 г.

17.Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. - М., НПО "Модак", 1995 г.

18. Майерс Д. Социальная психология. - М., СП, 1997 г.

19. Маслоу А. Психология бытия - М., 1997 г.

20. Маркова Формирование мотивации учения. - М., 1994 г.

21. Немов Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. - М., Педагогика, 1984 г.

22. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. - М., 1974 г.

23. Обуховский К. Психология человеческих отношений. - М., 1996 г.

24. Петровский А.В. Личность в психологии: парадигма субъективности". Учебное пособие для вузов. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1996 г.

25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М., 1982 г.

26. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М., Наука, 1976 г.

27. Предвечный Т.П., Шерковин Ю.А. Социальная психология. - М., 1975 г.

28. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность. - М., Наука, 1984 г.

29. Страков И.В. Психология характера. - Саратов, СГПИ, 1970г.

30. Столин В.В. Самосознание личности. - М., Издательство МГУ, 1983.

31. Рогов Е.И. Общая психология. М., 1998 г.

32. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., Педагогика, 1976 г.

33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Под редакцией Давыдова В.В. - М., Педагогика, 1989 г.




Информация о работе Потребности