Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 15:42, реферат
Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть сформулировано cледующим образом: социальная психология - наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу.
Социальная психология - дочерняя отрасль социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему содержанию и более экспериментальной в своих методах, чем другие области социологии.
Социальная психология - экзогенная наука; она выявляет, как социальные условия влияют на поведение.
Социология и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изучении поведения людей в группах.
3) заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому;
4) убеждение - метод воздействия на сознание личности;
5) идентификацию - процесс объединения или, точнее, отождествления (приложение А).
Именно эти механизмы лежат в основе социального научения и поведения. Таким образом, предметом социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях. Собственно говоря, это предмет только одной из частей социальной психологии - ее теoретической области. Предмет прикладной социальной психологии складывается из закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.
Относительная граница же сoциальной психологии с общей психологией
затрагивает проблемы
детерминации и проявления
Обозначение границ, исследуемых социальной психологией, проблем позволяет выделить отдельные стороны предмета данной науки. Ими являются:
1) социально-психологические характеристики, закономерности, механизмы процессов совместной деятельности и общения людей, особенности обмена информацией, взаимного восприятия и понимания, воздействия людей друг на друга в ситуациях взаимодействия. Под общением понимается обмен информацией между людьми, их взаимодействие.
Для социально-психологического подхода, в отличие от общепсихологического, характерно отчетливое понимание обусловленности поведения человека, его личностных характеристик конкретной ситуацией взаимодействия: ролями, которые исполняют участники, нормами общения и деятельности, социокультурным, историческим фоном, и даже пространственно-временными параметрам.
Важнейшими социально-
2) закономерности социально-психологических явлений на уровне существования больших социальных групп, общества в целом как системы с определенной социальной структурой;
Это – так называемые «массовидные» социально-психологические явления, то есть психические явления, возникающие в сфере общественной психологии как составной части общественного сознания, а также специфические характеристики каждой из больших социальных групп. К ним относятся, нaпример, классовые и этнопсихологические особенности, нравы, обычаи и привычки различных больших социальных.
Особый интерес представляют особенности поведения толпы и неорганизованной массы людей. Соответственно, рaзличаются отдельные предметные области социальной психологии: этнопсихология, психология классов и социальных слоев, психология профессиональных групп, а также – психология политики, религии, искусства и других форм общественного сознания.
Можно сказать, что социальную психологию интересует то, каким образом в межличностных отношениях людей проявляются отношения общественные и наоборот – как психология людей влияет на общественную жизнь: экономику, политику, межнациональные отношения, искусство и т. д;
3) групповые социально-психологические явления. При этом интерес социально-психологического исследования малой группы составляют процессы группообразования, групповой динамики и структуры, образования целей, межличностных отношений, ролей, процессы лидерства и руководства в малой группе;
4) социально-психологические особенности личности, механизмы социализации индивида и психической регуляции его социального поведения.
Предметом социально-психологического
анализа при этом становятся структура
мотивации социального
Понимание личности в социальной психологии предполагает рассмотрение человека как субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Это системное качество индивида, определяемое его включенностью в совместную деятельность и общение. Особый интерес представляют относительно устойчивые и ситуативные социально-психологические характеристики личности – ее социально-типичные и индивидуально-своеобразные особенности, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми, – стили общения и различных фoрм социальной деятельности или ролевого поведения.
Таким образом, предмет социальной психологии – этo структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями. Эти явления, в форме социально-психологических процессов, состояний и свойств больших и малых групп, а также отдельной личности побуждают, регулируют и отражают социальное взаимодействие.
Предмет социальной психологии, как и любой другой отрасли психологической науки, один и тот же - зaкономерности психической активности. Но психологическое осмысление этого - социального - аспекта предмета оказалось делом чрезвычайно трудным. Возможно, здесь имеет место некий консерватизм в трактовке предмета психологии.
Взаимодействия людей, в отличие от предметной деятельности, регулируются согласованной психической активностью их участников. Слово сказанное, и слово услышанное, вопрос и ответ, приказ и подчинение, воздействие и реакция - все это проявления согласованной психической активности взаимодействующих людей. Чтобы разобраться в содержании, динамике и закономерностях психической регуляции взаимодействия, необходимо выйти за рамки процессов, которые развертываются в голове одного человека, и фиксировать психические проявления всех участников взаимодействия. Но, выходя за пределы индивидуальной психики, социальная психология остается в рамках психологии и не образует какую-то новую науку. Она исследует коммуникативные стороны человеческой психики, утверждая ее коммуникативную, а не только предметно-деятельностную природу. Социальная психология выводит на первый план те процессы и структуры личности, которые обращены к другим людям, и на взаимодействии которых строится общественная жизнь, вся социальная практика - культура, экономика, политика и т.д
Определение предмета психологии через мысли, чувства и проявления воли является логически законченным и не оставляет места для «социально-психологических явлений». Всякое добавление через «и» будет механическим и не раскроет существа новых добавок, характера их связи с тем, к чему добавляем. Эту трудность можно преодолеть двумя способами.
Одна из трудностей развития психологии в том, что ее основные понятия «работают» в основном на определенных уровнях структуры науки. Даже такая предельно широкая категория, как психика, используется преимущественно на первом уровне анализа - уровне психических прoцессов. На втором уровне, где рассматриваются свойства личности, понятие психики размывается до такой степени, что психические свойства человека могут замещаться другими, как будто человек может обладать лидерскими, нравственными, деловыми, профессиональными и им подобными качествами помимо психических. Любые качества человека, за исключением, может быть, органических, являются первично психическими, духовными. Но, конечно, же, почти все психические качества в зависимости от той роли, которую они играют в жизни и деятельности людей, получили вторичные названия: политические, нрaвственные, деловые, преступные, коммуникативные, организаторские и т.д.
На третьем уровне - уровне психологического анализа группы - о психике и личности говорится намного меньше. Здесь используется своя понятийная система, оторванная от предшествующего познавательного слоя психологии. Здесь слишком много встречается философских, лингвистических и других - непсихологических - категорий. Здесь даже понятие «психология» употребляется не вполне привычным для науки образом - «психология группы». «Лобовая атака» в целях психологизации предмета социальной психологии, состоящая в попытке внедрить понятие «социальная психика» мало что решает.
1 Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 5.
2 Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. М., 2004. – С. 6.
3Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 6.
4 Платонов, Ю.П. Основы социальной психологии. М., 2004. – С. 8.
5 Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 7.
6 Бэрон, Р. Социальная психология. Ключевые идеи. СПб., 2003. – С. 8.