- Предмет и задачи
психологии
Психология , как наука изучает факты, закономерности
и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит
от греческого слова «псюхе», что значит
«душа».
Предметом психологии являются
факты психической жизни, механизмы и
закономерности психики человека и формирование
психологических особенностей его личности
как сознательного субъекта деятельности
и активного деятеля социально-исторического
развития общества.
Современная психология рассматривает
психику как свойство особой формы организованной
материи, как субъективный образ объективного
мира, как идеальное отражение реальной
действительности в мозгу. Физиологические
процессы, проходящие в мозгу человека,
являются основой психической деятельности,
но они не могут быть отождествлены с нею.
Психика всегда имеет определенное содержание,
т.е. то, что она отражает в окружающем
человека мире. Поэтому психику человека
следует рассматривать не только с точки
зрения их содержания.
Аномальная психология
(психопатология)
Аномальная психология — это
отрасль психологии, изучающая психопатологию
и аномальное поведение. Данная область
ориентирована на изучение широкого спектра
психических расстройств, включая депрессию,
одержимость, сексуальные отклонения
и многое другое. Клинические психологи
и психотерапевты часто работают непосредственно
в этой области
Поведенческая психология
Поведенческая психология, также известная
как бихевиоризм, — есть теория обучения,
основанная на идее, что все типы поведения
приобретаются через так называемое кондиционирование
(прим.: кондиционирование — развитие
новых поведенческих навыков путём модификации
ассоциаций стимул/отклик). Хотя эта отрасль
психологии и доминировала в первой половине
ХХ века, в 1950-х годах она всё же стала менее
заметной. Тем не менее, методы поведенческой
психологии сегодня остаются главной
опорой в терапии, образовании и многих
других областях.
Биопсихология
Отрасль психологии, ориентированная
на изучение того, как мозг влияет на поведение,
часто называют биопсихологией.
Впрочем, она имеет и другие названия:
«физиологическая психология», «поведенческая
неврология» и «психобиология».
Когнитивная психология
Когнитивная
психология — это отрасль психологии, которая сосредотачивается
на изучении внутренних состояний, таких
как мотивация, решение проблем, внимание,
принятие решений и мышление. Эта область
психологии продолжает непрерывно развиваться
с момента своего возникновения (1960 год).
Сравнительная психология
Сравнительная
психология — это отрасль психологии, связанная
с изучением поведения животных. Идея
заключается в том, что исследование поведения
животных может привести к более глубокому
и широкому пониманию человеческой психологии.
Экспериментальная
психология
Экспериментальная психология — это
отрасль психологии, которая для исследования
мозга и поведения использует научные
методы. Многие из этих методов также используются
и в других областях психологии в целях
исследования широкого спектра вопросов,
начиная от вопросов детского развития
и заканчивая так называемыми социальными
вопросами.
В своем развитии психология
прошла несколько этапов.
- 1 – донаучный период заканчивается в YII-YI вв. до н.э. В этот период представления
о душе основывались на многочисленных
мифах и легендах, на сказках и первоначальных
религиозных верованиях, связывающих
душу с определенными живыми существами
(тотемами). Конкретного раскрытия содержания
и функций души не было. Не существовало
и методов исследования души.
2 – научный (философский) период начинается на рубеже YII-YI вв до н.э. и заканчивается концом
XYIII - началом XIX вв. Психология в этот период
развивалась в рамках философии, поэтому
он условно называется философским периодом.
Завершается он появлением первой психологической
школы (ассоцианизм) и определением собственно
психологической терминологии, отличной от философской. Этот период неоднороден, и на протяжении более чем 20 веков психология претерпела существенные изменения. В научном периоде выделяют три самостоятельных этапа развития психологии:
- эпоха античной психологии YII в. до н.э. – III в н.э. Душа понималась
как первооснова тела, основным кирпичиком,
из которого состоит все сущее. Главной
функцией души считалось придание телу
активности, так как тело является инертной
массой, которую приводит в движение именно
душа. Душа не только дает энергию для
активности, но и направляет ее, т.е. руководит
поведением человека. Постепенно к функциям
души добавилось познание. Основными достижениями
этапа является определение основных
проблем психологии, связанных с исследованием
познания, активности тела, способов регуляции
поведения и пределов свободы человека.
