Познавательно-речевое развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.

Файлы: 1 файл

познавательно речевое развитие ребенка.docx

— 190.09 Кб (Скачать файл)

Для изобразительными материалами. Они могут носить чисто ис следовательский характер. Малыши с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки на 
бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом они не только знакомятся со свойствами различных ве ществ и материалов, но и получают быстрый видимый эф фект от собственных развития познавательной активности полезны игры с 
преобразующих действий, что вызывает у малышей особую радость. ,

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шур-шащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.

Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось.

Если он не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог стимулирует познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка? »

Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, педагоги предлагают детям специальные игры-занятия, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами и т.п. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с небольшой группой детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Развитие речи

В работе по развитию у детей речи перед педагогами стоят следующие задачи:

  • создавать условия для развития у детей речи в повседневной жизни;
  • организовывать игры и занятия, направленные на развитие разных сторон речи ребенка.

Для развития речи детей воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические условия.

Прежде всего — богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.

Затем — установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Известно, что малыши охотнее 

с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, ласку, играют с ними. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то «сказать», предложить какое-то действие, задать вопрос, подражать.

Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, разговаривают обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей.

Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т.п.; должна адресоваться не только группе детей, но и лично каждому ребенку.

Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все речевые и иные обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.

Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением.

Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста (дай, покажи, возьми, принеси и т.п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехша-говых инструкций.

Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения их к взрослым и сверстникам посредством речи, создавать условия для расширения словарного запаса, усложенения грамматического строя речи.

Фонематический слух развивается при восприятии ребенком слышимой речи и наиболее интенсивно при проговари-вании слов в соответствии- с воспроизводимым образцом. С развитием такого слуха связаны понимание детьми обращенной к ним речи взрослого, способность самим произносить слова и воспроизводить звуковые образцы взрослого   Развитие фонематического слуха обязательно сопряжено с формированием у детей интереса к слышимой речи и наличием внимания к речевым звукам.

Развитие речи как средства управления своим поведением предполагает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрослого, с опорой и без опоры на наглядные образцы, и собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.

Включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни

Включенность речи взрослого в его повседневное взаимодействие с детьми имеет огромное значение для овладения речью. В ходе жизнедеятельности ребенка и взрослого, в процессе совместного решения ими разнообразных задач у малыша возникает естественная нужда в слове.

Слышимая им речь оказывает существенное влияние на развитие его речи, поэтому к ней предъявляются определенные требования. Речь взрослого должна быть:

  • по возможности чаще адресована индивидуально конкретному ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания ребенка к речи и готовность ответить на нее;
  • эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, ребенку часто более понятно, чем смысл слова;
  • правильной, отчетливой, неспешной;
  • понятна ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем. Этим обеспечивается вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;
  • более сложной, чем речь ребенка и по структуре и форме фраз, и по лексической новизне. Она должна давать ребенку более сложные образцы, чем те, которыми ребенок уже владеет.

Взрослые должны разговаривать с детьми в течение дня о том, что видят и что делают дети, объяснять, что им предстоит сделать, готовя переход к следующему виду деятельности. Речь взрослого должна быть включена во все виды его взаимодействия с детьми: во время игры, купания, одевания, кормления, прогулки и т.п.

Например, воспитатель может подсесть к играющему реш бенку и «завязать беседу»: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?»; может собрать возле себя несколько детей, взять игрушку, обратиться к ним: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли,

Во время прогулки на улице или в помещении воспитатель обращает внимание детей на явления природы (дождь, снег, радугу, ветер), на животных и их действия, следует подчеркнуть их красоту, особенность. Это можно сделать с помощью коротких стихов. Дети второго года жизни особенно чувствительны к сочетанию звуков, ритму, темпу и интонации речи.

Укладывание детей спать следует сопровождать колыбельными, короткими песенками какие туфельки». Взрослый привлекает внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет?» (или «Покажи мне»), «А где у Ляли глазки?»или стишками.

Одевая малышей на прогулку, взрослый называет все предметы одежды и действия, побуждает малыша к общению и участию в процессе одевания, приговаривая: «Так, надели ботиночки. Теперь что будем одевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять».

Гигиенические процедуры нужно обязательно сопровождать ласковым разговором с ребенком, включая в беседу соответствующие стихотворения, присказки, песенки.

Взрослый сопровождает речью все повседневные дела в группе: накрывание на стол, кормление рыбок в аквариуме, уход за растениями и пр. Помогая воспитателю и наблюдая за его действиями, дети узнают названия новых предметов и действий, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого.

Для развития понимания речи важны различного рода поручения малышам в простой речевой форме: «Петя, дай мячик», «Катя, возьми книжечку». Побуждая детей к активной речи, такого рода поручения следует усложнять: «Алеша, передай Лене собачку и скажи ей: «Лена, на собачку».

Детям постарше полезно давать различные поручения, исполнение которых требует от них речевого общения с окружающими. Однако нельзя заставлять малыша произносить 

слова, следует так построить общение, чтобы он сам почувствовал необходимость воспользоваться речью.

Любое обращение ребенка к взрослому желательно использовать для того, чтобы завязать беседу с ним, а не просто удовлетворить его просьбу.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет словесное общение детей друг с другом. Поэтому следует давать ребенку такие поручения, которые вызывают необходимость вступить с другим в разговор. Воспитатель может попросить его позвать кого-нибудь: «Машенька, позови, пожалуйста, Свету» и т.п. Совместная игра или рассматривание картинок также способствует возникновению разговора между детьми.

Воспитатель должен беседовать, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение, задавать вопросы. Например: «Посмотрите в окошко, какой дождик пошел! Наверное, гулять не сможем сегодня выйти, как вы, ребята, думаете?» или: «Скоро будем обедать. Что мы должны сделать перед едой? Правильно, ручки помыть».

С первых лет следует воспитывать у ребенка культуру речевого общения. Даже самым маленьким следует говорить «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания» и др., побуждать малышей пользоваться вежливыми словами. Дети этого возраста легко переходят от спокойного тона к возбужденному, нетерпеливому крику. В таких случаях взрослый должен корректно сделать ребенку замечание: «Ты очень громко кричишь, я не пойму, что тебе нужно. Скажи спокойно, что ты хочешь?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи

Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что при этом целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.

К специальным играм и занятиям этого рода относятся:

  • разнообразные игры (игры-потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки, звукоподражательные игры, и др.);
  • чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, побуждение детей пересказывать услышанное;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
  • демонстрация диафильмов;
  • игры-занятия с предметными и сюжетными картинками;
  • разгадывание простых загадок с опорой и без опоры на наглядность;

• игры, направленные на развитие мелкой моторики. 
Для развития речи можно использовать любые игры. 
Так, игры-потешки («Ладушки», «Сорока-ворона», «По

кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком; это облегчает малышу понимание и подражание речи.

В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, четкость произношения, интонационная сторона речи.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.

В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребенка, что требует от него особой мобилизации внимания. Так, можно создать условия, в которых дети должны будут различить близкие по смыслу обращения взрослого, предполагающие, тем не менее, выполнение разных действий. Например, играя с малышом в мяч, воспитатель предлагает: «Положи мячик в корзинку. А теперь брось мячик в корзинку». Или, играя в прятки с куклой и собачкой, предлагает спрятать игрушку за стул, под стул и т.п.

Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение детских книг, рассматривание картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задает им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулирует малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка

Информация о работе Познавательно-речевое развитие ребенка