Предмет, объект, задачи и методы психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 08:44, лекция

Описание работы

1. Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе ("психе" - душа, "логос" - учение, знание). Изучает:
• закономерности психической жизни и деятельности человека;
• закономерности различных форм общностей людей.
По определению А.В. Петровского, психология изучает факты и механизмы психики.
Предмет психологии - психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования, закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Файлы: 1 файл

лекция 1 - предмет, объект и методы психолоии.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 1.   Предмет, объект, задачи и методы психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук

1.   Психология в переводе с греческого - учение, знание о душе ("психе" - душа, "логос" - учение, знание). Изучает:

•   закономерности психической жизни и деятельности человека;

•   закономерности различных форм общностей людей.

По определению А.В. Петровского, психология изучает факты  и механизмы психики.

Предмет психологии - психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования, закономерности проявления и развития психики как специфической формы отражения действительности.

Объектом психологии как области научного знания является все то в реальном мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического; совокупность изучаемых психологией явлений реального мира, взаимодействующая с психикой.

  Основные  задачи психологии:

•   научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

 научиться управлять  ими;

•   использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

•   быть теоретической  основой практики психологической  службы.

Методы психологии

 Классификация методов психологии

1.   Методы объяснительной психологии

2.   Методы описательной психологии

3.   Методы практической психологии

Психология реализует  свои функции, используя присущие для  нее методы.

Классификация этих методов осуществляется по вполне определенным

основаниям. Один из подходов позволяет подразделить их на методы:

- объяснительной психологии;

- описательной психологии;

- практической психологии.

1. Методы объяснительной (естественнонаучной) психологии.

•   наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно;

•   эксперимент - создание искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить

(планомерное манипулирование  одной или несколькими независимыми переменными и регистрация сопутствующих изменений зависимой переменной - поведения, протекания психического процесса и т. д.). Виды наблюдения:

•  внешнее - со стороны;

•   свободное - при отсутствии заранее определенной программы, с возможностью смены объекта;

•   стандартизированное - ведется по заранее спланированной программе. Виды эксперимента:

•   естественный - в условиях, приближенных к жизни;

• лабораторный - в лабораторных условиях;

•   формирующий - направленный на формирование определенных навыков, умений и привычек;

•   тестирование - метод психодиагностики, использующий стандартизированные вопросы (тесты), имеющие определенную шкалу значений, в целях измерения индивидуальных различий;

•   опрос - метод, при котором человек отвечает на ряд задаваемых вопросов;

•   анализ результатов практической деятельности - позволяет судить о знаниях, умениях, навыках человека; его личностных качествах (аккуратность, дисциплинированность, отношение к труду и т. д.).

Виды тестов:

•   по измеряемому психологическому феномену - интеллект, способности, креативность, личностные и др.;

•   по особенностям конструирования и интерпретации результатов - тесты-опросники; тесты-задания; проективные.

Виды опроса:

• устный;

•   письменный;

•   свободный;

• стандартизированный;

•   экспертный.

2. Методы описательной психологии:

•   включенное наблюдение - вид наблюдения, при котором субъект наблюдения (наблюдатель) находится внутри объекта наблюдения;

•   интроспекция (самонаблюдение) - наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (переживания, чувства, мысли);

« самоотчет - описание человеком самого себя в относительной целостности психических и личностных проявлений;

•   идентификация - метод   постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другой жизни и приводит к усвоению его личностных смыслов;

•биографический метод - изучение личности в контексте развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими личностями. Направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды;

•   интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.

3. Методы практической психологии:

•  психолого-психиатрическая экспертиза;

• психотерапия - комплексное лечебное (психологическое) вербальное и невербальное воздействие на психику пациента (клиента) с целью оказания психиатрической (психологической) помощи;

• психокоррекция - оказание психологической помощи в целях изменения в поведении клиента;

•   психотренинг (индивидуальный и групповой) - специально разработанный комплекс психологических упражнений для приобретения навыков и умений, способствующий улучшению как самоощущения человека наедине с самим собой, так и его компетентности в общении;

•   психологическая консультация - оказание психологической помощи путем совместного с клиентом выхода из трудной жизненной ситуации.

Отрасли психологии

 Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей.

К области изучения отдельных  отраслей психологии относятся следующие понятия:

•   общая психология - законы, характерные для всех психических явлений, и общие объяснения человеческого поведения;

•   социальная психология - социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; психологическая совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах;

•   возрастная психология - закономерности развития психики нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду, от младенчества до старости. В связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, психологию старости (геронтопсихологию). Детская

психология изучает  развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития;

 педагогическая  психология - закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания;

•   психология труда - психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков;

•   инженерная психология - закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники;

•   медицинская психология - психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии;

•   психофизиология - физиологические основы психической деятельности;

•   дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей;

•   юридическая психология - психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. д.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника;

•   военная психология - поведение человека в условиях боевых действий;

•   психология рекламы - потребности и ожидания потребителей, разработка психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт;

•   экологическая психология - улучшение условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает проблемы взаимовлияния природы и человека;

. зоопсихология - особенности психики животных.

Место психологии в системе наук

Психология как область  гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками, что не лишает ее самостоятельности и сохранения своего предмета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.

Она занимает как бы промежуточное  положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками:

- философские науки выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии. Они имеют для психологии теоретико-методологическое значение, вооружая человека пониманием наиболее общих законов развития объективной реальности;

•  большое значение в понимании индивидуальной психики  и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной деятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга. Современные исследования нейрофизиологических механизмов деятельности мозга значительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности; педагогические, юридические, медицинские, политологические и ряд других наук являются науками, в отношении которых психология выступает одной из базовых, теоретических основ. Разработка научных проблем в настоящее время не может быть достаточно полной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том числе и психики человека, психологии возрастных, этнических, профессиональных и других групп людей; • все более тесными становятся связи психологии с техническими науками и в целом с технической средой жизнедеятельности людей.

 




Информация о работе Предмет, объект, задачи и методы психологии. Отрасли психологии. Место психологии в системе наук