Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:36, реферат
Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.
Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам.
Введение
Юридическая психология включает в
себя различные области научных
знаний, является прикладной наукой и
в равной мере принадлежит как
психологии, так и юриспруденции.
В области общественных отношений,
регулируемых нормами права, психическая
деятельность людей приобретает
своеобразные черты, которые обусловлены
спецификой человеческой деятельности
в сфере правового
Право всегда связано с нормативным поведением людей. Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.
Все нормы поведения обычно делят
на: технические и социальные. Первые
регулируют деятельность человека по
использованию природных
Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.
Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.
Психологическое состояние так
же, как и устойчивые, особенности
характера и личности потерпевшего,
правонарушителя, свидетеля, развиваются
и протекают не иначе, как подчиняясь
общепсихологическим и
Название «психология» происходит от греческих слов «психо» - душа и «логос» - учение, наука. Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности человека, которая проявляется в его отношении с окружающими его людьми, самим собой, с окружающим миром.
Это наука, изучающая закономерности и механизмы возникновения и функционирования психики.
Долгое время, начиная с античных времён, психологические проблемы разрабатывались внутри философии, и только в середине XIX века психология выделилась в самостоятельную науку. Естественно, формы жизнедеятельности человека, его межличностные контакты, области, в которых эти контакты возникают и различаются, весьма обширны. И этим разнообразием отношений, прежде всего, объясняется достаточно большое количество различных прикладных отраслей психологической науки, призванных оказывать непосредственную помощь людям в их профессиональной деятельности, в той или иной специальной области общественной практики. Достаточно назвать хотя бы некоторые такие прикладные отрасли психологической науки, которые особенно активно развиваются в настоящие время: педагогическую и медицинскую психологию, авиационную, космическую, социальную психологию, психологию спорта и т.д. Среди них своё место занимает и юридическая психология.
В начале XX века швейцарским психологом
Э. Клапаредом в научный обиход введено
понятие «юридическая психология»,
которое характеризовало
Юридическая психология является одной
из прикладных, «пограничных» отраслей
психологической науки, возникшей
на результате межнаучной интеграции
на стыке психологических и
Можно говорить о двойственном, психолого-правовом
характере юридической
Объектом психологической
В науке, в том числе и в психологии, наблюдается смешивание объекта и предмета познания и употребление этих терминов как синонимов1. В определенном смысле это связано с буквальным переводом термина «объект» (от лат. objectus — предмет). Представляется, что такой подход не достаточно совершенен. Познавательные отношения субъекта к объекту возникают как производные от предметно-практической деятельности. Объект не тождественен объективному миру. Последний становится объектом лишь в связи с той ролью, которую он начинает играть в жизни общества. Иными словами, объектом познания становится лишь существующая независимо от человека часть объективной действительности, которая включается в человеческую деятельность, осваивается субъектом предметно-практически и познавательно.
Определение предмета науки исключительно важно для исследовательской и практической деятельности. Без этого нельзя правильно наметить пути развития науки, ее методы, определить систему данной науки. От четкого понимания предмета юридической психологии зависят пределы, способы и сама возможность использования данных этой науки в практической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени определение предмета юридической психологии вызывает большие трудности. Именно поэтому можно считать, что исследование предмета юридической психологии представляется необходимым все же начать с предмета общей психологии и ряда других отраслевых психологических наук.
Известно, что в истории психологии имели место различные подходы при определении ее предмета. Относили сюда и сознание, и душу, и поведение, и личность, и даже обработку информации мозгом. При этом психика отрывалась то от внешнего мира, то от активной жизнедеятельности субъекта, то от реализующих ее анатомо-физиологических структур, то вообще объявлялась недоступной нашему познанию.
