Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:49, реферат
Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни (*Кр словарь по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.
Заканчивая обзор форм проявления правового нигилизма мне бы хотелось выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления (Согласно Н.И. Матузову).
1. Демонстративный, конфронтационно – агрессионный характер, что квалифицируется общественным мнением как беспредел.
2.Массовость
и распространенность не
3. Многообразие форм проявления (от криминальных до легитимных и от бытовых до "верхушечных").
4. Оппозиционная
направленность, регионально –
5. Слияние с государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими единую систему деструкции и хаоса.
6. Связь с негативизмом.
Хочу отдельно
коснуться вопроса о
Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма так и для идеализма).
Во-вторых, структура.
Структурально правосознание
В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.
Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается следующий вывод:
Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.
Размышляя дальше делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи.
Безусловно, с
чисто теоретической точки
Подводя итог этому параграфу я хочу привести свое собственное мнение по вопросу о составлении правового нигилизма и идеализма. Правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.
Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.
Прежде всего необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. Хочу оговориться, что в дальнейшем для более общей и широкой оценки буду называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.
Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может быть следующих двух типов:
1) влияние проявления НВП индивидом оказываемое на общество;
2) влияние проявления НВП обществом, оказываемое на индивида.
Здесь под словом "общество" я понимаю окружение индивида. Отдельно отмечу, что в обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид – государственный деятель, государство – часть общества.
Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?
Безусловно, отрицательное
и деструктивное. Положительными в
некоторых случаях могут
Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП, ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".
Подвергаются деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение.
Схематично систему воздействия НВП на правовой мир личности и общества можно выразить так:
Таким образом, НВП – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления НВП достаточно для вызова нескольких вторичных зарождений у личности.
Заключение
Подводя итог своей работе, я хочу обобщить все выше написанное и сделать несколько выводов:
Итак, правовой нигилизм и правовой идеализм – явления развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов:
1) основную роль в формировании общественных отношений играет государство;
2) государство
непосредственно связано с
3) правовой нигилизм
(неадекватное восприятие
4) исторический анализ российского нигилизма вообще и правового нигилизма в частности.
Мы имеем правовой нигилизм и правовой идеализм, и государство как его источник. О методах борьбы с НВП я писать не хочу и не буду. Для того чтобы реально противостоять НВП необходимо переделать всю систему государственных отношений с обществом, изменить правосознание примерно ста миллионов людей и уничтожить несколько человеческих пороков (жадность, например).
На мой взгляд, искоренение НВП в современном обществе аналогично идее создания правового государства и гражданского общества – оно невозможно
Введение
Проблема правового нигилизма
и правового идеализма в
Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой, - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разно-векторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.
В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.