Познавательные психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:33, творческая работа

Описание работы

Физиологическая основа: Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).

Файлы: 1 файл

псих.№3Tema_1_2_Poznavatelnye_psikhicheskie_protsessy.pptx

— 1.95 Мб (Скачать файл)

Познавательные психические  процессы:

 

    • Ощущение
    • Восприятие
    • Представление
    • Воображение

 

Психика

процессы

познавательные

ощущение

восприятие 

представление

воображение

мышление

эмоциональные

интегративные

память

речь

регуляторные

внимание

воля

состояния

настроение

стресс

аффект

фрустрация

свойства

темперамент

характер

способности

направленность

 

психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Ощущения – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

 

 

1. ОЩУЩЕНИЕ

 

Физиологическая основа: Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).

 

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).

Виды ощущений:

Представительство анализаторов в коре

Основные свойства ощущений:

 

Модальность (качество)

Специфические особенности  ощущений, отличающие их от других видов 

Интенсивность

Количественная характеристика, зависящая от силы раздражителя и  состояния рецептора 

Латентность

Время между воздействием раздражителя и возникновением ощущения

Последействие

Время сохранения ощущения после окончания действия стимула

Длительность

Время между возникновением ощущения и его исчезновением

Пространственная локализация

Пространственный анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам  сведения о локализации раздражителя в пространстве

Количественные характеристики ощущений:

Закон Вебера-Фехнера

 

Приведенное выше уравнение  получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.

 

Густав  Фехнер

 

R=clog Iο/I

 

где R – величина ощущения; 
с – константа, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера; 
I – интенсивность раздражителя; 
Iο - величина абсолютного порога интенсивности.

 

Эрнст Генрих Вебер

Средние значения абсолютных порогов возникновения  ощущений для разных органов чувств человека

 

Виды чувствительности

  
Величина абсолютного порога ощущения, представленная в виде условий, при которых возникает едва заметное ощущение данной модальности 

Зрение 

Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза

Слух

Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м

Вкус

Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды

Обоняние

Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат

Осязание

Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см


Нарушения процессов ощущения:

 

    • Анестезия - потеря чувствительности.
    • Гипостезия - пониженная чувствительность к реальным раздражителям.
    • Гиперестезия - повышенная чувствительность к действию физических раздражителей на органы чувств.
    • Парестезия - качественные изменения (извращение) информации, поступающей с рецептора в корковый отдел анализатора.
    • Сенестопатия - неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела.

2. Восприятие 

 

Воспритие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.

 

Физиологическая основа: Согласованная деятельность системы анализаторов и центров речи в коре мозга.

    • 1) обнаружение – констатируется факт: есть ли раздражитель?
    • 2) различение – формирование образа из ощущений;
    • 3) идентификация – сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);
    • 4) опознание – отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

 

 

Четыре уровня восприятия:  

Условия формирования образа восприятия:

 

    • Активность восприятия
    • Наличие обратной связи
    • Достаточное количество информации
    • Структурированность информации
    • Восприятие предметов – предметы воспринимаются несколькими перцептивными действиями: зрительными + двигательными (зрительное восприятие); тактильными + двигательными (осязание).
    • Восприятие движения – перемещение объектов воспринимается на каком-либо фоне: изменение положения движущихся тел по отношению к неподвижным сзади и спереди.

 

Виды восприятия: 

Виды восприятия: 

 

  •   Восприятие пространства – происходит при восприятии величины и формы предмета, а также объема и удаленности предметов (перспектива пространства воспринимается бинокулярным зрением).

 

  •  Восприятие времени: воздействия, 

возбуждающие организм, ускоряют время

(кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.

Свойства восприятия:

    • 1. Эффект сходства: фигуры сходные по каким-либо элементам в восприятии объединяются и группируются.
    • 2. Эффект близости: близко расположенные фигуры обычно объединяются.
    • 3. Фактор "общей судьбы":  фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

 

Законы восприятия  
(по М.Вертгеймеру):

    • 4. Фактор "Хорошего продолжения": из двух пересекающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.
    • 5. Фактор замкнутости: замкнутые фигуры воспринимаются лучше.
    • 6. Фактор группировки без остатка: несколько фигур стараются сгруппировать т.о., чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры.

 

Законы восприятия  
(по М.Вертгеймеру):

Двойственные  изображения  

 

Это изображения, допускающие различные соотношения  «фигур» и «фона» в зависимости  от имеющихся у субъекта представлений.

Расстройства  восприятия 

 

    • Иллюзии - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные и другие. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.
    • Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует.

 

Иллюзии восприятия

Расстройства  восприятия 

 

  •   Агнозия (от греч. а — отрицат. частица и gnosis — знание) - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают:

зрительные  А., проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения; 

тактильные  А., проявляющиеся в виде расстройств  опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия); 

слуховые  А., проявляющиеся в нарушении  фонематического слуха, т.е. способности  различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

3. Представление

 

Представление - это психический процесс воссоздания (воспроизведение) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

 

Функции

Предвосхищающее планирование

Формирование  эталонов действий

Контроль  и коррекция действий и поведения

Свойства представлений

 

Фрагментарность

В образе представления некоторые  черты или части воспроизводимого объекта не представлены

Неустойчивость

Образ представления является изменчивым

Панорамность

Представление дает возможность  субъекту выйти за пределы наличной ситуации

Схематичность

При переходе от восприятия к представлению меняется структура образа: одни признаки подчеркиваются, другие - затушевываются

Обобщенность

Образ представления основан  на отвлечении, абстрагировании от условий существования данного  предмета

4. Воображение

 

Воображение - это познавательный процесс создания новых образов, предметов и явлений на основе переработки представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта.

 

Физиологическая основа: Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.

ГРЁЗЫ

 

ВООССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ

МЕЧТА

 

СОН

ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ

Виды воображения

 

    1. Репродуктивное - воображение, при котором реальность воспроизводится такой, какой является на самом деле.
    2. Продуктивное - воображение, при котором сознательно конструируется новая действительность, которая формируется и преобразуется в соответствии с целями, поставленными сознательной творческой деятельностью человека.

 

Функции воображения

 

Формирование внутреннего  плана действий

Планирование и программирование деятельности

Произвольная регуляция познавательных процессов

Регулирование эмоциональных  состояний

Представление действительности в образах

Управление психофизиологическим и соматическим состоянием

Приемы воображения 

 

    • агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;
    • гиперболизация - увеличение или уменьшение объекта и его частей;
    • схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;
    • заострение - подчеркивание каких-либо признаков объекта;
    • типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях, и воплощение его в конкретном образе.

 

Механизмы работы воображения  Ф. Лёзер.

 

    • Изменение отношений ранее уже известных элементов (Паровая машина: вода и поршень)
    • Комбинирование элементов (Сфинкс)
    • Изменение величин элементов (Великан)
    • Экстраполирование (Эл.частица  - шарик)
    • Создание методом от противного (Неевклидова геометрия)
    • Идеализация, или упрощение (Абсолютно черное тело)
    • Символизация (Модель Солнечной системы)
    • Типизация, или отнесение к классу (Страус – птица)
    • Транспозиция (Говорящее животное из сказки)

Информация о работе Познавательные психические процессы