Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 20:18, контрольная работа
Психология- ( в переводе с древ.греч. psyche- душа,logos- понятие)- академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах [7].
Общая психология- это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития( изменения) психических процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение),психических состояний(напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
1.Предмет психологической науки, ее основные категории…………………2
2.Основные отрасли психологии , и ее место в системе наук………………...5
3.Выберите из приведенных определений предмета психологии наиболее правильное. Ответ обоснуйте…………………………………………………….9
4.Список литературных источников……………………………………………
План
1.Предмет психологической науки, ее основные категории…………………2
2.Основные отрасли психологии , и ее место в системе наук………………...5
3.Выберите из приведенных
определений предмета
4.Список литературных источников……………………………………………11
1.Предмет психологии как наука, ее основные категории.
Психология- ( в переводе с древ.греч. psyche- душа,logos- понятие)- академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах [7].
Общая психология- это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития( изменения) психических процессов (ощущение, восприятие , память, мышление, воображение),психических состояний(напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.
Объект психологии- душа, в различных ее аспектах, в частности с различных сторон(познавательной, эмоциональной, регулятивной) и различных уровнях- как явлений( душевных актов) и психической сущности. Различные психологические направление выделяют предмет исследования.
Предметом психологии являются основные закономерности порождения и функционирования психической реальности [4].
Специфика научного познания задается предметом научного исследования и соответствующими ему методами, которые позволяют раскрыть закономерности изучаемых явлений. На протяжении истории развития психологической мысли позиции по нему перетерпливали серьезные изменения, не существует единого мнения на этот счет и у современных ученых.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления. Факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека.
Фундаментальным свойством такого опыта является непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические с процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим. Наш внутренний мир как большая сцена , на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Психическая жизнь не ограничивается только внутренним опытом, существует целый ряд внешних проявлений психики: актов поведения, несознаваемых психических процессов, психосоматических отношений и других психологических фактов, в которых психика открыто обнаруживает свои свойства, что позволяет изучать механизмы и закономерности ее функционирования.
Действительно, научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснений, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметов изучения в психологии становится не только психологические факты и психологические явления, но так же закономерности психической жизни. Изучение предмета современной психологии опирается на ряд принципов, предоставляющих собой исходные положения, которые позволяют содержательно описывать исследуемый объект, планировать процедуры получения эмпирического материала, обобщать и интерпретировать его, выдвигать и проверять гипотезы.
В отечественной психологической литературе наиболее распространено представление о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивостью: психические процессы; психические новообразования; психические состояния; психические свойства [2].
Психические процессы- это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миров. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим.
Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего- то , разнообразными потребностями.
Все психические процессы подразделяются на:
Фундаментальной основой всех психических процессов являются наши, потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные. Одним из важнейших результатов психических процессов является формирование в структуре личности новых психических новообразований.
Психические новообразования- это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в ходе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретаемого в том числе путем обучения. Это результат целенаправленной работы индивида.
Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.
Психические состояния- это хорошо нам известные психические явления, бодрости и подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми, например поощрение или наказания.
Выделяют разные виды психических состояний. Так, оптимизм или пессимизм характеризуют общее психическое состояние. Существуют и различные эмоциональные состояния: радость , печаль, гнев, и так далее. Существуют и интересные психологические, исследования посвященные творческому состоянию личности, высшую степень которого называют вдохновеньем.
На основе преобладающих деятельности, личности психических процессов и доминирующих психических состояний постепенно формируется и еще один блок в структуре психических явлений- качества личности или ее свойства [3].
2.Основные отрасли психологии, и ее место в системе наук.
Психология на современном уровне развития представляет собой весьма разветвленную систему научны дисциплин, подразделяющихся на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином « общая психология». Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность.
Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура и психические свойства личности , определяющие дела и поступки человека.
Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.
Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют : психологию труда, педагогическою психологию, медицинскую психологию, юридическою психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта.
Психологические аспекты развития изучает возрастная психология и психология аномального развития.
Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.
Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с общей психологией, так и со специальными отраслями психологии [1].
Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология влияет на индивидуальные различия между людьми и объясняет их формирование.
В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.
Для психическо грамотной организации воспитания нужно знать психологические закономерности взаимодействия людей в группах, таких как семья, ученический и студенческий коллективы. Взаимоотношения в группах являются предметом изучения социальной психики.
Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека и крайне необходима при педагогической работе с детьми , отстающими в психическом развитии.
Педагогическая психология, объединяет всю информацию связанную, с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии- психологические закономерности обучения и воспитания человека.
Разделами педагогической психологии является:
Для современной психологии характерен как процесс дифференциации,
Порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции , в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками ,например через психологию с педагогикой [8].
Особого места в рассмотрении данного вопроса заслуживает связь психологии с педагогикой . Разумеется, эта связь существовала всегда. Еще К.Д.Ушинский говорил : « Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно просматривается практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явления, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной оказать эффективную и действительную помощь современному руководителю любого уровня и ранга. Именно по этой причине огромное количество популярной психологической литературы, изобилующей в своем большинстве различными рекомендациями и практическими советами, выплеснувшееся на сегодняшний книжный ранок, не может заменить фундаментальных базовых знаний по психологии, а тем более претендовать на приоритетную роль в современном « психологическом ликбезе» наших соотечественников. Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требования развивающегося общества. А достижение этой целит полагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения, социальных установок и так далее. Сказанное выше свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке многих наук Она занимает промежуточное положение между т философскими науками с одной стороны, естественными с другой , и социальными с третьей [5].
Так же необходимо остановится на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой , психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии , так и философии, например смысл и цель жизнь, мировоззрения, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личностиь. Долгое время существовало принципиальное разделение философии на материалистическую и идеалистическую. Чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т.е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций. Для психологии оба эти основные течения философии имеют одинаковую значимость: материалистическая философия явилась базой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций, идеалистическое направление дало возможность изучения таких понятий как, ответственность, смысл жизни, совесть, духовность.
Следовательно, использование в психологии обоих направление философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу [9].
Таким образов, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать ,что везде где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.
3.Выберите из
приведенных определений
Ответ: на мой взгляд, определение предмета психологии включает в себя , из выше перечисленных ,не один вариант ответа, а несколько.
Во-первых, если буквально перевести термин психология, то это « наука о душе» ( от др. греч. Psyche- душа, logos- разумное слово, наука) [7].
Во-вторых , психология это наука осознании. В XVII веке благодаря теориям Рено Декарта зарождается психология, в основе которой лежит представление о сознании. «Мыслю, следовательно существую» считал Рено Декард. А мыслить , по его мнению означает не только понимать, но и желать, воображать , чувствовать.
Информация о работе Предмет психологической науки, ее основные категории