Предмет и
особенности организации психологической
науки.
- Предмет
и методы психологии.
- Место
психологии в системе наука-человеке.
- История
развития психологического знания.
- Основные
направления психологии.
Психология в переводе
с греческого учение о душе
Психология изучает мир
субъективных душевных явлений процессов
и состояний осознаваемых и не
осознаваемых им.
Предметом психологии
является психика. Психика это
субъективный образ объективного
мира который возникает в процессе взаимодействия
человека с окружающей средой. Она существует
благодаря способности головного мозга
отражать воздействие предметов и явлений
окружающей действительности. Объектом
изучения является человек социальные
группы и различные формы общности людей
и высоко организованные животные.
Главной задачей психологии
является исследование особенностей формирования
развития и проявления психических
процессов и явлений.
Явления подразделяются на
психические процессы.( Ощущения, восприятия,
память, мышление, воображение, речь, психические
свойства.) Психические свойства это устойчивые
— постоянные психические особенности
человека в основном наследственные и
врожденные такие как темперамент, характер,
волевые качества, способности и.т.д.
Более длительные психические
явления. Усталость, рассеянность, бодрость.
Методы исследования психологии.
- Организационные
А. Сравнительный- метод поперечного
среза заключается в сопоставлении различных
групп людей по возрасту ,образованию,
деятельности и общению.
Б. Лонгетюдный метод продольного
среза. Состоит в многократных обследованиях
одних и тех же лиц на протяжении длительного
времени.
- Эмпирический
метод. Способ изучения при котором в исследовании
учавствуют представители различных наук
что позволяет устанавливать связи и закономерности
между явлениями разного рода.
А. Обсервационный метод
наблюдение и самонаблюдение.
Б. Экспериментальный метод.
Лабораторный., Естественный
В, Праксиометрический метод.
Приемы анализа процессов и продуктов
деятельности. (Хронометрия, Циклография,
Оценка изделий и выполненных работ.) Биографические,
психодиагностические.
- Приемы
обработки данных. Количественный и качественный
анализ. В том числе деффиренциация материала
по типам, группам, вариантам. И составление
психологической казуистики. Описание
случаев как наиболее полно выражающих
типы и варианты так и являющихся исключением
или нарушением общих правил.
- Интерпритационные.
Различные варианты генетического и структурного
метода.
История развития психологического
знания.
- Психологические
знания в античности. Первые представления
о психике были связаны с анимизмом.
Согласно которому, у всего что существует
есть душа. Душа понималась как независимая
от тела сущность управляющая всеми живыми
и неживыми предметами. По Платону. Душа
существует прежде чем она вступает в
соединение с телом. Разум мужество вожделение-
Душевные явления. По Арестотелю душа
безтелесна она есть форма живого тела
причина и цель всех его жизненных функций.
- Средние
века. Трактовка души увязывается с христианским
пониманием сущности человека душа обожествляется.
- Умозрительная
психология (17. В) Характеризуется попытками
о смысле душевный мир человека с общей
философской позиции без экспериментальной
базы. Лебниц ввел понятие бессознательной
психики.
- Зарождение
эмпирической психологии. Термин введен
Вольфом для обозначения направления
в психологии основной принцип которого
состоит в наблюдении за конкретными психическими
явлениями. Локк ввел понятия ассоциации
однако основателем психологии является
Гантли..
- Психология
становиться самостоятельной наукой.
Первым вариантом экспериментальной психологии
как самостоятельной дисциплины явилась
физиологическая психология Гундта- создателя
первой в мире психологической лаборатории.
- Возникновение
психологии в России. Основоположником
отдельно научной психологии считается
Сеченов. Челпанов создал в России психологический
институт. Эксперементальное направление
развивал Дегтерев. И.П. Павлов Услия
были направлены на изучении рефлексов.