- эпоха Средневековья IY – XY вв н.э. Душа была предметом
изучения, прежде всего, для богословия,
что существенно сужало возможности ее
научного познания. Поэтому, хотя формально
предмет психологии не изменился, фактически
исследования сместились на изучение
видов активности тела и особенностей
познания, прежде всего чувственного познания
мира. Этот этап характеризуется появлением
собственно психологического метода –
интроспекции. К основным достижениям
можно отнести развитие психофизических
исследований и первых работ по психологии
масс. Регулятивная функция души, волевое
поведение, логическое мышление не изучались,
так как считались прерогативой божественной
воли, а не материальной души.
- эпоха Возрождения
и Нового времени XY – XYII вв. Психология избавлялась
от диктата богословия. Наука стремилась
стать объективной, рациональной, а не
сакральной, т.е. основанной на доказательствах,
на разуме, а не на вере. Но отказаться
полностью от богословского понимания
души было невозможно. Поэтому психология
меняет свой предмет, становится наукой
о сознании, т.е. о содержании сознания
и путях его формирования. Основным методом
исследования в это время была интроспекция
и частично логика. Основными достижениями
являются: развитие рационалистического
подхода к психике, появление первых теорий
эмоций и теории рефлекса, попыткой введения
в предмет психологии бессознательного.
3 – ассоцианистическая психология конец XYIII середина XIX вв. Предметом психологии
стали познавательные процессы. Поведение,
эмоции, личность и ее развитие не вошли
в предмет. Такое ограничение на первых
порах имело и положительное значение,
т.к. давало психологии возможность избавиться
от сакральности, стать экспериментальной наукой. Это позволило ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развития психологии, поэтому к середине XIX в. он был пересмотрен. Методами исследования этого периода является интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук (метод проб и ошибок). Главные достижения – появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественнонаучного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.
4 – экспериментальная
психология середина XIX начало XX в. Важнейший этап в развитии
психологии связан с появлением экспериментальной
лаборатории В.Вундта, сделавшего психологию
не только самостоятельной, но и объективной,
экспериментальной наукой.
Предметом психологии
включал в себя элементы психики, отождествляемой
с сознанием, их связи и законы. Методами
исследования были: экспериментальный
метод, интроспекция и анализ результатов
творческой деятельности, как человека,
так и народа в целом, первые тесты.
Однако ассоцианистический
подход, на базе которого и выстраивал
свою модель психологии Вундт, не мог уже
объяснить новые факты душевной жизни.
Это заставило ученых искать новый предмет
и новые методы исследования психики.
Первые школы этого периода (структурализм,
функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали
недолго. Однако они показали, что среди
психологов не существует уже единого
мнения о том, что и как должна изучать
психология. Начался новый этап психологии:
5 – методологический
кризис и разделение психологии на отдельные
школы 10 - 30-е годы ХХ в. В каждой школе был
свой предмет и свой метод исследования
того, что понималось данной школой под
психикой.
- глубинная психология
- глубинные структуры психики, метод –
психоанализ и проективные методики;
- бихевиоризм - поведение,
метод – экспериментальное изучение процесса
научения, формирование связи между стимулом
и реакцией;
- гештальтпсихология
- структуры психики, метод – исследование
познавательных процессов и потребностей;
- советская психология
- высшие психические функции, инструментальный
метод
Основными достижениями
считаются появление первых концепций
личности, теорий сознания, теорий научения,
творческого мышления. Появление первых
экспериментальных исследований личности.
6 – дальнейшее
развитие психологических школ 40 – 60-е
годы ХХ в. Во второй половине
ХХ в. возникают новые школы и направления:
гуманистическая, экзистенциальная (предмет
– внутренняя сущность личности); генетическая
и когнитивная (предмет – познавательные
процессы, развитие интеллекта и этапы
переработки информации). Методами исследования
можно считать опросники, новые экспериментальные
методы изучения интеллекта. Главными
достижениями является дальнейшее развитие
теоретических концепций в русле основных
проблем психологии, развитие и совершенствование
психотерапевтических технологий. Т.о.
можно сказать, что с середины ХХ в. психология
вступила в современный нам этап своего
развития:
7 – современная
психология 60-е годы – начало ХХ1 в. Предмет психологии
сейчас развивается в рамках отдельных
психологических школ. Совершенствуются
методы экспериментального исследования
психики, появляются разнообразные диагностические
методики. Этап характеризуется появлением
тенденции к объединению, синтезу наиболее
значительных достижений отдельных школ.
