Позновательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:28, контрольная работа

Описание работы

Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования. Ощущение – это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаём о цвете, вкусе, запахе, движении и др. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия. Наше восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………...3
Понятие «ощущение»………………………………………..3
Сущность, виды и свойства восприятия…….…..5
Заключение………………………………………………….……10
Список литературы…………………………………………11

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ»

Кафедра философии и  социологии

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология  и педагогика»

на тему «Познавательные процессы»

вариант №10

 

 

                    

 

                                          Студент: Ф**** М*** С****

                   Факультет: БМ 1 курс

                     Зачетная книжка №*********

                                                Преподаватель: Е*** В. А.

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………...3

Понятие «ощущение»………………………………………..3

Сущность, виды и свойства восприятия…….…..5

Заключение………………………………………………….……10

Список литературы…………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

    Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования. Ощущение – это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы. Через ощущения мы узнаём о цвете, вкусе, запахе, движении и др. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия. Наше восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

 

  1. Характеристика понятия ощущение.

  Ощущение – это, во-первых, начальный момент сенсомоторной реакции. Во-вторых, результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия.

  Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое являются чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия её на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие – осознание чувственно данного предмета или явления; в восприятии перед нами расстилается мир людей, вещей, явлений, исполненных для нас определённого значения и вовлечённых в многообразные отношения, этими отношениями создаются осмысленные ситуации, свидетелями и участниками которых мы являемся. Ощущение – отражение отдельного чувственного качества или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. Ощущение и восприятие, таким образом, едины и различны. Ощущение как компонент сесомоторной реакции предшествует восприятию: генетически оно первичнее. Оно имеется там, где нет ещё восприятия, т. е. осознания чувственно данного предмета. Вместе с тем ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия. Ощущение – элементарная, высокая «теоретическая» деятельность, которая может включать относительно высокие степени абстракции и обобщения, возникшие на основе воздействия общественного человека на объективную действительность. В этом его аспекте оно выделяется на основе восприятия и предполагает мышление.

  Чувственность формируется в действии, которое она афферентирует и регулирует, и ее развитие – дифференцированность, тонкость и точность ощущений – существенно зависит от действия. Так, филогенетическое развитие чувственности у животных существенно зависит от того, какие раздражители являются для них биологически значимыми, связанными с процессом их жизнедеятельности, поведения, приспособления к среде.

  Целый ряд наблюдений  и экспериментов подтверждает  это положение. Так, в опытах  с «дрессировкой» пчел обнаружилось, что дифференцировка легче на сложные геометрические формы и не резко отличающиеся между собой, но «цветкоподобные»; наоборот, на формы не «ботанические» выработка дифференцировок затруднена (К. Фриш). Биологическая адекватность раздражителя обусловливает в ходе развития его физиологическую значимость, а не наоборот.

  Жизненная роль ощущений  состоит в том, чтобы своевременно  и быстро доводить до центральной  нервной системы, как главного  органа управления деятельностью  сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов.

 

Виды ощущений.

Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие  виды ощущений:

А) зрительные – возникают  под воздействием световых лучей  на сетчатку глаза;

Б) слуховые – возникают  звуковыми волнами речи, музыки или  шума;

В) вибрационные – способность  улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это  разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук);

Г) обонятельные – отражают запахи окружающих предметов;

Д) вкусовые;

Е) кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и  болевые. Очень чувствительны к  прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы – ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску – их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее грудь. При особых состояниях психики и организма человека могут возникать псевдоощущения – галлюцинации, когда раздражитель отсутствует, а ощущение – есть (мираж, видения, «голоса», бред и т.п.).

 

2. Проанализируйте сущность, виды и свойства восприятия.

  Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

  Первичный анализ, который  совершается в рецепторах, дополняется  сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

  В восприятии отражаются предметы окр. Мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.

  Именно восприятие тесно связано с преобразованием информации, поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление. В зависимости от анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом информация о его свойствах преобразуется в ряд характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются целостные отображения объектов – образы.

Построение образа воспринимаемого  объекта тесно связано со способом его обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта  происходит видоизменение структуры  действий с объектом.

Первоначально деятельность человека направляется и корректируется воздействием внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий образ теряет свою чувственную основу и включается в жизненный опыт человека, приобретая статус представления.

В связи с тем, что в  образе отражены одновременно такие  разные свойства объекта, как его  размеры, цвет, форма, фактура, можно  сказать, что это целостное и  обобщенное представление объекта  – результат синтеза многих отдельных ощущений.

Помимо ощущений в процессе восприятия задействован опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы ещё более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие часто называют перцептивной системой человека.

Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот  или иной предмет, сознание необходимости  или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, но вместе с тем – единый процесс, направленный на понятие того, что в данный момент воздействует на нас.

Основные свойства восприятия.

  К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.

  Предметность – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врождённым свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года ребёнка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Предмет – это то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие и фон – все, что образуют другие предметы, действующие на нас в то же время, но отступающие, по сравнению с объектом восприятия, «на задний план».

  В психологии данная проблема стала рассматриваться как самостоятельная датским психологом Э. Рубином. Он обнаружил, что при прочих равных условиях поверхность с четкими границами, обладающая меньшей площадью, стремиться приобрести статус фигуры, и тогда все, окружающие ее, воспринимается как фон. Здесь возможность разделения на фигуру и фон определяется ограниченностью в пространстве. Большое значение имеет степень контрастности: если она мала, то фигура сливается с фоном и остаётся не воспринятой.

  Следует отметить, что соотношение предмета и фона – это соотношение динамическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое время стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Выделение предмета затруднено так же в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Следовательно, для того, чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие. И наоборот, там, где надо затруднить выделение предмета из фона, необходимо уменьшить их различие.

  Выделение предмета из фона облегчает, во-первых, знание того, что надо найти, в особенности если это конкретный образ предмета или перебрать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами. В-третьих, выделение предмета из фона облегчает опыт подобной деятельности.

  Любой образ целостен. Под этим понимается внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на осноае обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения прочно связаны между собой так, что сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.

  Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части. Каждый предмет имеет характерные только ему признаки. Отсутствие этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.

  Взаимоотношение восприятия целого и части неодинаково на разных этапах ознакомления с предметом. Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.

  В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Восприятие достигается в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.

  С целостностью восприятия связана и его структурность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка и личного опыта человека.

  Следующим свойством восприятия является константность. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет.

  Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Связь мышления и восприятия выражается в том, что сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Восприятие не определяется набором раздражителей, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.

  Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.

  Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью.

Ещё одно, не менее  существенное свойство восприятия как  психологического процесса – это  активность. Оно заключается в  том, что в любой момент времени  мы воспринимаем только один предмет  или группу предметов, в то время  как остальные объекты реального мира фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.

 

3. Установите соответствие между основными понятиями, выражающими их признаки, особенности, другие характеристики.

 

Ощущение –  анализатор

Деятельность  – активность, навык

Информация о работе Позновательные процессы