Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 22:27, контрольная работа
Так, в группе должны быть предметы для выполнения соотносящих действий (вкладыши, матрешки, пирамидки); орудийных действий (совочки и формочки, заводные игрушки, сачки, молоточки и колышки); игрушки для бросания, катания, толкания (мячи, машинки, коляски, тележки, обручи, кегли); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины и катушки для нанизывания на мягкую проволоку; веревочки, ленты для наматывания на бобину; крючки, пуговицы, молнии для застегивания и др.), конструкторы (кубики, модули, мозаики), игрушки, имитирующие бытовые предметы.
Для изобразительными материалами.
Они могут носить чисто ис следовательский
характер. Малыши с интересом смешивают
краски, делают пальчиками, кистью, печатками
мазки на
бумаге, чиркают карандашом, фломастером,
мелком. При этом они не только знакомятся
со свойствами различных ве ществ и материалов,
но и получают быстрый видимый эф фект
от собственных развития познавательной
активности полезны игры с
преобразующих действий, что вызывает
у малышей особую радость. ,
Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлофоны, гармошки, шарманки, дудочки, свистульки, трещотки, пианино и пр.) и звучащие предметы (погремушки, деревянные ложки, морские раковины, шур-шащая бумага, струны, резинки и пр.). Экспериментирование со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата.
Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять, удивляться, радоваться вместе с ним его открытиям, хвалить. Обязательно нужно отвечать на все вопросы ребенка, стараясь формулировать ответы в доступной форме, спрашивать малыша о том, что он делает, что у него получилось.
Если он не проявляет исследовательского интереса или его действия с предметом ограничиваются простыми манипуляциями, педагог стимулирует познавательную активность малыша вопросами, подсказками, предложениями: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Утонет или будет плавать? А губка? »
Помимо организации предметной деятельности, детского экспериментирования, наблюдения, педагоги предлагают детям специальные игры-занятия, направленные на развитие мышления: детские лото, домино, занятия с парными и разрезными картинками, развивающие игры с матрешками, пирамидками, кубиками, геометрическими плоскостными и объемными формами и т.п. Эти игры проводятся как индивидуально, так и с небольшой группой детей.
4 Развитие речи
В работе по развитию у детей речи перед педагогами стоят следующие задачи:
Для развития речи детей воспитатели должны создавать следующие психолого-педагогические условия.
Прежде всего — богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у ребенка поводов к речевому общению со взрослыми и со сверстниками.
Затем — установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Известно, что малыши охотнее
с теми взрослыми, которые проявляют к ним доброжелательное внимание, ласку, играют с ними. Именно этим взрослым ребенку хочется что-то «сказать», предложить какое-то действие, задать вопрос, подражать.
Педагоги должны создавать в группе жизнерадостную теплую атмосферу, разговаривают обеспечивающую детям хорошее настроение. Состояние подавленности, страха в первую очередь подавляют речевую инициативу детей.
Речь взрослого, обращенная к детям, должна включаться во все виды их совместной жизнедеятельности: кормление, одевание, купание и т.п.; должна адресоваться не только группе детей, но и лично каждому ребенку.
Чтобы пользоваться речью, ребенку необходима уверенность в том, что взрослые его слушают и понимают. Поэтому так важно, чтобы педагоги откликались на все речевые и иные обращения ребенка, поощряли и поддерживали их.
Работа педагогов должна быть нацелена на развитие у детей понимания речи, развитие активной речи, формирование фонематического слуха, развитие речи как средства управления своим поведением.
Для развития понимания речи необходимо пробуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, развивать умение слушать речь взрослого. Развитие понимания речи подразумевает установление адекватной связи слова с предметом и действием. В этом процессе важную роль играет побуждение детей к выполнению речевых инструкций взрослого разной сложности: от самых простых одношаговых у детей младшего возраста (дай, покажи, возьми, принеси и т.п.), до более сложных (по мере взросления ребенка) двух- и трехша-говых инструкций.
Для развития активной речи необходимо побуждать детей к подражанию речи взрослого, стимулировать и поддерживать инициативные обращения их к взрослым и сверстникам посредством речи, создавать условия для расширения словарного запаса, усложенения грамматического строя речи.
Фонематический слух развивается при восприятии ребенком слышимой речи и наиболее интенсивно при проговари-вании слов в соответствии- с воспроизводимым образцом. С развитием такого слуха связаны понимание детьми обращенной к ним речи взрослого, способность самим произносить слова и воспроизводить звуковые образцы взрослого Развитие фонематического слуха обязательно сопряжено с формированием у детей интереса к слышимой речи и наличием внимания к речевым звукам.
Развитие речи как средства управления своим поведением предполагает побуждение детей к выполнению словесных инструкций взрослого, с опорой и без опоры на наглядные образцы, и собственных словесных «инструкций», связанных с действиями.
Включенность речи взрослого во взаимодействие с ребенком в повседневной жизни
Включенность речи взрослого в его повседневное взаимодействие с детьми имеет огромное значение для овладения речью. В ходе жизнедеятельности ребенка и взрослого, в процессе совместного решения ими разнообразных задач у малыша возникает естественная нужда в слове.
Слышимая им речь оказывает существенное влияние на развитие его речи, поэтому к ней предъявляются определенные требования. Речь взрослого должна быть:
Взрослые должны разговаривать с детьми в течение дня о том, что видят и что делают дети, объяснять, что им предстоит сделать, готовя переход к следующему виду деятельности. Речь взрослого должна быть включена во все виды его взаимодействия с детьми: во время игры, купания, одевания, кормления, прогулки и т.п.
Например, воспитатель может подсесть к играющему реш бенку и «завязать беседу»: «Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?»; может собрать возле себя несколько детей, взять игрушку, обратиться к ним: «А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли,
Во время прогулки на улице или в помещении воспитатель обращает внимание детей на явления природы (дождь, снег, радугу, ветер), на животных и их действия, следует подчеркнуть их красоту, особенность. Это можно сделать с помощью коротких стихов. Дети второго года жизни особенно чувствительны к сочетанию звуков, ритму, темпу и интонации речи.
Укладывание детей спать следует сопровождать колыбельными, короткими песенками какие туфельки». Взрослый привлекает внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: «А где у Ляли носик? Кто мне покажет?» (или «Покажи мне»), «А где у Ляли глазки?»или стишками.
Одевая малышей на прогулку, взрослый называет все предметы одежды и действия, побуждает малыша к общению и участию в процессе одевания, приговаривая: «Так, надели ботиночки. Теперь что будем одевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять».
Гигиенические процедуры нужно обязательно сопровождать ласковым разговором с ребенком, включая в беседу соответствующие стихотворения, присказки, песенки.
Взрослый сопровождает речью все повседневные дела в группе: накрывание на стол, кормление рыбок в аквариуме, уход за растениями и пр. Помогая воспитателю и наблюдая за его действиями, дети узнают названия новых предметов и действий, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого.
Для развития понимания речи важны различного рода поручения малышам в простой речевой форме: «Петя, дай мячик», «Катя, возьми книжечку». Побуждая детей к активной речи, такого рода поручения следует усложнять: «Алеша, передай Лене собачку и скажи ей: «Лена, на собачку».
Детям постарше полезно давать
различные поручения, исполнение которых
требует от них речевого общения с окружающими.
Однако нельзя заставлять малыша произносить
слова, следует так построить общение, чтобы он сам почувствовал необходимость воспользоваться речью.
Любое обращение ребенка к взрослому желательно использовать для того, чтобы завязать беседу с ним, а не просто удовлетворить его просьбу.
Существенное значение для развития речи ребенка имеет словесное общение детей друг с другом. Поэтому следует давать ребенку такие поручения, которые вызывают необходимость вступить с другим в разговор. Воспитатель может попросить его позвать кого-нибудь: «Машенька, позови, пожалуйста, Свету» и т.п. Совместная игра или рассматривание картинок также способствует возникновению разговора между детьми.
Воспитатель должен беседовать, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение, задавать вопросы. Например: «Посмотрите в окошко, какой дождик пошел! Наверное, гулять не сможем сегодня выйти, как вы, ребята, думаете?» или: «Скоро будем обедать. Что мы должны сделать перед едой? Правильно, ручки помыть».
С первых лет следует воспитывать у ребенка культуру речевого общения. Даже самым маленьким следует говорить «спасибо», «пожалуйста», «извини», «здравствуй», «до свидания» и др., побуждать малышей пользоваться вежливыми словами. Дети этого возраста легко переходят от спокойного тона к возбужденному, нетерпеливому крику. В таких случаях взрослый должен корректно сделать ребенку замечание: «Ты очень громко кричишь, я не пойму, что тебе нужно. Скажи спокойно, что ты хочешь?»
5 Специальные игры и занятия, направленные на развитие речи
Преимущество специальных игр и занятий заключается в том, что при этом целенаправленно создаются условия для развития у детей разных сторон речи.
К специальным играм и занятиям этого рода относятся:
• игры, направленные на развитие
мелкой моторики.
Для развития речи можно использовать любые игры.
Так, игры-потешки
(«Ладушки», «Сорока-ворона», «По
кочкам»), хороводные игры («Каравай», «Раздувайся пузырь») полезны тем, что слушание речи взрослого происходит с опорой на собственные действия и движения ребенка. Они включают повторы слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.п.) и действий. Важно и то, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт с ребенком; это облегчает малышу понимание и подражание речи.
В звукоподражательных играх развиваются фонематический слух, четкость произношения, интонационная сторона речи.
Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. В ходе этих игр создаются условия для развития планирующей и регулирующей функций речи.
В отличие от обычных жизненных ситуаций в специальных «речевых» играх и занятиях взрослые могут намеренно создавать некоторые затруднения для ребенка, что требует от него особой мобилизации внимания. Так, можно создать условия, в которых дети должны будут различить близкие по смыслу обращения взрослого, предполагающие, тем не менее, выполнение разных действий. Например, играя с малышом в мяч, воспитатель предлагает: «Положи мячик в корзинку. А теперь брось мячик в корзинку». Или, играя в прятки с куклой и собачкой, предлагает спрятать игрушку за стул, под стул и т.п.
Чрезвычайно полезным для развития речи является совместное со взрослым чтение детских книг, рассматривание картинок и ярких красочных иллюстраций. Взрослый читает детям, показывает иллюстрации, задает им вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, стимулирует малышей к повторению речевых образцов. Рассматривание картинок может быть и иным: взрослый называет предметы и персонажей и просит ребенка