Познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:35, лекция

Описание работы

Отражение – ф-я психики, заключающаяся в построении в психике образа реальности.
Регуляция – изменение психики на основе построенного образа реальности.
Антиципация (предвосхищающая) – предвидение развития действия, явлений, результатов.
Уровни психики:
Сознание
Подсознание
Бессознательное

Файлы: 1 файл

Psikhologia_L.docx

— 36.79 Кб (Скачать файл)

2


Функции психики

  1. Отражение – ф-я психики, заключающаяся в построении в психике образа реальности.
  2. Регуляция – изменение психики на  основе построенного образа реальности.
  3. Антиципация  (предвосхищающая) – предвидение развития действия, явлений, результатов.

 

Уровни психики:

    • Сознание
    • Подсознание
    • Бессознательное

 

Бессознательное - тонкий уровень (инстинктивный). Хранится вытесненное, которое может проявиться через некоторое время в определенных обстоятельствах, в своеобразных действиях.

Подсознание – понятие, обозначающее неосознанные явления, которые могут стать сознательными. Или. Когда-то бывшее сознательным вытеснилось в подсознательное.

Сознание - высший уровень психического отражения, который помогает нам:

  • познавать
  • переживать
  • рефлексировать
  • регулировать

Основные отрасли психологии

  1. Общая психология – выявляет наиболее общие псих закономерности, теоретические принципы и методы.

 

    1. По развитию
  1. Возрастная психология – возрастная динамика психики
  1. Педагогическая психология – псих проблемы во время обучения и воспитания
  2. Клиническая психология – псих отклонения/особенности людей, включенных в лечебный процесс.
  3. Специальная – отклонения в развитии психики

 

    1. По принципу отношения личности и общества
  1. Социальная психология – социально-псих проявления личности, её взаимодействия с людьми.
  1. Психология личности – особенности личности.
  2. Дифференциальная психология – психологические различия между индивидами и группами людей.

 

    1. По деятельности (Труда, управления, творчества, рекламы, спорта и т.д.)
    2. По изучению животных
  1. Этология – поведение животных (соотношение инстинктивного поведения и влияния среды)
  1. Зоопсихология – особенности психики животных.

Познавательные процессы

  1. Ощущение – процесс отражения конкретных свойств предметов, явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Простейший процесс.

Познавательный процесс.

Отдельные свойства мира.

Непосредственность воздействия.

Первый психический  процесс. Физиологическая основа ощущений.

 

Рецепторы, нервные пути, кора головного мозга

В рез-те работы анализаторы возникают ощущение яркости, громкости, вкуса, высоты звука, равновесия.

Рецепторы - специфические  нервные окончания – обладают чувствительностью, имеют порог  чувствительности.

Чувствительность – способность  н/среагировать на сравнительно слабые раздражители.

Пороги чувствительности:

  • Нижний (min)
  • Верхний (max)
  • Дифференциальный 

Рецептор приспособлен к  приему определенного вида  воздействий.

  • Экстерорецепторы – приём внешних воздействий.
  • Интерорецепторы – внутренних.
  • Проприорецепторы – мышцы и сосуды.

Рецепторы взаимодействуют  между собой.

Процессы:

    • Синестезия – под влиянием раздражителя одного анализатора возникают ощущения характерные для другого.
    • Сенсибилизация – повышение чувствительности одного анализатора в процессе его взаимодействия с другим.
    • Адаптация – приспособление органов чувств к действующему раздражителю.

Свойства ощущений.

  1. Пространственная локализация.
  2. Отражение  времени (длительность/последовательность/одновременность)
  3. Модальность (холодный, светлый)
  4. Интенсивность (сила раздражителя)

Значение ощущений.

Составляют чувственную сторону познания окружающего мира. Сенсорные каналы «омывают» и питают мозг информацией. Нехватка какой-либо информации может вызвать сенсорный голод (депривацию). Являются активным познавательным процессом. Проявляются всегда в движении (вегетативные реакции, мышечные).

 

  1. Восприятие

Познавательный процесс.

Целостный образ мира.

Комплекс ощущений.

Ощущение + интерпретация  =  Восприятие.

Свойства восприятия:

  • Предметность
  • Избирательность – выделение из сенсорного поля объектов и признаков.
  • Целостность
  • Постоянство
  • Обобщенность – стереотипизация.

