Предмет психологии как науки и ее основные категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Психология берёт своё начало в глубине тысячелетий. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Предмет психологии как науки и ее основные категории……………………….3
Основные отрасли психологии и место в системе наук……………….………...5
Заключение…………………………………………………………………………..7
Список литературы……………………………………………………...................7

Файлы: 1 файл

Предмет психологии и её отрасли.docx

— 30.18 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Предмет психологии как науки и ее основные категории……………………….3

Основные отрасли психологии и место в системе наук……………….………...5

Заключение…………………………………………………………………………..7

Список литературы……………………………………………………...................7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология берёт своё начало в глубине тысячелетий. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением, так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII -XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Психологическое знание исторически развивалось – одни представления сменялись другими. Изучение истории психологии, конечно, не может сводиться к простому перечислению проблем, идей и представлений различных психологических школ. Для того чтобы разобраться в них, нужно уяснить их внутреннюю связь, единую логику становления психологии как науки.

 

Предмет психологии как науки и ее основные категории

Изучение каждой науки начинается с определения её предмета, т.е. выявления тех специфических явлений, которые изучает данная наука. Изучение, объяснение души и явилось первым этапом в становлении предмета психологии.

«При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам».

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание — это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Психика – общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства, психические состояния и психические новообразования.

«Психические процессы – это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

Психические свойства – индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. Как и любая система, психика человека обладает психическими свойствами, имеющими индивидуальную меру выраженности. Эти свойства относительно неизменны во времени, хотя и могут изменяться в ходе жизни под влиянием внешних воздействий, опыта деятельности и биологических факторов.

К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.

Психические состояния – внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетённость);
  • временные (длительность состояния).

Психические новообразования – качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Это приобретаемые человеком в течение жизни, в том числе в ходе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного, в том числе и путем обучения. Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.

Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одну в другую».

Основные отрасли психологии

 «В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук».

«Фундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости от того, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, которые находятся на разных ступенях формирования, связанны с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Среди специальных отраслей психологии выделяют:

- психологию труда, которая «изучает психологические особенности трудовой деятельности, в частности профессионально важные качества определенной специальности, психологические основы организации и повышения производительности труда»;

- педагогическую психологию, которая изучает психологические основы воспитания и обучения;

- медицинскую психологию, патопсихологию, а также психотерапию. «Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения»;

- юридическую психологию, которая «рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания»;

- военную психологию, которая «изучает психологию человека в военных структурах, вопросы обучения и воспитания военных»;

- психологию торговли, которая «изучает взаимоотношения между продавцом и покупателем, влияние рекламы на эффективность торговли и т.д.»;

- возрастную психологию и психологию аномального развития, изучающие психологические аспекты развития;

- социальную психологию, изучающую психологические аспекты отношений личности и общества;

- генетическую психологию, которая «изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа»;

- дифференциальную психологию, которая «выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования»;

- психология масс и много др.

«Одновременно с дифференциацией психологических знаний происходит процесс их интеграции в другие области знаний (психолингвистика, психопедагогика, психозоология, психофизиология, психогигиена и  т. д.).

Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет.    Некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изучают общественные основы психической деятельности и приближаются к общественным наукам.

Заключение

Подводя итог, необходимо отметить, что психология занимает одно из важнейших мест в системе наук. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

 

Список литературы

  1. Гальперин, П. Я. Введение в психологию.  Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
  2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. — Москва: АСТ, 2008 год. 
  3. Годфруа, Ж. Что такое психология. Москва: Мир, 2005.
  4. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2003.
  5. Петровский, А. В., Ярошевский, М. Г. Основы теоретической психологии. — Москва: Инфра-М, 1999.
  6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  7. Журнал «Вопросы психологии»- научный психологический журнал.
  8. Лекции МГУПИ ……..

 
  

 

 


Информация о работе Предмет психологии как науки и ее основные категории