Правовой нигилизм и правовой идеализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 17:49, реферат

Описание работы

Нигилизм ( от лат. Nihil – ничто) - в широком смысле отрицание общепринятых ценностей и норм, укоренившихся форм общественной жизни (*Кр словарь по философии под ред. Блауберга. Полит. Литература, 1979. стр. 205). Довольно часто нигилизм предшествует и является частью стихийных социальных протестов.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 51.24 Кб (Скачать файл)

Заканчивая обзор  форм проявления правового нигилизма  мне бы хотелось выделить основные, общие и наиболее характерные черты современных форм этого явления (Согласно Н.И. Матузову).

1. Демонстративный,  конфронтационно – агрессионный характер, что квалифицируется общественным мнением как беспредел.

2.Массовость  и распространенность не только  среди граждан и групп граждан,  но и в официальных государственных  структурах, включая правоохранительную.

3. Многообразие  форм проявления (от криминальных до легитимных и от бытовых до "верхушечных").

4. Оппозиционная  направленность, регионально – националистическая  окраска, переходящая в сепаратизм.

5. Слияние с  государственным, политическим, нравственным, духовным нигилизмом, образующими  единую систему деструкции и  хаоса.

6. Связь с негативизмом.

Хочу отдельно коснуться вопроса о соотношении  правового нигилизма и правового  идеализма мы прежде всего говорим о деформированном правосознании. Но, как известно, правосознание выполняет ряд функций и обладает определенной структурой, имеет несколько видов. Попытаемся определить, какая же именно часть правосоотношения деформируется при явлениях правовой нигилизм и правовой идеализм.

Во-первых, функции. Из 4-х основных (оценочная, регулятивная, познавательная, прогностическая) нарушаются оценочная и познавательная функции (как для нигилизма так и для идеализма).

Во-вторых, структура. Структурально правосознание состоит  из правовой психологии и правовой идеологии. При правовом нигилизме  и правовом идеализме страдает вся  структура правосознания.

В-третьих, виды правосознания. Влиянию подвергаются, пожалуй все виды (кроме научного и профессионального) правосознания хотя бы из этого можно сделать вывод о том, что правовой нигилизм и правовой идеализм – явления схожие.

Если же рассуждать о природе данных явлений, то напрашивается  следующий вывод:

Правовой нигилизм и правовой идеализм различаясь в формах выражения и проявлений имеют одни и те же источники (классические "деформированное правосознание, низкая правовая культура и недостаточно качественное правовое воспитание") и причины происхождения (хотя правовой идеализм и стал проявляться намного позднее, чем правовой нигилизм) – государственная деятельность.

Размышляя дальше делаем вывод, что правовой нигилизм и правовой идеализм – части неадекватного правосознания личности, причем при некоторых обстоятельствах правовой идеализм может вызывать правовой нигилизм. Это – еще одно доказательство их взаимосвязи.

Безусловно, с  чисто теоретической точки зрения правовой нигилизм явление абсолютно  противоположное правовому нигилизму, это две крайности. Совершенно точное сравнение приведено в названии статьи Н.И. Матузова "Правовой идеализм и правовой нигилизм …две стороны одной медали".

Подводя итог этому  параграфу я хочу привести свое собственное мнение по вопросу о составлении правового нигилизма и идеализма. Правовой нигилизм и правовой идеализм являются элементом структуры правосознания наряду с правовой идеологией и правовой психологией, а именно – неадекватное восприятие права.

Влияние правового нигилизма и правового идеализма на правовой мир личности и систему общественных отношений.

Прежде всего необходимо оценить – на какие именно элементы государства и права влияют правовой нигилизм и правовой идеализм. Хочу оговориться, что в дальнейшем для более общей и широкой оценки буду называть правовой нигилизм и правовой идеализм неадекватным восприятием права.

