Предмет и задачи педагогической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2015 в 04:20, реферат

Описание работы

Психология, также есть сложное интегрированное название знание, основанием представления которого, согласно А.В. Петровскому, служат психологические аспекты: «1) Конкретной деятельности, 2) развития, 3)отношения человека, (как субъекта развития и деятельности) к обществу». Педагогическая психология связана со многими другими науками. 1)Она является конкретной отраслью общепсихологического знания, которая находится в центре треугольника научного знания;

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………3
2. Предмет и задачи педагогической психологии…………………………5
3. История развития педагогической психологии в России и за рубежом…………………………………………………………………………7
4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика………………………………………………………………..16
5.Методы исследования………………………………………………………19
6.Заключение…………………………………………………………………...25
7.Литература

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 48.86 Кб (Скачать файл)

В зависимости от степени вовлеченности исследователя наблюдение делят навключенное и стороннее.  
По характеру взаимодействия с объектом оно может быть скрытым и открытым.  
По отношению к объекту — внешним и внутренним (интроспективным).  
По времени и продолжительности деятельности исследователя - однократное, периодическое и лонгитюдное.  
По характеру восприятия оно может быть сплошным и выборочным 
По способу регистрации данных — констатирующим и оценивающим. 

Самонаблюдение  – метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления. 
Эксперимент — это слово происходит от латинского ехреriтепtum и переводится на русский как проба, опыт. Эксперимент — это научная проверка искусственно вызванного явления в точно учитываемых условиях, что позволяет следить за его развитием, ходом, управлять им и воссоздавать каждый раз при повторении условий. 
В отличие  от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предусматривает воздействие человека на объект и предмет исследования. Это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.  
Среди экспериментов, широко применяемых  в педагогической психологии, можно  выделить две группы.  

Первая предполагает подразделение экспериментов в зависимости от условий деятельности на лабораторные (проводимые в специально организованных условиях, отличающихся от реальных) и естественные (протекающие в реальных условиях).  
Вторая группа предусматривает деление по характеру действий исследователя наконстатирующий и формирующий эксперименты. 
В зависимости от степени разработанности проблемы эксперименты могут бытьпоисковыми, уточняющими, критическими, воспроизводящими.

Тестирования широко применяется в психологии с момента ее становления, однако психология не обладает монопольным правом на использование тестов. В настоящее время широко тестируют детей и взрослых, проходят тестовую проверку продукты питания, самые разные детали машин, механизмы, простые и сложные технические системы. В современной психологии под тестированием понимают преимущественно стандартизированное испытание, предназначенное для выявления количественных и установления качественных индивидуально-психологических различий. 
В психологию понятие «тест» было введено известным  английским ученым Френсисом Гальтоном (1822—1911). Разрабатывая проблемы психологии одаренности, он создал первую в мире систему психологического тестирования. При обработке полученных данных он первым из психологов применил математические методы. И, несмотря на то, что предложенный им вариант диагностики умственной одаренности впоследствии был признан неудачным, сам метод тестирования с этого времени прочно вошел в практику научно-психологического исследования. 
Беседа  – это метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на вопросы. 
Интервью  – разновидность беседы, используемая для получения информации не только о самом собеседнике, но и о других людях. 
Анкетирование – метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, преимущественно в письменной форме. 
Анализ  продуктов деятельности – используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков. 
Социометрия – метод изучения внутригрупповых межличностных связей. Это метод, использующий ответы на вопросы предпочитаемого выбора членов группы, позволяет определить сплоченность, лидера группы. Например, кого бы ты хотел пригласить к себе домой в гости? 
Изучение  документации – это способ познания психических явлений, психологических фактов на основе результатов деятельности человека (классный журнал, дневник успеваемости, школьные тетради по предметам, планы работы, разработки – конспекты уроков, приказы директора, вывешенные в учительской). 
Карты психического развития – метод, фиксирующий результаты психического развития в процессе обучения и воспитания. Это своеобразный психологический паспорт школьника. 
Анамнез – это совокупность сведений о развитии личности и условиях жизни, собираемых для прогноза или предупреждения возможных отклонений в воспитании и обучении.  
Например, Юра Ш.: семья полная; Юра контактен, дружелюбен, спокоен, темп деятельности замедленный. 
Например, Аня И.: семья неполная; Аня часто  болеет; контактна, приветлива; неусидчива, неаккуратна; любит лидерство, требует  подчинения себе, мнением детей не дорожит, конфликтна. 
Теоретические методы исследования 
Не только в обыденном сознании и разговорном  языке, но нередко и в научной  литературе понятие «исследование» сводится к эмпирической стороне  исследовательской практики и часто  ассоциируется с наблюдениями и экспериментами. Несмотря на очевидную несостоятельность такого ограничения, нельзя не заметить, что это представление весьма распространено.  
В науке  существует и понятие «теоретическое исследование». Исследовательский  поиск можно вести не только эмпирическим путем, но и путем изучения литературных источников (текстов); последние могут  быть как художественными, так и  научными, повествующими о других исследованиях. Изучая содержащуюся в  них информацию, исследователь может  не только расширить свой кругозор и сформулировать новые гипотезы для дальнейшей эмпирической проверки, но выйти на новый уровень обобщений и даже породить принципиально новое знание. 
Полноценные исследования, относящиеся к разряду  теоретических, можно также проводить с помощью мысленных экспериментов, путем виртуального экспериментирования с математическими или компьютерными моделями. 
В качестве методов теоретического исследования выступают: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, объяснение, систематизация, классификация и др. 
Обобщение — этим словом именуют такой синтез знаний, при котором из представления об изучаемом объекте исключаются менее общие признаки и заменяются более общими. Понятия, формулируемые в максимально широком, обобщенном плане, называются категориями (от греч. kategoria «  
и т.д

 

 

 

Заключение

 

 

 В «курсе общей, возрастной и педагогической психологии» отмечается, что «… если на первом этапе развития  возрастной и педагогической психологии наблюдалась тенденция их обособления, то в наше время, наоборот, - сближения, а в какой-то мере даже и слияния». В «Основах педагогики подчёркивается единство педагогики и психологии, формирующих одну комплексную  научную дисциплину. Комплексной и является педагогическая психология.

 

         Каждая наука, для того, чтобы развиваться, должна опираться на определённые исходные положения , дающие представления о феноменах.

 

 

Литература

1. Педагогическая психология Автор И.Я. Зимняя Издательство Логос.

2. Психология и педагогика Автор Ю.А. Самоненко Издательство Владос.

3. Психология и педагогика Автор В. Г. Крысько Издательство Владос.

4. Психология Автор Л.С. Выготский Издательство ЭКСМО-пресс .

5. Психология Под ред. Доктора психологических наук, профессора, заслуженного деятеля наук РСФСР  А.А.Крылова. Издательство «Проспект» 2000 г

 

 

 


Информация о работе Предмет и задачи педагогической психологии