Предмет и задачи психологии консультирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 22:48, доклад

Описание работы

В настоящее время особую роль приобретают превентивные формы психологического воздействия, «предвидящие» возникновение проблемы. Превентивная психологическая помощь - это система психологического воздействия на личность через совокупность методов и техник, разработанных на основе достоверного знания об основных психологических проблемах, возникающих в онтогенезе. Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика

Файлы: 1 файл

Предмет, задачи психологического консультирования.docx

— 31.16 Кб (Скачать файл)

                         МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

                                     РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

                      ЕВРАЗИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

 

   

      Авторская творческая работа

Тема: Предмет и задачи психологии консультирования

 

 

 

                      Выполнила: Исина А.А. студ. гр. ППС 4–4 

                      Проверила: Абдрашитова Т.А. доцент, канд. псих. наук       

                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

                                              Астана 2015

             Предмет и задачи психологии консультирования

     

      В настоящее время особую роль приобретают превентивные формы психологического воздействия, «предвидящие» возникновение проблемы. Превентивная психологическая помощь - это система психологического воздействия на личность через совокупность методов и техник, разработанных на основе достоверного знания об основных психологических проблемах, возникающих в онтогенезе. Консультирование - это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений, в которой особое значение имеет диагностика. Методы консультирования можно отнести к методам превентивного психологического воздействия, состоящим в креативном воссоздании форм культурного филогенетического опыта, закрепленных в известных способах разрешения этих проблем личности для осознания, разрешения и преодоления этих проблем в онтогенезе. Совокупность методов и способов направлена на: 1) создание моделей проблем и проблемных ситуаций; 2) разъяснение сути их; 3) создание условий для обучения и самообучения человека способам самодиагностики и разрешения проблем;

4) применение в предшествующий кризисам (проблемам) период.

       И практические психологи, и академические исследователи затрудняются дать четкое определение психологическому консультированию или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово «консультирование» уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. К консультированию относят и профессиональное консультирование, и педагогическое, и промышленное, и консультирование руководителей, и пр. Консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики.

        Алешина Ю. Е. определяет психологическое консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

       Цель  консультирования – культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и способная анализировать ситуацию с различных точек зрения. Разговор с консультантом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В целом эффективность консультативного процесса связывают с личностным продвижением и ростом. По мнению Скалли и Хопсона, существует три основных цели консультирования: помощь другим в их самоусилении, личностное развитие клиента и создание здоровых микро- и макросистем для функционирования индивидуумов. Несмотря на некоторую общность целей психологического консультирования, основные психологические школы все-таки значительно расходятся в их понимании (см. табл. 1).

 

 

Направление

Цели консультирования

Психоаналитическое направление

Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению

Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)

Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем

Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers)

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность

Экзистенциальная терапия

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы




 

 

       В процессе консультирования консультант, как правило, поэтапно решает основные задачи: 

1) помогает клиенту сориентироваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной ситуации;

2) актуализирует личностные ресурсы и способности клиента, способствующие нахождению новых возможностей решения проблем. Соответственно консультативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический. Для решения диагностической задачи консультанту нужно осуществить всесторонний анализ необходимой информации о клиенте и его ситуации и определить (идентифицировать) проблемы, заставившие обратиться за помощью. В первую очередь выясняются причины и источники возникновения и развития проблем клиента. Терапевтическая задача - это процесс реализации помощи человеку с использованием специальных приемов и техник. Он включает психологическую поддержку, оптимизацию психического состояния и актуализацию собственных ресурсов клиента, эффективность которых будет намного выше, если коррекционная работа опирается на результаты решения диагностической задачи, помогающей установить оптимальные формы помощи, адекватной именно для этого случая.

       Схема деятельности консультанта любой теоретической ориентации (психодинамической, поведенческой и клиентцентрированной) выглядит так: выявление проблемы - диагноз - анализ фактов - план вмешательства - вмешательство в виде консультирования - оценка результатов совместной деятельности консультанта и клиента.

      Общие принципы консультирования

       Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. В ряде стран мира существуют этические кодексы консультанта, существуют определенные принципы поведения консультанта, следование которым не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности консультативного воздействия.

         Общие принципы психологического консультирования, выделенные различными авторами (Ю. Е. Алешина, П. П. Горностай, С. В. Васьковская, А. Н. Моховиков и др.):

1. Доброжелательное  и безоценочное отношение к клиенту

Доброжелательность реализуется при внимательном и чутком отношении к клиенту. Оно противопоставляется как излишней благородной и деятельной (иногда навязанной) активности консультанта, так и примитивному, но великодушному сочувствию, сопереживанию. Безоценочность – один из самых труднореализуемых принципов. Безоценочность не значит равнодушие, оно предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам. Кроме того, всегда, борясь с искушением оценивать другого по своим меркам и жизненным эталонам, стоит напоминать себе - «смотря, что с чем сравнивать...».

