Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:11, контрольная работа

Описание работы

Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

Содержание работы

Введение.
Свойства и виды ощущения .
Свойства и виды восприятия.
Сущность и виды воображения.
Представления и его основные характеристики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 150.77 Кб (Скачать файл)

 

Пример  оформления титульного листа контрольной работы

Минский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального  образования «Московский государственный  университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)»

Минский филиал МЭСИ

 

Контрольная работа

по дисциплине Психология

Вариант №7

 

Тема: Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие.         Представление. Воображение.

 
 
 
 

Студент 

         
   

Ф.И.О., № зачетки, группа

 

подпись

 

Дата

Руководитель 

         
   

Ф.И.О.

 

подпись

 

Дата

       

Зарегистрировано 

на кафедре

           
   

Ф.И.О.

 

Подпись

 

Дата

 

 

 

Минск  2013  г.


 

Оглавление.

Введение.

    1. Свойства и виды ощущения .
    2. Свойства и виды восприятия.
    3. Сущность и виды воображения.
    4. Представления и его основные характеристики.

Заключение.

          Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение .

    Познавательные процессы входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность. Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

   Когда говорят об общих способностях человека, то также имеют в виду уровень развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо чем лучше развиты у человека эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения.

   Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности. научиться управлять ими. Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют значительную роль в развитии познавательных процессов), но в большей мере от характера воспитания ребенка в семье, в школе, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

   Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов психических процессов. Но один из них обычно является главным, ведущим, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Так, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в более или менее сложном единстве с речью.

    

      1. Свойства и виды ощущения .

 

 Жизнедеятельность человека  предполагает активное исследование  объективных закономерностей окружающей  действительности. Познание мира, построение  образа этого мира необходимы  для полноценной ориентации в  нем, для достижения человеком  собственных целей. Знание окружающего  мира входит во все сферы  деятельности человека и основные  формы его активности.

 В познании принято выделять  два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится  познание с помощью органов  чувств. В процессе чувственного  познания у человека складывается  образ, картина окружающего мира  в его непосредственной данности  и многообразии. Чувственное познание  представлено ощущениями и восприятием.  В рациональном познании человек  выходит за пределы чувственного  восприятия, вскрывает существенные  свойства, связи и отношения между  предметами окружающего мира. Рациональное  познание окружающего мира осуществляется  благодаря мышлению, памяти и  воображению. 

 Ощущение — это процесс  первичной обработки информации, который представляет собой отражение  отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

 Ощущения являются наиболее  простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная  реакция нервной системы на  тот или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии  раздражителя на адекватный ему  анализатор. Анализатор состоит  из трех частей:

- Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внешнюю энергию  в нервный процесс; 

- Проводящих нервных путей, соединяющих  периферические отделы анализатора  с его центром: афферентных  (направленных к центру) и эфферентных  (идущих к периферии);

- Подкорковых и корковых отделов  анализатора, где происходит переработка  нервных импульсов, приходящих  из периферических отделов. 

         Клеткам  периферических отделов анализатора  соответствуют определенные участки  корковых клеток. Многочисленные  эксперименты позволяют четко  установить локализацию в коре  тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен  главным образом в затылочных  зонах коры, слуховой — в височных  зонах, осязательно-двигательная  чувствительность локализована  в задней центральной извилине, и т.д. 

        Для возникновения  ощущения необходима работа всего  анализатора. Воздействие раздражителя  на рецептор вызывает появление  раздражения. Начало этого раздражения  выражается в превращении внешней  энергии в нервный процесс,  который производится рецептором. От рецептора этот процесс  по афферентным путям достигает  коркового отдела анализатора,  вследствие чего возникает ответ  организма на раздражение —  человек ощущает свет, звук или  другие качества раздражителя. Вместе  с тем воздействия внешней  или внутренней среды на периферическую  часть анализатора вызывают ответную  реакцию, которая передается по  эфферентным путям и приводит  к тому, что зрачок расширяется  или сужается, взгляд направляется  на предмет, рука отдергивается  от горячего и т.д. Весь описанный  путь называется рефлекторным  копытом. Взаимосвязь элементов  рефлекторного кольца создает  основу ориентировки сложного  организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма  в разных условиях его существования. 

 

      Виды и свойства ощущений.

 

 Со времен Аристотеля в  сфере внимания многих поколений  ученых находились только пять  чувств: зрение, слух, осязание, обоняние  и вкус. В XIX в. знания о составе  ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., — а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.

            Известны несколько попыток классифицировать  ощущения по разным основаниям  и принципам. Наиболее удачной  и продуманной считается классификация,  предложенная английским физиологом  Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.

           Интероцептивные рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.

          Экстероцептивное рецептивное поле совпадает с наружной поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.

          С точки  зрения современной науки, предложенное  Ч.Шеррингтоном разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений — например, температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы — можно считать внешне-внутренними.

        Ощущения —  это форма отражения адекватных  раздражителей. Так, например, зрительные  ощущения возникают при воздействии  электромагнитных волн длиной  в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон,  слуховые ощущения — при воздействии  механических колебаний частотой  от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16—18 до 120 децибел, тактильные ощущения  вызываются действием механических  раздражителей на поверхность  кожи, вибрационные порождаются  вибрацией предметов. Свои специфические  раздражители имеют и другие  ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью  раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения  органов чувств. Человеческое ухо  не улавливает ультразвуки, хотя  некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза  человека чувствительны лишь  к небольшому участку спектра.  Значительная часть физических  воздействий, не имеющих жизненного  значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и  некоторых других воздействий,  встречающихся на Земле в чистом  виде и в количествах, угрожающих  жизни человека, у нас просто  нет органов чувств.

          К общим  свойствам ощущений относят их  качества, интенсивность, длительность  и пространственную локализацию.  Качества — это специфические  особенности данного ощущения, отличающие  его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются  по тембру, высоте, громкости; зрительные  — по насыщенности и цветовому  тону вкусовые — по модальности  (вкус может быть сладким, соленым,  кислым и горьким).

          Длительность  ощущения — это его временная  характеристика. Она во многом  определяется функциональным состоянием  органов чувств, но главным образом  — временем действия раздражителя  и его интенсивностью. Необходимо  иметь в виду, что при воздействии  раздражителя на орган чувств  ощущение возникает не сразу,  а спустя некоторое время, которое  называется латентным периодом. Латентный период для различных  видов ощущений неодинаков: для  тактильных ощущений, например, он  составляет 130 миллисекунд, для болевых  — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения  возникают спустя 50 миллисекунд  после нанесения на поверхность  языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

 

 Пространственная локализация  раздражителя также определяет  характер ощущений. Пространственный  анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение