Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:08, реферат
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Геронтология или психология пожилого возраста.
Тема 1 Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
1. Предмет и задачи возрастной психологии.
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. В возрастной психологии выявляются закономерности и факты развития на протяжении всей жизни.
Выделяется 3 раздела возрастной психологии:
1. Детская психология (от рождения до 17 лет);
2. Психология взрослых, зрелых возрастов;
3. Геронтология или психология пожилого возраста.
Возрастная психология тесно связана
с другими областями
Возрастная психология особая отрасль знаний. Рассматривая процесс развития ребёнка, она дает характеристику разных возрастных периодов и оперирует такими понятиями как «возраст» и «детство».
Понятие возраста неоднозначно и включает в себя ряд аспектов. Прежде всего различают:
1. Хронологический возраст,
2. Биологический возраст - совокупность
биологических показателей, функционирование
организма в целом.
3. Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в который включается: умственный возраст (показатель интеллекта); психосексуальный возраст (уровень эротических интересов); рекреационный возраст (проведение свободного времени).
В реальной жизни отдельные составляющие
возраста не всегда совпадают. Психологический
возраст может не совпадать с хронологическом
возрастом отдельного ребенка, записанным
в его свидетельстве о рождении, а затем
в паспорте. /Понятие акселерации, ретардации,
децелерации.
Существует другой подход к понятию возраста:
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возрастной период имеет определенные
границы. Но эти хронологические
границы могут сдвигаться, и один
ребенок вступит в новый
Таким образом возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
2. Задачи возрастной психологии.
1. Изучение влияний
2. Влияние стихийного и
3. Соотношение и влияние
4. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в психическом развитии ребенка;
5. Изучение кризисных и
6. Влияние семьи на психическое развитие;
7. Проведение
8. Разработка рекомендаций для коррекционной работы.
3. Методы возрастной психологии.
В возрастной психологии используются те же методы, что и в общей психологии.
Детское развитие исследуется (по Ананьеву Б.Г.):
1. Метод срезов - в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития (например уровень развития интеллекта). В результате получают данные, характерные для этой группы детей - детей одного возраста или школьников, обучающихся по одной учебной программе.
2. Сравнительный метод
– сравниваются данные по
3. Лонгитюдный метод - здесь прослеживается
развитие одного и того же ребенка в течение
длительного времени.
Этими методами организую
в целом психологическое
Кроме этого в возрастной психологии используются
Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими
детьми, хотя может применяться при изучении
развития человека любого возраста. Наблюдения
бывают сплошными, когда психолога интересуют,
все особенности поведения ребенка, но
чаще выборочными, когда фиксируются только
некоторые из них. Наблюдение - сложный
метод, его использованиедолжно отвечать
ряду требований. Это четко поставленная
цель и разработанная схема наблюдений;
объективность наблюдения, систематичность наблюдений,
Эксперимент различают следующие виды эксперимента:
-констатирующий, определяется уровень развития на настоящее время.
-формирующий, создаются специальные условия, где прослеживаются развитие определенной психической функции. Проводится система развивающих заданий и игр. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым);
Анализ продуктов деятельности
Тестирование - диагностика личностных качеств с помощью тестов.
Проективные методики – перенесение на других людей своих потребностей и отношений. Также в возрастной психологии используют рисуночные тесты, социометрические методики, методики незаконченных предложений и другие.
Тема 1 Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
Педагогическая психология
(ПП) – как наука изучает
Предмет ПП – факты, механизмы и закономерности
функционирования и изменения психики
в педагогическом процессе.
Объект – человек, процесс формирования
личности в обучении и воспитания.
Отечественная ПП изучает психологические
механизмы управления обучением и образовательным
процессом в целом, управление процессом
усвоения обобщенных способов действий,
учебную мотивацию, факторы влияющие на
успешность этого процесса.
ПП находиться в неразрывной взаимосвязи
с возрастной психологией.
Задачи ПП: основная задача – оптимизация
педагогического процесса.
1. Раскрытие механизмов и закономерностей
обучающего и воспитательного воздействия
на интеллектуальное и личностное развитие
обучаемого.
2. Определение механизмов и закономерностей
освоения обучающимся социокультурного
опыта, его структурирование, сохранение
в индивидуальном сознании учащегося
и использование в различных ситуациях.
3. Определение связи между уровнем интеллектуального,
личностного развития обучающегося формам,
методам и воспитывающего воздействия.
4. Определение особенностей организации
и управления учебной деятельностью учащегося.
5. Изучение психологических овнов деятельности
педагога, его индивидуальнопсихологических
и профессиональных качеств.
6. Определение механизмов, закономерностей
развивающего обучения.
7. Определение условий, критериев усвоения
знаний.
8. Определение психологических основ
диагностики уровня усвоения и воспитанности
учащегося.
ПП возникла во 2-ой половине 19 века. Основоположник
ПП в России Ушинский: «Что-бы человека
воспитать во всех отношениях, его надо
знать во всех отношениях». В отличие от
педагогики, которая в центре внимания
ставит содержание и методы обучения,
педагогическая психология в центр внимания
ставит вопрос: каким образом, посредством
каких механизмов человек усваивает ЗУНы,
как формируется его личность.
В ПП выделяют 3 основных раздела:
1) психология обучения; Обучение – это
организованное формирование ЗУНов.
2) психология воспитания; Воспитание –
формирование установок, ценностных ориентиров,
норм поведения, обеспечивающих необходимые
условия для развития личности, подготовки
человека к общественной жизни и труду.
3) психология учителя. Учитель – рассматривается
как субъект педагогической деятельности.
Проблемы ПП:
- Проблемы сенситивных периодов и их роль
в обучении и воспитании.
- Проблема связи между сознательно организованной
педагогической деятельностью и развитием
ребенка.
- Сочетание обучения и воспитания.
- Проблема созревания и обучения.
- Проблема готовности детей к обучению.
- Проблема педагогической запущенности.
- Проблема индивидуализации обучения
- Проблема социальной адаптации и реабилитации.