2. Ориентация  на нормы и ценности клиента

В процессе консультирования психологу важно определиться, что значит то или иное событие не для него (консультанта), а для клиента. Компетентным в своей жизни может быть только сам клиент, психолог за него жить, думать, действовать не может. Но следует заботиться о том, чтобы понять, что значит тот или иной факт жизни для самого, обратившегося за помощью. Только встроившись в этот внутренний диалог человека с самим собой, можно начать движение из тупика. Мастерство консультанта в этом случае - подарить человеку возможность говорить о себе правду.

3. Запрет давать  советы

Это широко известный и пропагандируемый принцип, основанный на том, что ответственности за чужую жизнь нельзя на себя брать.

4. Уважение к  личности, анонимность и конфиденциальность

Человек имеет право на анонимность обращения и не разглашение его сокровенных мыслей. Уважение к личности человека следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.

5. Разграничение  личных и профессиональных отношений

Это принцип обусловлен как процессуальными аспектами консультативного процесса, так и результативными. Процессуально и входить в контакт, и выходить из контакта легче, если нет никаких эмоциональных «сцепок» с клиентом. Результативно также лучше не иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом.

6. Активизация  клиента, принятие им ответственности  за происходящее

Человек обращается в консультацию в ситуациях жизненного неблагополучия. Но это его жизнь, и компетентным в ней может быть только он сам. Образно выражаясь, психолог не тащит на себе клиента из тупика, он не оставляет клиента в тупике наедине, однако ходит клиент сам. В процессе консультирования нужна обоюдная активность и ответственность - клиента и консультанта — для достижения позитивного результата.

7. Не навреди

Различные типы и уровни консультирования

      К классификации консультирования можно подходить, опираясь на разные критерии. Так, взяв в качестве классификационного критерия возраст, следует, прежде всего опираться на возрастную периодизацию. Эмпирически установлено, что категория возраста, применяемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиента, во-вторых - возраст лица, по поводу которого клиент обратился. Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может полностью отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама личность еще не сформирована, а, следовательно, к детям применима не консультативная, а психокоррекционная помощь. В пожилом возрасте консультирование с каждым годом утрачивает результативность, так как меняются потребности, соответствующие возрасту, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его собственная продуктивность.

       Другой категорией, служащей основанием для классификации консультативного процесса, является пространство, то есть пространственная организация консультации. С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования: очное и заочное (телефонное и письменное).             

      Следующее основание для классификации должно учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует понимать беседу консультанта с двумя и более клиентами, так как в ряде социально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой.

       Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В соответствии с этим могут быть выделены следующие виды консультирования: школьное, профессиональное, семейное, супружеское консультирование и пр.

        Уровни консультирования зависят от уровня вмешательства консультанта в жизнь клиента или группы. В практической психологии выделены следующие уровни консультирования:

1.   Индивидуальное  развитие и изменение (на этом уровне проводится индивидуальная консультация с психодиагностикой и коррекцией с целью оптимизации жизнедеятельности клиента).

2.   Оптимизация межличностных  отношений (может проводиться групповая консультация с элементами тренинга).

3.   Организационное  развитие (управленческое консультирование).

        Также можно выделить различные подходы к практике психологического консультирования в зависимости от стиля работы консультанта. В современной литературе описаны два основных стиля консультативной работы - «внимающий» и «влияющий» (Демина Л. Д.). Для внимающего консультирования характерны: закрытые и открытые вопросы, минимальные поощрения, парафраз, концентрация на чувствах, обобщение. Для влияющего стиля работы характерно: указание, информационное сообщение и (или) интерпретация, выражение своих чувств, влиятельное обобщение.

Различия в запросах и мотивах обращения к консультанту и типы консультируемых

         Первое заявление клиента всегда звучит как жалоба, которая отражает страдание и внутреннюю картину проблемы. Кроме того, в каждой жалобе содержится запрос («избавьте», «объясните», «помогите» и др.). Структурная композиция жалобы представляет описание страдания и запрос. В. К. Лосева и А. И. Луньков определяют запрос как явно выраженную человеком просьбу, первое словесное формулирование им своих трудностей, в разрешении которых он ожидает найти помощь у психолога. Запрос может быть неконструктивным и конструктивным.

Информация о работе Предмет и задачи психологии консультирования