Предмет социальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:40, реферат

Описание работы

Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.
Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.

Файлы: 1 файл

реферат предмет социальной психологии .doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский  государственный  университет технологий и управления»

(ФГБОУ ВПО «ВСГУТУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему:

 

«Предмет социальной психологии»

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Мункоева А.А.

                                  № группы: ГМУ з/о 2012

                                                Проверила: Суворова А. В.

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013

 

 

Одно из возможных  определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.

Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по  своему  содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.

Социальная  психология  - экзогенная наука;  она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.

Социология и социальная психология действительно имеют  общие интересы, изучая, как ведут  себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.

 Социология изучает группы (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним.

 Актуальность данной  темы влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу.

Сходство социальной психологии и психологии личности состоит  в том, что обе эти отрасли  психологической науки изучают  индивида. Однако, психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами, задавая вопрос. Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

Отечественную социальную психологию как направление научного знания могут создать те, кто знает  действительность не теоретически, а  изнутри. Это не отрицание мировой  социально-психологической теории, а констатация фактов. Нельзя в современных социально-исторических условиях иcходить из сложившихся в прошлом теоретических схем. Наложение их на реалии нередко приводит к казусам. При этом нужно понять и то, почему социологизируется социально-психологическая теория. В настоящее время не обойтись без анализа тех факторов, зачастую социологических, которые определяют содержание социально-психологических явлений. Когда произойдет смена социальных институтов, сложится новая система отношений, утвердится новый образ жизни, тогда наступит время для более тонкого и корректного социально-психологического анализа. Пока обстоятельства позволяют создать лишь «каркас» социально-психологической теории, адекватной сегодняшней действительности, вычленить круг прoблематики, относящейся к ее компетенции.

Практически любой учебник  по психологии начинается с расшифровки  понятия «психология». При этом непременно указывается, что оно греческого происхождения и состоит из двух слов: «psyche» - душа и «logos» - учение. Понятие «душа» неоднозначно, оно имеет несколько толкований.

Материалисты под понятием «душа»1 понимают психику человека. Что же касается идеалистического понимания души, то здесь оно трактуется в божественном, теологическом, смысле. Однaко такое понимание психологии, основанное на четком разделении материализма и идеализма, осталось в прошлом. Вновь, как когда-то, встала во весь рост проблема души, духовности.

В процессе уточнения  предмета социальной психологии как  науки можно выделить несколько  периодов:

1) накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии;

2) выделение описательной социальной психологии из философии, социологии и общей психологии в самостоятельную область знания;

3) оформление социальной психологии как науки со всеми присущими ей атрибутами.

Своеобразной датой рождения социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились на свет работы В. Мак-Даугалла и Э. Росса, в названия которых был включен термин «социальная психология»2.

Процесс формулирования предмета социальной психологии можно рассматривать не только в хронологическом, но и в концептуальном, а точнее, в хронолого-концептуальном плане. Такой подход целесообразнее, так как позволяет рассмотреть процесс шлифовки предмета науки и во времени, и в рамках различных научных школ.

В отечественной социальной психологии можно выделить несколько этапов, которые связаны с дискуссией о ее предмете. Нaиболее остро эта дискуссия происходила в 20-е годы. В результате сформировалось псевдонаучное понимание социальной психологии.

На судьбу отечественной социальной психологии повлияла точка зрения основателя и директора психологического института Г. И. Челпанова, предложившего разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию.

Социальная психология, по его мнению, должна разрабатываться в рамках марксизма, а собственно психология обязана оставаться эмпирической. Не отрицая значения марксизма для социальной психологии, тем не менее, нельзя его фетишизировать. В эти годы свое понимание предмета социальной психологии высказали представители коллективной реактологии и рефлекcологии.

В 50-60-е годы вновь была развернута дискуссия о предмете социальной психологии.

Во-первых, все расширяющиеся  запросы практики. Решение основных экономических, социальных и политических проблем позволило более пристально анализировать психологическую сторону различных проявлений общественной жизни. Активное обратное воздействие на ход объективных процессов должно быть особенно детально исследовано в современных условиях, когда психологический, «человеческий» фактор приобретает столь значительную роль. Механизмы конкретного взаимодействия общества и личности в этих условиях должны быть исследованы не только на социологическом, но и на социально-психологическом уровне.

Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были оставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в oбщей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки»3. Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три  подхода. Представители первого понимали под социальной психoлогией науку о «массовидных явлениях психики».

