Предмет психологии труда. Методы психологии труда. История возникновения и развития. Место психологии труда в системе наук и ее основные

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:22, реферат

Описание работы

тому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда. Психология труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии - с другой. Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

Файлы: 1 файл

Психология труда(сделано).docx

— 26.48 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Предмет  психологии труда. Методы психологии труда. История возникновения и развития. Место психологии труда в системе  наук  и ее основные методологические принципы. Понятие трудовой и профессиональной деятельности. Теоретические и практические задачи психологии труда.

Труд - это явление, прежде всего, социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально-научного понимания, планирования и организации на уровне системы народного хозяйства, отрасли, предприятия, вопросы его учета и вознаграждения. Этому соответствуют философские, социологические и экономические подходы к пониманию труда. Психология труда опирается на систему философского знания или на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии - с другой. Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности работающего.

Предмет, задачи, методы отечественной психологии труда. Основные психологические признаки труда:

1. Сознательное предвосхищение  социально ценного результата.

Способность предвосхищать  результат деятельности очень развита у человека и не свойственна ему как субъекту труда. Наличие мысленного предвосхищения результата активности еще не делает ее трудом. Таким образом, в рассматриваемом признаке можно выделить три относительно самостоятельных компонента:

а) более или менее ясное  знание о продукте деятельности;

б) более или менее четкое осознание его социальной ценности;

в) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих знаний, представлений, образов.

2. Сознание обязательности  достижения социально фиксированной цели.

Только лишь сознание обязательности и связанные с этим волевые усилия по ее реабилитации специфичны не только для труда. Деятельность становится трудом в том случае, если имеются не только идея обязательности, а и внешние по отношению к субъекту формы фиксации целей его деятельности и формы социального санкционирования, одобрения этих целей. Ведь сознание обязательности и мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, даже и эгоистических или асоциальных замыслов.

3. Сознательный выбор,  применение, совершенствование или  создание орудий, средств деятельности.

Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность тем в большей степени будет иметь, при прочих равных условиях, психологические признаки труда, чем лучше он ориентирован в орудийных средствах деятельности - внешних и внутренних - и правилах их применения.

4. Осознание межличностных  производственных зависимостей, отношений  («живых» и овеществленных).

Практически всегда если не объекты, то вещественные орудия труда, условия его скрывают в себе овеществленные межличностные отношения: инструменты  кем-то сделаны, кем-то доставлены; материалы кем-то добыты, подготовлены, изготовлены; условия труда кем-то организованы, поддерживаются в норме и пр.

Предмет и метод  психологии труда:

Предметом психологии труда, является психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности работающего (профессиональные способности) и его взаимодействие с производственной средой. Таким образом, предмет психологии труда - это субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности.

Общим методом психологии труда является исследование и развитие субъекта труда. Проблема в том, чтобы  при этом не терялся сам субъект, т.е. чтобы субъект труда не превращался  в объект для манипуляций со стороны  психолога, руководства или коллег работника.

Методы психологии труда  - это совокупность способов и приемов изучения различных аспектов трудовой деятельности.

Психология труда использует основные методы общей психологии, специфические методы психологии труда, а также некоторые методы других наук.

Существует ряд основных требований к практическому применению методов психологии труда:

1. Принцип объективности

Принцип объективности требует  не ограничиваться поверхностными проявлениями изучаемых явлении и своими мнениями о них, а находить закономерности, управляющие ими, обосновывать выводы зарегистрированными фактами, доступными проверке другими людьми.

2. Принцип единства личности  и деятельности

Каждая трудовая деятельность, как и каждая личность работающего, имеет свою психологическую структуру, раскрываемую при ее изучении разными методами.

3. Принцип целенаправленности

Исследователю должно быть ясно, какие именно практические или  теоретические вопросы ему нужно  решать. Метод должен быть подчинен решаемой задаче, а не задача должна применяться к методу.

Основными методами психологии труда (как и общей психологии) являются наблюдение и эксперимент. Остальные методы выступают как вспомогательные. Рассмотрим специфику основных методов.