Виды:

  • В зависимости от анализатора.
  • Восприятие времени
      • Содержание деятельности (интересно = быстро)
      • Воспоминания (интересно = длинно)
      • Установки ожиданий (приятное = длинное, неприятное = короткое)
      • Длительность, скорость, последовательность
  • Восприятие движения
  • Скорость, ускорение, направление
  • Восприятие пространства

 

 

Выделение фигуры из фона: близость, общее направление, замкнутость, установка, прошлый опыт, сходство, контраст

 

 

3


Внимание

Внимание – избирательная  направленность сознания человека на определенные предметы и явления. Сквозной процесс. Предполагает одновременное  отвлечение от всего остального.

Очаг оптимального возбуждения  определенного участка коры больших  полушарий мозга – доминанта. Физиологическая основа внимания.

Функции внимания:

    • Отбор значимых взаимодействий
    • Игнорирование несущественных или конкурирующих воздействий
    • Сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель

Особенности:

    • Сквозной процесс (задумался/припоминает/наблюдает/принимает решения)
    • Избирательность
    • Ограниченность – поле внимания
    • Фиксированность

 

Свойства

    • Устойчивость – в течение длительного времени и помехоустойчивость
    • Концентрация – сосредоточенность на главном объекте
    • Распределение – способность удерживать в центре внимания определенное число разнородных элементов одновременно
    • Объем – количество охваченных объектов
    • Переключение – способность переносить внимание с одного объекта на другой

Привлечение внимания. Факторы:

  • Характер раздражения
    • Интенсивность (величина окраска тембр звук)
  • Новизна
  • Контраст (Между раздражителями или между размерами и формами)
  • Структурная организация – выделение иерархии главных компонентов
  • Отношение раздражителей к потребностям. То, что им соответствует привлекает внимание больше всего.

 

Виды внимания

Условия возникновения

Основные характеристики

Механизмы

Непроизвольное

Действие значимого, вызывающего  эмоциональный отклик раздражителя

Непроизвольность, легкость возникновения и переключения

Ориентировочный рефлекс. Что  случилось? Чувство

Произвольное

Постановка цели, решение задачи, принятие решения

Направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет

Ведущая роль 2-ой сигнальной системе. Речь

Постпроизвольное

«Вхождение» в деятельность, погруженность, интерес

Сохраняется целенаправленность, снимается напряженность

D, очаг напряжения, характеризующий возникший в основе деятельности ИНТЕРЕС


 

Качество внимания

  • Активность (произвольное и непроизвольное)
  • Направленность (Внешнее и внутреннее)
  • Широта (Объем и распределение)
  • Переключение (Лёгкое и трудное)
  • Интенсивность (Высокая и низкая)
  • Устойчивость (Не/устойчивое)

Память

Память – психический  процесс запечатления,  сохранения, воспроизведения того, что человек  отражал, делал, переживал.

Процессы:

  • Запоминание
  • Сохранение
  • Воспроизведение – активизация закрепленного ранее
  • Забывание

Особенности памяти:

  • Сквозной процесс
  • Объединяет чувственную и логическую ступень познания
  • Операции по структурированию информации (группировка, кодирование, раскодирование, упорядочение) и средства (опорные слова, картинки, предметы, действия).

Виды памяти:

  1. По характеру психической активности
      • Двигательная
      • Эмоциональная
      • Образная
      • Словесно-логическая
      • Слуховая
      • Зрительная
  1. По характеру целей
      • Произвольная
      • Непроизвольная
  1. По степени использования средств запоминания
      • Не/посредственная
  1. По продолжительности удержания информации
      • Мгновенная (сенсорная/иконическая)
      • Кратковременная
      • Оперативная
      • Долговременная

Индивидуальные различия памяти обусловлены:

  • Врожденными особенностями
  • Воспитанием
  • Обучением

 

Продуктивность памяти

Объем       Точность       Быстрота       Длительность       Готовность к запоминанию

Влияют причины субъективные (тип запоминания/интерес/установка/опыт/состояние  организма) и объективные (характер материала т.е понятливость, связность, ритмичность, наглядность/количество/обстановка/осмысленность)


Процесс осмысленности:

Осознание цели(зачем?) => Понимание смысла (что?) => Анализ материала (какой?) =>

Выявление ключевых слов (Что  важно?) => Обобщение (Итак…) => Запоминание обобщения

 

Эффект Зейгарник

Следы незаконченной деятельности запоминаются лучше

 

Эффект Штирлица

Первые и последние  элементы ряда запоминаются лучше, чем  средние.

 

Эффект Реминисценции

Отсроченная активизация  на 2-3 день после.


Информация о работе Познавательные процессы