В определении предмета психологии А.Н. Леонтьев, например, исходил из ее эмпирической основы — явления отражения действительности. Этим как бы подчеркивалось, что психологическая наука должна основываться на принципах материалистической диалектики, в частности на теории отражения. Имелось при этом в виду не любое отражение, а именно психическое его порождение и функционирование уже сложившихся психических образований. Следовательно, предметом психологии, по А.Н. Леонтьеву, выступает порождение, функционирование и строение психического отражения реальности, опосредствующее жизнь индивидов, или отражение реальности в процессах деятельности индивидов.1
А.Р. Лурия предметом психологии
называл психическую
1) психические явления-ощущения, восприятия, память, внимание, эмоции, представления, понятия, чувства, желания;
2) психологические черты
3) психологические особенности деятельности — мотивы, побуждающие человека к деятельности, психологические особенности умений, навыков различных видов деятельности (труда, спорта, учения).3
К. К. Платонов и Г. Г. Голубев указывают, что предметом психологии является психика как отражение мозгом реальной действительности4. В. А. Крутецкий в качестве предмета психологии выделяет психические процессы и психические свойства личности. К первым он относит познавательные и эмоциональные процессы и действия, ко вторым — существенные и устойчивые психические особенности человека (потребности, способности, темперамент, активность, интересы), по его мнению, психология изучает также в качестве предмета психические состояния человека и его деятельности.4
Большинство учебников психологии для вузов трактуют предмет психологии как закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека — конкретной личности в частности6, или как психологические факты, закономерности и механизмы психики7, или психическую деятельность человека. Ряд подобных авторов можно продолжить и дальше.
Приведенный анализ определений создает иллюзию, что речь идет о проблеме достаточно простой. Однако это далеко не так. Следует согласиться с Б.Ф. Ломовым, отмечавшим, что область явлений, изучаемых психологической наукой (ее предмет) огромна; она охватывает процессы, состояния, свойства человека, имеющие разную степень сложности— от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности; от последовательного образа до фиксированной установки; от специфических перцептивных феноменов до общественного настроения масс людей и т.д. Часть из этих явлений наука описывает достаточно строго, в отношении других ограничивается фиксацией наблюдений, порой житейских; одни из них исследуются продолжительное время, о других лишь упоминается.5 Многообразие явлений, изучаемых психологической наукой, создает, конечно, очень большие трудности в разработке ее общей теории.
Ясно, что при определении предмета общей психологии как теоретической для всех психологических наук отрасли, есть много проблем, но их количество значительно возрастает при определении предмета познания в отраслевых психологических науках. Они также базируются на доминирующих в психологии теориях — деятельности, общения, отражения, личности или системного подхода. По нашему мнению, однако, определение предмета, задач и категорий отраслевых психологических наук, возникающих и развивающихся на стыках с другими науками, невозможно без учета предметов этих наук. Например, при определении предмета юридической психологии, безусловно, необходимо учитывать кроме психологии и предмет юриспруденции.
В частности, А.Ф. Шебанов считает
предметом юриспруденции
С.С. Алексеев указывает также, что предметом правовой науки является государство и право, их сущность, назначение и развитие.
Приведенные позиции юристов по определению предмета юриспруденции, по нашему мнению, в основном совпадают. Спор идет лишь о том, могут ли в предмет юриспруденции включаться психологические, философские и социологические вопросы. Отметим, что неразделение понятий объекта и предмета познаний приводит к подмене предмета спора. Объектом юриспруденции является объективная социальная действительность. Она выступает также объектом познания философии, социологии и социальной психологии и других наук. Предметом же юриспруденции выступают государственно-правовые явления как часть социальной реальности, т.е. речь идет о том, что смежные с юриспруденцией науки не могут не изучать социальную действительность в качестве своего объекта. Поэтому для юриспруденции неизбежны стыки, выходы в «часть» объекта, которая является больше философской, социологической, нежели государственно-правовой.
Практика показала, что решить вопрос о связях и стыках между науками мы можем, применив системный метод.
Государственно-правовые явления в юриспруденции представляют целостную систему, тогда как в предметах других наук они выступают подсистемами других целостных систем. В то же время специфика и самостоятельность науки определяется не только обособлением и самостоятельным предметом исследования, но и понятийно-категориальным аппаратом, структурой, задачами и, конечно, методологией. Безусловно, доказывать специфичность и самостоятельность отдельной науки, базируя рассуждения лишь на анализе одного предмета, бесперспективно. С этой точки зрения выделение юридической психологии, являющейся связующим звеном между психологической и юридической науками, выступает как вполне закономерное явление.
Предметом психологической науки является изучение закономерностей возникновения, развития и проявления психических явлении, закономерностей формирования психических свойств человека.6