Источники и задачи психологии труда:

Основные задачи, стоящие  перед психологией труда в  прикладных исследованиях, - это гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития трудящегося, расцвета его способностей.

Психология труда решает задачи гуманизации труда своими средствами. Оптимизация использования свойств индивида, оптимизация состояний человека в труде достигаются такими практическими мероприятиями, как профессиональный психологический отбор, совершенствование профессиональной подготовки (и переподготовки), рационализация социальной и физической среды с учетом психологических способностей работающих. В психологии труда используются методы оценки и анализа деятельности, методы диагностики и прогнозирования способностей, методы изучения социальной структуры и психологического климата в коллективе, методы оценки состояний..

Теоретическим фундаментом  для решения прикладных задач  должны служить исследования в области  следующих научных проблем:

Изучение путей становления  гармонии между человеком и его  профессией. Иными словами, изучение становления динамического равновесия системы «субъект труда - профессиональная среда».

Изучение структуры и  динамики профессионально значимых свойств индивида и личности. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач  в оптимальных и экстремальных  условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры.

Изучение структуры трудовых установок и мотивов трудовой деятельности, закономерностей формирования и перестройки этой структуры.

Изучение структуры состояний  человека в труде и закономерностей  динамики этих состояний.

Изучение взаимосвязей индивидуальных свойств отношения личности и  психических состояний как фактора  успешности и безопасности труда»

История психологии труда:

 Петровские преобразования и психология труда: главным событием хозяйственной и политической жизни начала XVIII в. были реформы Петра I, которые основывались на достижениях товарного капитала, купцов и в то же время проводились в условиях феодального крепостничества, власти дворян. Петровские реформы содействовали созданию и развитию крупных мануфактур, но в отличие от стран Западной Европы не на основе свободного наемного труда, рынка труда, а на основе труда подневольного, труда крепостных, приписанных и фабрикам и мануфактурам.

Пока еще не изученные  в контексте истории психологии труда письменные источники этого периода могут содержать богатые сведения, важные для подготовки кадров (сведения о психологических особенностях труда разных профессионалов, особенностях профессионального обучения и пр.). Материалы «указов», «инструкций» и других письменных источников этого периода должны непременно стать особым материалом для историков в области психологии труда.

Мысль о «человеческом  факторе» проскальзывает даже при описании «воинских артикулов» (действий с  ружьем): «Мушкет на караул (всегда подобает приказывать, когда на караул солдат мушкет держит, чтоб большой палец  на курке, а большой перст назад  язычка в обереженье были»).

Есть проблеск идеи о том, что одни качества (личностные, как теперь бы сказали) человека являются в своем роде опорными для других (обученности, навыков, умений, выражаясь по-современному): «Понеже в России мануфактура еще вновь заводится, и уже, как видно... некоторые из Российского народа трудолюбивые и тщательные к оной фабрике шерсть прясть и ткать научились, а красить, лощить, и гладить, и тискать, сукон пристригать, и ворсить еще необыкновенны, и для того всех тех мастерств договариваясь с мастерами обучать из Российского народа безскрытно, дабы в России такого мастерства из Российских людей было довольное число» (Указ 17 февр., 1720 г.). В указе от 30 апреля 1720 г. имеется ход мысли, свидетельствующий о том, что при определенных условиях Петр видел зависимость между результатами обучения ремеслу и мотивацией учения: «принимать во учение из посадских детей таких, которые сами собой к той науке охоту возымеют».

Что касается «персон», то «какие у них с которым государством будут поступки в воинских и политических делах...», ... «о самом салтане, в каком состоянии себя держит и поступки его происходят, и прилежание и охоту имеет к воинским ли делам или по вере своей каким духовным и к домовым управлениям, и государство свое в покое или в войне содержать желает, и во управлении государств своих ближних людей кого, над какими делами имеет порознь, и те его ближние люди, о котором состоянии болши радеют и пекутца: о войне ли или о спокойном житии и о домовом благополучии, и какими поведениями дела свои у салтана отправляют, через себя ль, какой обычай во всех государей, или что через любовных его покоевых». И далее предписывается П. А. Толстому узнавать, что любят и «кому не мыслят ли учинить отмщение».

