Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:33, творческая работа
Физиологическая основа: Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).
Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).
Познавательные психические процессы:
Психика
процессы
познавательные
ощущение
восприятие
представление
воображение
мышление
эмоциональные
интегративные
память
речь
регуляторные
внимание
воля
состояния
настроение
стресс
аффект
фрустрация
свойства
темперамент
характер
способности
направленность
психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Ощущения – отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.
1. ОЩУЩЕНИЕ
Физиологическая основа: Сложная деятельность органов чувств (анализаторов).
Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).
Виды ощущений:
Представительство анализаторов в коре
Основные свойства ощущений:
Модальность (качество)
Специфические особенности ощущений, отличающие их от других видов
Интенсивность
Количественная характеристика, зависящая от силы раздражителя и состояния рецептора
Латентность
Время между воздействием раздражителя и возникновением ощущения
Последействие
Время сохранения ощущения после окончания действия стимула
Длительность
Время между возникновением ощущения и его исчезновением
Пространственная локализация
Пространственный анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве
Количественные характеристики ощущений:
Закон Вебера-Фехнера
Приведенное выше уравнение получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.
Густав Фехнер
R=clog Iο/I
где R – величина ощущения;
с – константа, величина которой
зависит от основания логарифма и от отношения
Вебера;
I – интенсивность раздражителя;
Iο - величина абсолютного порога
интенсивности.
Эрнст Генрих Вебер
Средние значения абсолютных порогов возникновения ощущений для разных органов чувств человека
Виды чувствительности |
|
Зрение |
Способность воспринимать ясной темной ночью пламя свечи на расстоянии до 48 км от глаза |
Слух |
Различение тикания ручных часов в полной тишине на расстоянии до 6 м |
Вкус |
Ощущение присутствия одной чайной ложки сахара в растворе, содержащем 8 л воды |
Обоняние |
Ощущение наличия духов при лишь одной их капле в помещении, состоящем из 6 комнат |
Осязание |
Ощущение движения воздуха, производимого падением крыла мухи на поверхность кожи с высоты около 1 см |
Нарушения процессов ощущения:
2. Восприятие
Воспритие - целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности свойств и признаков этих предметов.
Физиологическая основа: Согласованная деятельность системы анализаторов и центров речи в коре мозга.
Четыре уровня восприятия:
Условия формирования образа восприятия:
Виды восприятия:
Виды восприятия:
возбуждающие организм, ускоряют время
(кофеин), а физиологические депрессанты – замедляют (алкоголь, хинин). Отрицательные эмоции (подавленность, фрустрация) – замедляют время, положительные (радость) – ускоряют. Время, насыщенное переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а жизнь, наполненная малоинтересными событиями, - как быстро прошедший период.
Свойства восприятия:
Законы восприятия
(по М.Вертгеймеру):
Законы восприятия
(по М.Вертгеймеру):
Двойственные
изображения
Это изображения,
допускающие различные
Расстройства
восприятия
Иллюзии восприятия
Расстройства
восприятия
зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;
тактильные А., проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия);
слуховые А., проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).
3. Представление
Представление - это психический процесс воссоздания (воспроизведение) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.
Функции
Предвосхищающее планирование
Формирование эталонов действий
Контроль и коррекция действий и поведения
Свойства представлений
Фрагментарность
В образе представления некоторые
черты или части
Неустойчивость
Образ представления является изменчивым
Панорамность
Представление дает возможность субъекту выйти за пределы наличной ситуации
Схематичность
При переходе от восприятия к представлению меняется структура образа: одни признаки подчеркиваются, другие - затушевываются
Обобщенность
Образ представления основан на отвлечении, абстрагировании от условий существования данного предмета
4. Воображение
Воображение - это познавательный процесс создания новых образов, предметов и явлений на основе переработки представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта.
Физиологическая основа: Остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.
ГРЁЗЫ
ВООССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ
МЕЧТА
СОН
ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ
Виды воображения
Функции воображения
Формирование внутреннего плана действий
Планирование и
Произвольная регуляция познавательных процессов
Регулирование эмоциональных состояний
Представление действительности в образах
Управление
Приемы воображения
Механизмы работы воображения Ф. Лёзер.