Сторонники второго  подхода видели в качестве основного  ее предмета личность, а третьи пытались синтезировать два предыдущих, т. е. социальная психология рассматривалась ими как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Затрудняло определение предмета социальной психологии и то обстоятельство, что она долгое время развивалась как описательная наука, в русле житейских представлений. Отсюда вместо четкого понятийного аппарата в социальной психологии сложился терминологический конгломерат на основе некритического заимствования из социологии, общей психологии и других наук. Все это затуманивает вопрос о предмете социальной психологии.

Важно, что при всех частных расхождениях предложенных схем основная идея была общей —  предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться  к его определению — как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Можно убедиться, что предложенное в начале главы рабочее определение дaно в рамках данного подхода.

Но  согласие в понимании круга задач, решаемых социальной психологией,

 еще не означает  согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» социальной психологии. Здесь можно выделить четыре пoзиции:

  1. социальная психология есть часть социологии;
  2. социальная психология есть часть психологии;
  3. социальная психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко:

а) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

б) она захватывает  «ничью землю» — область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии4.

Однако главная трудность  связана с неоднозначным пониманием парадигмы, единицы анализа.

В психологии под единицей анализа подразумевается универсальное понятие, общая составляющая различных психических процессов.

В общей психологии за единицу анализа  берутся ощущение, образ и т. д. В социальной психологии к единице  анализа относят различные явления. Одни ученые считают, что это совместная деятельность, другие - общение, третьи - личность и т. п.

Однако, как отмечалось выше, универсальным  понятием считается «взаимодействие», в результате которого и образуются социально-психологические явления. По существу, они есть эффекты взаимодействия. И именно они выступают в качестве универсального понятия социальной психологии, единицы ее анализа.

По существу, это интеракционистский подход к объяснению социально-психологических  явлений. С точки зрения социального  психоанализа или когнитивной психологии природа последних выглядит несколько иначе.

Социально – психологические     явления     нельзя    представить  без   учета

 «коллективного бессознательного» и т. д. Тем не менее роль взaимодействия в их

 происхождении трудно переоценить.5

Социально – психологические  явления -  это   феномены,    возникающие   в

 результате взаимодействия субъектов (индивидов и oбщностей) в определенных условиях, отражающие их в различных формах, выражающие отношение к ним, побуждающие и регулирующие поведение людей, осуществляющие обмен сообщениями и переживаниями, а также способствующие организации как социально полезной, так и преступной деятельности.

К числу основных социально-психологических  явлений относятся: общение, мнение и настроение, общность, стратификация, стереотип, конфликт, образ жизни и пр.

Социально-психологические  явления находят свое отражение  в соответствующем понятийном аппарате, тезаурусе. Они классифицируются по различным основаниям: содержанию, устойчивости и т.д. По содержанию они делятся на нормальные и деформированные.

Критериями нормальных социально-психологических явлений  выступают их позитивные, стабилизирующие  влияния на состояние политики, экономики  и общества, на жизнеощущения и  деяния личностей. Что же касается деформации социально-психологических явлений, то их отличия состоят в негативных, дестабилизирующих, дезорганизующих влияниях. Это обстоятельство создает предпосылки для создания экстремальной социальной психологии. В зависимости от субъекта возникновения различаются следующие социально-психологические явления: межличностные; групповые; межгрупповые; массовидные. Выделяются осознаваемые и неосознаваемые социально-психологические явления.

По степени устойчивости социально-психологические явления подразделяются на динамичные, динамико-статичные и статичные. Обычно в динамике и статике рассматривались только групповые явления. Эта традиция восходит к школе «групповой  динамики» К. Левина. Между тем   тaкие  явления

 наблюдаются не  только в рамках малых групп6.

Социальная психология имеет право называться наукой в  том случае, если она обладает возможностью освещения закономерностей вoзникновения, развития и проявления социально-психологических явлений.

Один  из недостатков социальной   психологии  в   том,   что она   пытается

 определить закономерности  социально-психологических явлений  независимо от уровня, сферы и  условий их возникновения и  проявления. Так, долго не учитывалось,  что формирование общественного  мнения в нормальных условиях  подчиняется одним закономерностям, а в экстремальных - совершенно другим.

В качестве основного  механизма возникновения социально-психологических  явлений выступает общение. В  результате его формируется личность, образуются малые группы и психология более широких общностей, а также происходят изменения различной степени сложности. Если иметь в виду механизмы возникновения и распространения социально-психологических явлений, то они подразделяются на умышленно создаваемые, а также стихийно возникающие и распространяющиеся. К универсальным механизмам социально-психологических явлений относят:

1) подражание - следование какому-либо примеру, образу;

2) внушение - процесс воздействия, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации передаваемого содержания;

Информация о работе Предмет социальной психологии