Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения.

Файлы: 1 файл

КР Психология.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

          Все рассмотренные свойства восприятия не являются врожденными и развиваются в течение жизни человека. Человеку не нужно воспринимать все окружающие его раздражители, да он и не может все одновременно воспринять. Его восприятия организуются в процессе внимания.

          Есть люди, которые всегда начеку; почти ничто не может их удивить, ошеломить, поставить в тупик. Их полная противоположность - люди рассеянные и невнимательные, которые подчас теряются в самых простых ситуациях.

 

 

 

Представление

         Представление — это вторично обобщенный образ предмета, возникающий на основе ощущений и восприятий.

          Представление возникает в нашем сознание тогда, когда предмет не воздействует на органы чувств, но когда-то обязательно воздействовал. Таким образом, представление можно назвать отсроченным отражением, т.к. оно отражает то, что когда-то отражалось и следы этого образа остались в сознании человека.

Механизм возникновения  представления.

          С физиологической точки зрения, представление — это актуализация (оживление) ранее возникших чувственных образов. Причем процесс возбуждения охватывает только мозговые центры анализаторов. При этом любой сигнал от рецепторов, т.е. любое ощущение может спровоцировать возникновение представления.

Особенности представления, как познавательного процесса:

  1. Носит обобщенный характер, это всегда обобщенный образ предмета. Кошка. Это слово вызвало у вас различные представления, но если мы сейчас начнем делиться своими представлениями, то «наши кошки» окажутся мало похожими друг на друга: рыжими и черными, пушистыми и гладкошерстными и т.д. Еще ярче срабатывает пример с петухами, т.к. примерно 20% представляют не живого петуха, а, например, флюгер. Образ представления (в отличие от восприятия) — это образ целого ряда предметов, в котором сохранилась относительная величина, размер, главенствующий цвет, какие-то отдельные детали.
  2. Возникает в индивидуальном опыте людей. Какое-то понятие, у одного человека вызовет яркие представления, а у другого не вызовет ничего. Представления различаются у людей по содержанию, точности и яркости.
  3. Отражает как существенные, так и несущественные признаки. Очень яркий пример этого свойства: ребенку показали пушистую рыжую кошку и сказали — «Это кошка!». Понятие отложилось в сознании ребенка, и когда на прогулке мама показывает ребенку обыкновенную «дворовую» кошку и снова говорит: «Это кошка!», то она наталкивается на отрицание. «Нет, — говорит ребенок, — это не кошка. Кошка рыжая и пушистая!» Несущественные признаки отложились в представлении ребенка как главенствующие признаки данного понятия.
  4. Представление является необходимым и существенным компонентом речи, т.к. речь — это звуковое обозначение предметов. Звуковое обозначение и образ предмета всегда находятся рядом в нашем сознании. Ученые обнаружили, что если иностранный язык выучить до 5 лет, то он будет усвоен на этом уровне — в цепочке «понятие — слово». А если учить язык позже, то цепочка будет более тяжеловесной «понятие — слово на родном языке — слово на иностранном языке». Такой разрыв между представлением и словом усложняет усвоение языка.
  5. И, наконец, ни для кого не секрет, что многие явления нельзя представить.

          От чего зависят качественные особенности представлений?

          Качественные особенности представлений в первую очередь зависят от особенностей ощущений и восприятий. Чем выше сенсорная организация личности, тем шире и точнее мы воспринимаем, тем богаче оказывается наш чувственный опыт, заключенный в образах представлений.

          Так же качественность представлений зависит от количества повторений восприятия предмета и от количества повторений (возникновений) самого образа.

          К этому остается лишь добавить, что качественность представлений будет зависеть от позиций, желаний, активности и стремлений самой личности.

Классификации представлений

          Как у восприятия и ощущения, классификации представления зависят от основания, выбранного для деления на виды:

  1. По анализаторам (зрительные, слуховые, вкусовые и т.д.).
  2. По степени обобщенности. Единичные — возникают образы определенных предметов. Общие — в образе соединено множество предметов одной группы. Схематизированные — отражение существенных свойств и взаимодействий предметов в виде схем.
  3. По происхождению: на основе мышления или в процессе воображения.

Свойства образов  представления.

  • В образах отражаются не все признаки, а только характерные и постоянные (хотя они могут быть как существенными, так и несущественными);
  • Взаимопроникновение в образе наглядного и обобщенного (конкретные особенности какого-то предмета накладываются на обобщенный групповой образ);
  • Могут возникать как на основе восприятия, так и на основе слова;
  • Всегда обрывочны, фрагментарны (какие-то стороны отражены ярче, а какие-то слабее);
  • И, наконец, образы не являются достаточно устойчивыми образованиями и могут со временем сильно видоизменяться.

          Следует также отметить, что помимо общих свойств, образы представлений имеют индивидуальные свойства. Это зависит от богатства, широты восприятия человека, от его направленности. Люди обладают неодинаковой яркостью образов, у каждого своя точность, индивидуальное соотношение единичных и общих представлений. К тому же одни и те же образы могут вызывать различные эмоции у разных людей.

 

Воображение. Виды воображения

          Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

          Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

          Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

          Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

          Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

          Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

          Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

         Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная  психология. – М., МГУ, 1988.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., МГУ, 1991.

3. Вечер Л.С. Секреты  делового общения. – Минск., 1996.

4. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие. – М., Просвещение, 1990.

5. Веккер Л. М. Психические процессы: В 3-х т. - Т. I, Л.: ЛГУ, 1974-1981. С. 278-295.


Информация о работе Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение