Поведенческие и ситуативные аспекты мотива помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:43, доклад

Описание работы

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые действия, направленные на благополучие других людей. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки за столом) через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни.
Из истории исследований психологических аспектов помощи
Когда во второй половине 60-х гг. количество исследований поведения помощи резко возросло, причиной этого послужило развитие не только науки, но и общественной жизни.

Файлы: 1 файл

соц моив.docx

— 18.49 Кб (Скачать файл)

 

Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным, поведением могут пониматься любые действия, направленные на благополучие других людей. Действия эти весьма многообразны. Диапазон их простирается от мимолетной любезности (вроде передачи солонки за столом) через благотворительную деятельность до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, вплоть до спасения его ценой собственной жизни.

Из истории исследований психологических  аспектов помощи

Когда во второй половине 60-х гг. количество исследований поведения помощи резко  возросло, причиной этого послужило развитие не только науки, но и общественной жизни.

Таким образом, о ситуационных детерминантах действий по оказанию помощи мы знаем больше, чем о  ситуационной мотивации большинства  других видов деятельности. Но с другой стороны, можно пока только догадываться о личностных переменных, предрасполагающих к оказанию помощи, не говоря уже о разработке методики измерения мотива помощи. Кроме того, пока отсутствует объяснение данного поведения с третьего взгляда, т. е. недостает исследований взаимодействия личностных и ситуационных переменных.

в конце 70-х гг. Во-первых, исследовательский  интерес был направлен исключительно на оказывающего помощь, тогда как ее адресат оставался в тени. Лишь через несколько лет его реакции на оказываемую ему помощь стали объектом систематических исследований,

в начале 80-х гг. исследователи задумались о том, является ли оказание помощи действительно альтруистическим, т. е. осуществляющимся без всякой личной заинтересованности, поведением. Не вызывает сомнений тот факт, что существуют значительные индивидуальные различия не только в частоте оказания помощи, но и в ее бескорыстности. Очевидно и то, что помощь часто оказывается индивидом в своих собственных интересах: прежде всего, ради позитивных последствий (например, вознаграждения), или избегания негативных (например, наказания), или для устранения неприятного чувства, вызванного бедственным положением нуждающегося в помощи человека. Вопрос состоит в том, всегда ли помощь мотивируется «эгоистически», «гедонистически» или «внешним образом» или же существует еще и «действительно альтруистическая» помощь, направленная по своей сути лишь на то, чтобы избавить нуждающегося в помощи от его бедственного положения.

Три взаимодополняющие теории дают некоторые ответы что мотивирует альтруизм

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБМЕН

Теория социального  обмена:

теория, согласно которой  человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты».

«Люди не в состоянии  оценить хороший поступок до тех  пор, пока не почувствуют своей выгоды». Овидий, «Эпистолы ex Ponto»

СОЦИАЛЬНЫЙ ОБМЕН

Одно из объяснений альтруизма дает теория социального обмена: человеческое взаимодействие направляется «социальной экономикой». Мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными товарами — любовью, услугами, информацией, статусом (Foa & Foa, 1975). Поступая так, мы используем стратегию «ми-нимакса» — минимизируем (уменьшаем) расходы, максимизируем (увеличиваем) вознаграждение (заслуги). Теория социального обмена отнюдь не утверждает, что мы сознательно рассчитываем на вознаграждение, просто она предполагает, что такие соображения предопределяют наше поведение.

Предположим, что в вашем университетском  городке проводится кампания по сдаче  крови и кто-то предлагает вам принять в ней участие. Разве вы не будете взвешивать все «за» (чувство вины, неудовлетворения) и «против» (укол иглой, потеря времени, усталость) сдачи крови? Думать о том, что выгоднее — сдавать (чувство удовлетворения от того, что оказал кому-то помощь; бесплатное угощение) или же нет (потеря времени, ощущения боли и тревоги)? Согласно теории социального обмена и опросам доноров штата Висконсин, проведенным Джейн Ал-лин Пильявин, Доркас Эванс и Питером Каллеро (Jane Allyn Piliavin, Dorcas Evans & Peter Callero, 1982), — такие едва уловимые расчеты предшествуют принятию решения о сдаче крови.

Вознаграждения, которые мотивируют помощь, могут быть внешними и внутренними. Когда фирмы ради улучшения своего корпоративного имиджа выступают спонсорами или же когда какой-нибудь человек, чтобы получить признание или добиться дружбы, предлагает воспользоваться его услугами, выгода является внешней. Мы даем, чтобы получить. Таким образом, мы больше всего желаем оказать помощь тем, кто привлекателен для нас, тем, чьего расположения мы добиваемся (Krebs, 1970; Unger, 1979).

Выгоды от оказания помощи могут  включать внутренние самовознаграждения. Почти все доноры, которых опросила Джейн Пильявин во время своего исследования, согласились с тем, что сдача крови «заставляет думать о самом себе лучше» и «дает тебе чувство самоудовлетворения».

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

Зачастую  мы оказываем помощь другим отнюдь не потому, что сознательно высчитали, что такое поведение в наших  интересах, а просто потому, что нечто  говорит нам, что мы должны поступить  именно так.

выделили  две социальные (общественные) нормы, которые мотивируют альтруизм.

Норма взаимности:

ожидание того, что люди, скорее всего, окажут по/нощь, а не навредят тем, кто им помог.

НОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Норма социальной ответственности:

ожидание, что люди будут помогать тем, кто от них зависит.

 Именно  эта норма побуждает людей,  например, поднять книгу, которую  уронил человек на костылях. В  Индии, в сравнительно коллективистской  культуре, люди поддерживают норму  социальной ответственности более  твердо, чем на индивидуалистическом  Западе (Miller & others, 1990). Они выказывают желание оказать помощь даже тогда, когда отсутствует непосредственная угроза жизни нуждающегося или когда он не принадлежит к числу их полстпенников.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ЗАЩИТА РОДА

Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство. Так, одной из форм самопожертвования, которая действительно способствует сохранению генов, является самозабвенная  любовь к своим детям. Родители, которые  благополучие своих детей ставят выше собственного, скорее передадут  свои гены следующим поколениям, нежели родители, игнорирующие своих детей. Так не по этой ли причине мы биологически запрограммированы поступать более альтруистично по отношению к тем, кто похож на нас, и к тем, кто живет рядом с нами?

Отбор по принципу

родовой

принадлежности:

теория, согласно которой альтруизм  по отношению к близким родственникам  как модель поведения был отобран  в ходе эволюции для увеличения возможности  выживания общих генов.

 

 


Информация о работе Поведенческие и ситуативные аспекты мотива помощи