- К основным методам
психологии относят наблюдение и эксперимент.
Наблюдение заключается в преднамеренном,
систематическом и целенаправленном восприятии
поведения человека. Объективное наблюдение
в психологии направлено не на внешние
действия сами по себе, а на их психологическое
содержание; для научного наблюдения характерны
не просто фиксация фактов, а их объяснение
и интерпретация. Наблюдение может проводиться
как в естественных условиях жизни человека,
так и в специально организованной экспериментальной
среде.
Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность
для преодоления субъективности в познании
ее предмета, с введением метода экспериментального
исследования она стала развиваться как
самостоятельная наука.
С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности
экспериментального метода:
1) исследователь сам вызывает
изучаемое им явление – в отличие от наблюдения,
при котором наблюдатель не может активно
вмешиваться в ситуацию;
2) экспериментатор может варьировать,
изменять условия протекания и проявления
изучаемого процесса;
3) в эксперименте возможно попеременное
исключение отдельных условий с целью
установить закономерные связи, определяющие
изучаемый процесс;
4) эксперимент позволяет варьировать
количественное соотношение условий и
осуществлять математическую обработку
данных.
- Психика
в современном понимании
сущность психики составляет
целостный комплекс таких процессов,
как ощущение, восприятие, действие,
память, чувства, мотивации, мышление.
Все эти процессы реализуют
психику как форму активного
отображения субъектом объективной
реальности. Само отображение возникает
в процессе взаимодействия высокоорганизованного
субъекта с внешним миром. Возникновение
психики в процессе развития
природы обусловлено формированием
у живых организмов потребностей
и возможностей удовлетворения
этих потребностей в виде активных
движений и актов целесообразного
поведения. В процессе эволюции организмов
развитие их психики было обусловлено
необходимостью обеспечивать выживание
этих организмов в сложных динамичных,
агрессивных условиях внешнего мира. Комплекс
развивающихся психических качеств во
многом обусловливал целесообразность
актов поведения живых организмов. Постепенно
становилось ясно, что психика представляет
собой особую форму жизнедеятельности.
В структуре психики обычно выделяют три крупные труппы психических
явлений, а именно:
1.психические процессы
2) психические состояния
3) психические свойства.
Психические процессы — динамическое
отражение действительности в различных
формах психических явлений
Под психическим состоянием,
входящим в структуру психики, следует понимать определившийся в данное
время относительно устойчивый уровень
психической деятельности, который проявляется
в повышенной или пониженной активности
личности.
Под психическими свойствами
человека следует понимать устойчивые
образования, обеспечивающие определенный
качественно-количественный уровень деятель?
ности и поведения, типичный для данного
человека. Каждое психическое свойство
формируется постепенно в процессе отражения
и закрепляется в практике
Основные функции психики, таким
образом, заключаются в формировании бесконечного
количества целенаправленных действий,
поведенческих актов, стратегий, направленных
на обеспечение жизнедеятельности организма.
При этом более простая организация психики
способна обеспечить относительно малый
диапазон приспособляемости, например
поддержание жизни вида в узкой экологической
нише. Более сложная психика, например
психика человека, обеспечивает человечеству
как виду качественно большие возможности
комфортной жизни в самых разных, динамически
меняющихся условиях.
5.Ощуще́ние, чувственный
опыт — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств
и состояний внешней среды, возникающее
при непосредственном воздействии на органы
чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних[1] или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной
системы
Ч. Шеррингтон выделил три основных
класса ощущений, основываясь на локализации
(по месту расположения) рецепторов:
Экстероцептивные ощущения, источником которых являются рецепторы, расположенные на поверхности тела. Они дают образы внешнего мира.
Интероцептивные ощущения. Рецепторы находятся во внутренних
органах. Они сигнализируют о состоянии
внутренних процессов организма (ощущения
голода, жажды, боли и т. п.).
Проприоцептивные ощущения. Рецепторы расположены в мышцах, связках и сухожилиях. Проприоцептивные ощущения играют важнейшую роль в регуляции движений, а также дают информацию о положении в пространстве тела и его частей.
Также Ч. Шеррингтон
разделил экстероцептивные ощущения на
контактные и дистантные[3]. Первые вызываются
приложением воздействия непосредственно
к поверхности тела, а вторые возникают,
когда раздражитель действует с некоторой
дистанции (обоняние, слух, зрение).