Предмет медицинской психологии. Задачи медицинской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:40, доклад

Описание работы

В понимании Э. Кречмера и К.Г. Юнга, медицинская психология - это "психология из практики врача для практики врача" с уклоном в психотерапию, которая изучает психологию больного, страдающего и анормального человека, в особенности нарушения личности, поведения, влечений, вопросы психической конституции человека и неврозы. Решающее значение в исправлении, коррекции таких состояний авторы придают методам психологического лечения - различным видам психотерапии. Такой подход к пониманию существа медицинской психологии оказался достаточно устойчивым и в настоящее время имеет много сторонников.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 28.27 Кб (Скачать файл)

Предмет медицинской психологии. Задачи медицинской  психологии


1-До настоящего времени нет однозначного общепринятого определения медицинской психологии. Представители различных научных школ вкладывают в это понятие свои, подчас значительно отличающиеся друг от друга сущности.

В историческом аспекте следует прежде всего остановиться на понимании медицинской психологии немецкоязычными авторами, как внесшими неоценимый вклад в становление и развитие этой науки (именно в Швейцарии, в Базеле, Карпом-Густавом Юнгом была организована первая в мире кафедра медицинской психологии).

В понимании Э. Кречмера и К.Г. Юнга, медицинская психология - это "психология из практики врача для практики врача" с уклоном в психотерапию, которая изучает психологию больного, страдающего и анормального человека, в особенности нарушения личности, поведения, влечений, вопросы психической конституции человека и неврозы. Решающее значение в исправлении, коррекции таких состояний авторы придают методам психологического лечения - различным видам психотерапии. Такой подход к пониманию существа медицинской психологии оказался достаточно устойчивым и в настоящее время имеет много сторонников.

В современной Германии медицинская  психология понимается как совокупность медико-психологических базовых  знаний, методических подходов (техники) связи врача и пациента и психологических аспектов (приемов) взаимодействия с больными (пациентами).

В настоящее время в  нашей стране медицинская психология понимается как раздел психологии. изучающий психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника (Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия, 1983. Т.2. С. 392), или как изучение психологическими методами особенностей психики больного человека, а также психологических особенностей профессиональной деятельности медицинских работников, взаимоотношений между ними и больными (В.М. Блей-хер, И.В. Крук, 1995).

Следовательно, важнейшей  задачей медицинской психологии является изучение психики больного в различных условиях. Это должно находить отражение в деятельности различных звеньев системы здравоохранения - внебольничной службы и стационаров, санаторно-курортном деле, фармации, при подготовке медицинских кадров всех уровней, в исследовательской  работе ученых, связанной с медицинскими проблемами, в организации здравоохранения, гигиене и санитарии, медицине катастроф  и пр.

 

2-Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека в широком смысле этого слова (многообразные и глубокие сдвиги в психической деятельности душевнобольных подробно изучаются специальной наукой - психиатрией), медицинский работник, взаимоотношения больного и медицинских работников на разных этапах их общения. При этом различные смежные проблемы рассматриваются применительно к основной задаче - оказанию максимальной помощи пациенту, ограждению его от неблагоприятных воздействий.

3-С известной долей условности можно считать, что медицинская психология является совокупностью двух тесно взаимодействующих блоков - лечебно-диагностического и лечебно-реабилитационного.

Лечебно-диагностический блок включает традиционные патопсихологическую, нейропсихологическую, соматопсихологическую, психофизиологическую, социально-психологическую (применительно к медицине) диагностики, а также медицински направленную профессиональную ориентацию.

Патопсихологическая диагностика - одна из самых старых и важнейших  составных частей медицинской психологии. Она сводится к определению структуры  нарушений познавательных процессов, закономерностей их распада в  сопоставлении с нормой в понятиях современной психологии, диагностике  особенностей личности, поведения, общения  и адаптации к изменяющимся условиям функционирования, защитных приспособительных  механизмов личности в связи с  психическим расстройством.

Нейропсихологтеская диагностика - вторая традиционно рассматриваемая важнейшая составная часть медицинской психологии. Ее содержание заключается в диагностике мозговых механизмов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга в связи с задачами топической диагностики очагов поражения и обоснования восстановительного лечения.

Соматопсихологическая диагностика - это исследование и оценка роли, места и значения различных психологических/психических факторов в возникновении, развитии, лечении и профилактике разнообразных заболеваний внутренних органов и систем организма.

Психофизиологическая диагностика - исследование в психофизиологическом эксперименте особенностей психической  деятельности в единстве с их психофизиологическими  параметрами.

Социально-психологическая  диагностика в медицине - это исследование влияния на психическую сферу  пациентов различных факторов микро-и макросоциального окружения, факта включенности в социальные группы, а также более широкой роли экономических, социально-экономических, экологических и других факторов, являющихся условно патогенными с точки зрения психической/психологической дезадаптации личности.