После пунктов о хозяйстве, армии и флоте Петр снова возвращается к «психологическим» вопросам: «к народам приезжим в купечествах склонны ль, и приемлют дружелюбно ль, и которого государства товары в лутчую себе прибыль и употребление почитают». Из рассматриваемой программы нетрудно реконструировать некоторую психологическую модель государственного деятеля и социально-психологическую (типовую) модель населения соседней страны, которыми руководствуется Петр. В эту модель входят, прежде всего, выражаясь современным языком, ценностные представления, отношения к людям и вещам, намерения, неотреагированные эмоции («не мыслят ли учинить отмщение»), потребности, способы и стиль межлюдского взаимодействия, решения вопросов.

Петр ясно отдает отчет  в том, что формирование нужной умелости это есть процесс, требующий времени  и, естественно, соответствующей деятельности, поэтому он считает нужным часть  флота выделить для чисто тренажерных  функций, как теперь бы сказали, а  именно, в инструкции Ф. М. Апраксину (январь 1702 г.) он пишет: «Учинить два  крейсера ради опасения и учения людей, чтоб непрестанно один был с море, также и галер по возможности, а наипаче для учения гребцов, что не скоро сделается». Если объединить разрозненные высказывания Петра об учении, обучении, то складывается совсем неплохой комплект предполагаемых им психологических условий учения, обучения: личностные качества (например, «тщательность», «трудолюбие»), мотивы («охота»), упражнения, повторение действий, как это видно из только что приводившегося отрывка.

Выделение не только результативных и операциональных сторон деятельности, но и личностных свойств человека и именно, прежде всего направленности личности Петром не случайно и воспроизводится в самых разных ситуациях. В одном из указов (1720 г., 5 февр.), ориентированных на привлечение вольных работников для «канальной перекопной работы, которая будет делана от Волхова в Неву», Петр обнаруживает отличное понимание того, что человек мотивируется в труде не только оплатой, но и свободой, отсутствием притеснений: «...Понеже отнюдь никому на той канальной работе ни в чем никакой неволи и обиды не будет... а неволею и задержанием отнюдь никого работать не заставят». Указы, разумеется, не обязательно исполняются. Понимая это, Петр в свое время издает указ о «хранении прав гражданских» (1722, 17 апреля), в котором, оговорив, что «зачем всуе законы писать», подчеркивает важность соблюдения писаных законов.

XVIII в., его вторая половина (особенно период правления Екатерины II), с одной стороны, сопровождаются дальнейшим развитием мануфактур, а с другой - превращением крепостных крестьян по сути в рабов, так как они оказываются полностью бесправными под властью помещиков или капиталистов-купцов, к которым их приписывают как крепостных.

Только в первой половине XIX в. крепостное право приходит к кризисному положению, ибо вольнонаемный труд оказывается гораздо более производительным на фабриках, использующих машины, паровые двигатели, чем труд подневольный, каторжный. Но уже во второй половине XVIII в. прогрессивные отечественные деятели Н. И. Новиков, А. Н. Радищев пытаются доказать своим современникам преимущества отмены крепостного права и использования повсеместно труда вольнонаемного.

Таким образом, в рассматриваемый  период велико значение мастерства трудящихся, будь то крестьянин-землепашец, ремесленник-кустарь, рабочий мануфактуры или машинной фабрики. Поэтому при поиске и анализе исторических источников, вероятно, можно рассчитывать на интересные находки, связанные прежде всего со способами фиксации профессионального опыта и способами передачи профессионального мастерства, с идеями и принципами трудового воспитания.

 

 

 

Литература:

1. Лукашевич Н. П. Психология  труда: Учеб. пособие / Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук. - 2-е изд., доп. и перераб. - Киев, 2004

2. Платонов К.К. Вопросы психологии  труда. – М., 1970

3. Психология труда / Пер. со словац. Г. В. Матвеевой-Муниповой. - М., 1979

4. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. Учебное пособие. - М., Воронеж, 1997

5. Пряжников Н.С. Психология труда. – СПб., 2003

 


Информация о работе Предмет психологии труда. Методы психологии труда. История возникновения и развития. Место психологии труда в системе наук и ее основные