Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:41, контрольная работа
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
Л. Терстоун в 1938 г., исследуя интеллект,
выделил его первичные
счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
вербальная (словесная) гибкость – способность находить нужные слова для объяснения чего-либо;
вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
пространственная ориентация – способность представлять себе различные предметы в пространстве;
память;
способность к рассуждению;
быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
На интеллект воздействуют как наследственные факторы, так и состояние окружающей среды. На развитие интеллекта оказывают влияние:
• генетическая обусловленность – влияние наследственной информации, полученной от родителей;
• физическое и психическое состояния матери в период беременности;
• хромосомные аномалии;
• экологические условия
• особенности питания ребенка;
• социальный статус семьи и др.
Попытки создать единую
систему «измерения»
Среди ученых отсутствует единое мнение о возможности получения реальной оценки интеллекта с помощью тестов, так как многие из них измеряют не столько врожденные интеллектуальные способности, сколько знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения.
Образование человека.
Образование как общечеловеческая ценность.
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционно закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, которые отличаются по принципам организации. В них находит отражение мировоззренческая обусловленность исходных концептуальных позиций.
Однако далеко не всегда эти исходные позиции формулируются с учетом аксиологических характеристик. Так, в педагогической литературе нередко утверждается, что образование основывается на фундаментальных потребностях человека. Человек якобы нуждается в образовании, так как его природа должна быть преобразована посредством образования. В традиционной педагогике широкое распространение получили представления о том, что в образовательном процессе реализуются прежде всего социальные установки. Общество нуждается в том, чтобы человек был воспитан. Более того, воспитан определенным образом в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою.
Реализация тех или иных ценностей приводит к функционированию различных типов образования. Первый тип характеризуется наличием адаптивной практической направленности, т.е. стремлением офаничивать содержание общеобразовательной подготовки минимумом сведений, имеющих отношение к обеспечению жизнедеятельности человека. Второй основан на широкой культурно-исторической ориентации. При таком типе образования предусматривается получение сведений, которые заведомо не будут востребованы в непосредственной практической деятельности. Оба типа аксиологических ориентаций неадекватно соотносят реальные возможности и способности человека, потребности производства и задачи образовательных систем.
Для преодоления недостатков
первого и второго типов
Образование как
социокультурный феномен и
Человеческое общество не может развиваться без передачи культурно-исторического (производственного, научного и т. п.) опыта от старшего поколения к младшему. Образование как социальное и педагогическое явление такое же древнее, как само человечество. Многие века этот процесс протекал как естественный. Накопление социального опыта на определенном этапе развития человечества (в поздний период рабовладельческого строя) привело к возникновению потребности в людях, специально занимающихся воспитанием и обучением детей. Появились учебные заведения, в которых осуществлялось образование подрастающего поколения. С возникновением государства появляются органы, определяющие цели и характер образовательной политики, пути ее осуществления. Процесс передачи культурно-исторического опыта становится необходимым и целенаправленным. Образование приобретает общественную функцию и становится особой сферой социальной жизни. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности. Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия окружающей среды на развивающегося человека, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых обществом условий, то есть образования.
Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В. И. Андреев). Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции (по Н В. Бордовской):
1. Образование - способ
вхождения человека в мир
2. Образование - это способ социализации личности и преемственности поколений.
Одна из главных задач образования состоит в подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека.
3. Образование есть
механизм формирования
4. Образование является ускорителем процесса развития как отдельной личности, так и общества в целом.
Все вышеназванные функции можно свести к двум основным: 1) воспроизводство культурно-исторического опыта человечества; 2) развитие личности и общества.
Образование - сложнейший социально-исторический феномен с множеством сторон и аспектов. В настоящее время рассматривают:
Образование как систему - совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, а также органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ.
Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - усвоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования, системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений к миру и себе.
Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уровень в усвоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование – овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков, и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственной, познавательной и творческой деятельности, а также нравственно-эстетической культуры, которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Единство образования и самообразования.
Самообразование рассматривается как целенаправленная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и формированию новых навыков и умений, а также личностных свойств и качеств, необходимых для выполнения определенного вида профессиональной и всякой другой деятельности. В современной педагогической науке оно рассматривается в двух аспектах:
1. Как целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью;
2. Как самостоятельное
приобретение человеком
В любом из этих подходов в основе самообразования находится непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Оно также рассматривается как одно из важных средств самовоспитания.
К числу основных видов самообразования отнесены общее, специальное (профессиональное) и др. самообразование. Его основной формой выступает изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и др. литературы. Источниками новых знаний также выступают прослушивание лекций, докладов и аудиозаписей, использование электронных ресурсов, консультации специалистов, просмотр спектаклей и кинофильмов, посещение музеев и выставок, различные виды практической деятельности - опыты, эксперименты, моделирование и др. При этом самообразование всегда имеет целью получение необходимой квалификации или повышение образовательного, в том числе и профессионального, уровня.
Отечественный исторический опыт показывает, что уже в XIXвеке многие крупные деятели науки, литературы, искусства, общественных организаций помогали другим в решении этой задачи - создавали народные библиотеки, читальни, народные дома и др. Например, в 1863—1866 гг. в Петербурге издавался учебно-литературный журнал «Самообразование». В 1893 г. в Москве была создана комиссия по организации домашнего чтения при ученом отделе Общества распространения технических знаний, которая разработала специальные программы по многим предметам, изучавшимся в университетах, выпускала «Библиотеку для самообразования», проводила письменные консультации. Облегченные программы для самообразования выпускал Отдел для содействия самообразованию, созданный в Петербурге при Педагогическом музее военно-учебных заведений. В начале XXв. большое распространение получили книги Н. А. Рубакина - «Письма к читателям о самообразовании» ,«Практика самообразования» и др. Значительную роль в развитии играли различные общества, курсы и народные университеты.
С 20-х гг. прошедшего столетия организованная и систематическая работа проводилась главным образом в области политического самообразования. В области общего самообразования, направляемого политпросветами Наркомпросов и профсоюзами, была реализована широкая программа образования трудящихся до уровня требований неполной средней школы.
В середине 30-х гг., в связи со значительным развитием сети общеобразовательных школ, техникумов и вузов, самообразование стало основным способом самостоятельного углубления и расширения знаний, полученных в учебных заведениях.
В условиях научно-технической
революции (с 50-х гг. XXв.) широкое развитие
получили системы образования взрослых
и повышения квалификации. Эту
потребность усиливает и
Начало XXIв. характеризуется гуманистической коррекцией самообразования, Теперь оно направлено на гармоничное развитие личности, раскрытие способностей человека, его творческого потенциала, самовыражение, реализацию духовных интересов.
Важную роль в формировании
навыков самообразования играет
школа различных уровней, которая
рассматривает его как
В то же время обучение
дает возможность обогатить
Навыки самообразования, полученные в школе, углубляются и совершенствуются в процессе учебной работы в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровней. Важную роль в этом, помимо самостоятельной работы с учебной и научной литературой, играют занятия в семинарах, научных студенческих обществах и конструкторских бюро, участие в индивидуальных и групповых исследовательских работах и др.