 




http://www.studopedia.ru/view_medpsiholog.php?id=2

 

 

4-Ещё философ Сократ отмечал, что «нельзя лечить тело, не леча душу», поэтому необходимо учитывать роль слова и психологической установки в процессе бесед с больными в ходе их лечения. Однако научный подход по созданию психологической школы наметился лишь в конце ХIХ – начале ХХ вв. во Франции и России. Одним из основоположников медико-психологического направления был Т.Рибо, изучавший патологические формы нарушения характера, познавательных процессов, чувств и бессознательной деятельности, что чрезвычайно важно при работе с пациентами. В России в этот же период были также предприняты попытки найти медико-психологический подход к изучению личности больного человека. Основоположником психологической школы в России был видный психоневролог В.М.Бехтерев, который, опираясь на учение И.М.Сеченова о рефлекторной деятельности организма, обосновал базисные положения объективной психологии. В созданном им психоневрологическом институте были апробированы экспериментальные методы объективного изучения вариаций поведения на основе выявления причин реакций организма на те или иные раздражители. Согласно концепции учёного, целостные ответные реакции связывались с качественным преобразованием энергии организма, направленной на приспособление к меняющимся условиям окружающей среды. Таким образом, развитие симптомов болезни, по мнению учёного, это не что иное, как рефлекторное преобразование энергии защитных сил организма на противодействие неадекватным раздражителям. В этой связи все ответные реакции формируются в процессе развития индивида в той или иной среде. При этом наследственность определяет лишь тип нервной системы (гибкость, пластичность), выражающийся в темпераменте. В 1908г. В.М.Бехтерев разработал метод генетического рефлексологического исследования, выявляющий взаимосвязь проявлений механистической причинности в сочетании с врожденными задатками индивида. Он экспериментально доказал родство иллюзий с галлюцинациями и указал на нарушения в ориентировочной деятельности. Им же был разработан психологический подход к лечению алкоголиков средствами гипнотического внушения. В.М.Бехтерев справедливо подчеркивал роль слова в лечении, отмечая, что «если больному после беседы с врачом не становится легче, – это не врач». Он считал, что в ходе беседы больному следует объяснить необходимость соблюдения охранительно-восстановительного режима, разъяснить суть болезненных ощущений и внушить мысль о том, что врачи делают всё возможное для его скорейшего выздоровления. Беседа должна способствовать преодолению явления «госпитализма», тоски, возникающей из-за одиночества и недостатка общения.

В работе К.Платонова «Слово, как физиологический и лечебный фактор» подчёркивалась значимость подобранных слов и стиля проведения беседы. Необходимо помнить, что даже одно необдуманное слово может вызвать  у больного парадоксальную эмоциональную  реакцию, порождающую ятрогению, что  порой происходит из–за гиперестезии (повышенной чувствительности) и мнительности больного, который очень чутко реагирует на каждое сказанное ему слово.

Организация медико-психологической  службы в нашей стране и значимость проводимых психологических исследований подтверждается существенным повышением эффективности лечения при психологическом  подходе к пациенту и в проведении медико-психологической экспертизы с целью более детального анализа  истоков мотивации поведения  больного, разработке комплексного подхода  при выборе психотехник и тренингов  в организации его реабилитации. Благодаря внедрению психологической  службы во все сферы деятельности человека и, особенно, в медицину, становится возможным проведение необходимой  и своевременной психокоррекции на всех этапах лечения пациента и убежденности его в благоприятном исходе.

Анализируя неадекватное поведение людей пожилого и старческого  возраста, следует также отметить, что проявление элементов аггравации и симуляции у них часто  имеет место для того, чтобы  окружающие уделяли им больше внимания. Одиночество угнетает их, и они  начинают искать у себя различные  симптомы болезней. Они становятся мнительными, подозрительными, недоверчивыми, пытаясь утяжелить своё реальное состояние. Это их «крик души», который  указывает на необходимость проявления к ним большей сострадательности  и доброжелательности. Однако в случаях, когда они чувствуют, что очень  необходимы своим близким, которые  нуждаются в их помощи, они склонны  к диссимуляции.

Литература:

  1. Абрамова Г.С., Юдкевич Ю.A. Психология в мeдицинe. – M., 1998.
  2. Банщиков В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология. – М., 1967.
  3. Волков В.Т., Стрелич А.К., Караваева Е.В., Тетенев Ф.Ф. Личность пациента и болезнь. – Томск, 1995.
  4. Гонопольский М.Х. Психическое здоровье – А., 1989
  5. Завьялов А., Плотников В. О путях вовлечения психологии в практическую медицину. //Психолог. ж-н, 1996. № 4.
  6. Зальцман Г.И. Мозг и психика. Алма-Ата, 1983.
  7. Kaбaнoв M.M., Личко А.E., Смирнoв В.M. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – Л., 1983.
  8. Kaрвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982.
  9. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. Л.,1980.
  10. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага,1984.
  11. Лaкoсинa Н.Д., Ушаков Г.K. Медицинская психология. – Л., 1976.
  12. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию. Л., 1966.
  13. Чистов В.В. Стресс. //Денсаулык, 2000. № 4, 7
  14. Чистов В.В. Медицинская психология. Учебное пособие для студентов психологических отделений – А., 2005

http://kaznmu.kz/press/2012/05/24/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B5-%D0%B8-%D0%B5%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE/


Информация о работе Предмет медицинской психологии. Задачи медицинской психологии