Итак, во-первых – правосознание. Являясь следствием деформированного правосознания неадекватное восприятие права (НВП) само влияет на правосознание. По отношению к индивиду и к обществу влияние может  быть следующих двух типов:

1) влияние проявления  НВП индивидом оказываемое на  общество;

2) влияние проявления  НВП обществом, оказываемое на  индивида.

Здесь под словом "общество" я понимаю окружение  индивида. Отдельно отмечу, что в  обоих случаях может принимать "участие" государство – индивид  – государственный деятель, государство  – часть общества.

Каково же качество влияния оказываемого НВП на правосознание?

Безусловно, отрицательное  и деструктивное. Положительными в  некоторых случаях могут оказаться  последствия влияния НВП на личность (общество). Одним из таких случаев  может послужить свержение тиранических режимов, при которых формируется  определенное отношение к праву. Хотя в основном и последствия  влияния НВП на правовой мир разрушительны.

Следующий объект попадающий под влияние НВП – правовая культура. Как правовая культура личности, так и правовая культура общества, подвергаясь воздействию НВП, ничего хорошего не получают. НВП разрушает саму суть правовой культуры: "знать, уважать, соблюдать".

Подвергаются  деформации и понимание основных принципов законности. Вместо принципа неотвратимости наказания появляется принцип безнаказанности, разрушаются  принципы недопустимости замены законности целесообразностью, верховенства закона. Так начинается правонарушение.

Схематично систему  воздействия НВП на правовой мир  личности и общества можно выразить так:

Таким образом, НВП  – это явление похожее на цепную реакцию: однократного проявления НВП  достаточно для вызова нескольких вторичных  зарождений у личности.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог своей  работе, я хочу обобщить все выше написанное и сделать несколько выводов:

Итак, правовой нигилизм и правовой идеализм – явления развиваемые и претворяющиеся в жизнь обществом и государством. Причем основной причиной правового нигилизма и правового идеализма можно считать именно государство. Это доказывает ряд следующих фактов:

1) основную роль  в формировании общественных  отношений играет государство;

2) государство  непосредственно связано с правом  и всем, что с ним связано;

3) правовой нигилизм (неадекватное восприятие права)  – элемент, появляющийся вследствии общественных отношений (точнее – их неправильного регулирования государством через право);

4) исторический  анализ российского нигилизма  вообще и правового нигилизма  в частности.

Мы имеем правовой нигилизм и правовой идеализм, и  государство как его источник. О методах борьбы с НВП я  писать не хочу и не буду. Для того чтобы реально противостоять  НВП необходимо переделать всю систему  государственных отношений с  обществом, изменить правосознание  примерно ста миллионов людей  и уничтожить несколько человеческих пороков (жадность, например).

На мой взгляд, искоренение НВП в современном  обществе аналогично идее создания правового  государства и гражданского общества – оно невозможно

 

 

Введение

Проблема правового нигилизма  и правового идеализма в учебной  литературе по теории государства и  права до сих пор не рассматривалась. В научном плане она также  в должной мере пока не исследована. Между тем потребность в ее изучении давно назрела, так как  названные социально-юридические  феномены широко распространились в  практической жизни, сознании людей, политике, культуре, законотворчестве, государственной  и общественной деятельности, среди  юристов. Студентам необходимо иметь  хотя бы общее представление о  сути этих аномалий, их деструктивной  роли, причинах, формах проявления, путях  устранения.

Современное российское общество характеризуется множеством различных  противоречий, среди которых наблюдается  и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового  нигилизма, а с другой, - наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы разно-векторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

В первом случае законы откровенно игнорируются, нарушаются, не исполняются, их не ценят, не уважают; во втором, напротив, им придается значение некой чудодейственной силы, способной одним махом разрешить все наболевшие проблемы. Массовое сознание требует принятия все новых и новых законов чуть ли не по каждому вопросу. Указанные крайности - следствие многих причин, без преодоления которых идея правового государства неосуществима.


Информация о работе Правовой нигилизм и правовой идеализм