Познавательные процессы. Память

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 21:08, реферат

Описание работы

Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении,
сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................3
1.История изучении памяти.......................................................................4
2. Память. Общие положения....................................................................7
2.1. Виды памяти.........................................................................................8
2.2. Мнемические процессы.....................................................................11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..........................................................................13

Файлы: 1 файл

память.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов  информации, пересказ своими словами — работает логическая память (смысловая) — вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.;

в) образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) — работает образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).

Моторно-двигательная память - это запоминание и сохранение, а при необходимости точное воспроизведение разнообразных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков человека.

Слуховая  память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например речевых, музыкальных.

Эмоциональная память - это память на бывшие когда-либо переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявлятся в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает сильные эмоциональные переживания, запоминается им прочнее и на более длительный срок.

Выделяют  также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5— 7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2 кратного повторения информации.

Долговременная  память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом   (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения; определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память - обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Мгновенная  память связана с инерционностью органов чувств. Эта память не поддается произвольному управлению. Образ в мгновенной памяти не обладает константностью – это образ ощущения, а не восприятия. Мгновенная память обеспечивает слитное восприятие мира. 

2.2.  Мнемические процессы.

Рассмотрим  основные мнемические (связанные с  памятью) процессы

Запечатление (запоминание) начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется для эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь же хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

Способы организации информации в памяти:

*пространственная  организация, лежащая в основе  построения "когнитивных карт" (позволяет установить связи и "опорные точки" в физическом пространстве);

*ассоциативная  организация (группировка элементов  с какими-либо общими признаками);

*иерархическая  организация (каждый элемент информации  относится к определенному уровню  в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной – он соответствует).

Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем  вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

Факторы, влияющие на забывание:

*возраст;

*характер  информации и степень ее использования;

*интерференция:  проактивная интерференция, связанная  с событиями, происходящими до  запоминания информации; ретроактивная  интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала;

*подавление (активное, по Фрейду, забывание,  торможение следов памяти на  уровне сознания и вытеснение  их в область бессознательного. Современные психологи предпочитают  говорить о мотивированном забывании. С помощью него человек пытается "уйти" от неприятных сторон той или иной ситуации). 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Общая  психология. Под редакцией В. В.  Богословского. –

М.: Просвещение, 1973.

2. Столяренко  Л.Д. Общая психология. Учебник  для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996

3. Лурия  Р. Маленькая книжка о большой  памяти - http://bookap.by.ru

4. Материалы  сайта http://studopedia.ru/ 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Познавательные процессы. Память