Предмет, структура и место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Любая наука имеет свой предмет и определенный объект исследования. С точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.
Объект - только аспект предмета, исследуемый субъектом науки, т.е. ученым.
Этот аспект включен в тот или иной процесс духовного освоения,
в познавательную деятельность субъекта.

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по  дисциплине_____ ПСИХОЛОГИЯ_________

___________________________________

 

 

 

Тема 1. Предмет, структура и место психологии в системе наук.

 

 

 

 

Выполнил

Направление

Курс ___группа

Личное дело

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2012 г.

 

 

 

Тема 1. Предмет, структура  и место психологии в системе  наук.

 

  1. Предмет психологической науки, её основные категории.
  2. Основные отрасли психологии и её место в системе наук
  3. Выберете из приведенных определений предмета психологии наиболее правильное.

а) наука о поведении;

б) наука о душе;

в) научное исследование поведения, внутренних психических процессов  и практическое применение получаемых знаний;

г) наука о сознании;

д) наука об общих закономерностях  эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

 

Ответы на вопросы:

1.Любая наука имеет свой предмет и определенный объект исследования. С точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.

Объект - только аспект предмета, исследуемый субъектом науки, т.е. ученым.

Этот аспект включен в тот или иной процесс духовного освоения,

в познавательную деятельность субъекта. При этом зачастую не менее значительная его часть остается за пределами процесса познания субъекта.

Так как психология имеет сложный и многоплановый предмет, в которой выявляются все новые и новые объекты исследования, мы можем, учитывая различия этих двух понятий, дать им определения:

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки. 

 

Психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук:

- психические процессы – выделенные условно в структуре психики процессы, которые формируются, развиваются и представляют собой определенную динамику, порождающую определенные результаты в виде чувств, мыслей образов, и т.д.

Виды психических  процессов:

 

Познавательные:

-ощущение

-восприятие

-мышление

-внимание

-память

-воображение

-речь

 

Эмоциональные:

-эмоции

-чувства

-аффекты

-стресс

 

Волевые:

-борьба мотивов

-принятие решения

-постановка цели

 

- психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира (бодрость или подавленность, работоспособность или усталость, спокойствие или раздражительность и т.п.)

- психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;

- психические новообразования — психические и социальные изменения, возникающие на определенной ступени развития и определяющие сознание человека, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития человека в соответствующий период.

 

2. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. 

В задачи общей психологии, которая является ядром современной психологии, входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.

 

Выделяются следующие отрасли психологии:

 

Фундаментальные (не включая общей психологии):

Клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения.

В рамки клинической психологии как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающего человека, она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология взрослого человека и геронтопсихология;

Дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;

Педагогическая  психология рассматривает психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи.

Экспериментальная психология — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов. Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Психология  труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Она имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.

Существуют еще ряд отраслей, которые можно объединить общим понятием «социальная психология».

Социальная  психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

 

Прикладные:

Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношения психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.

Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.

Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.

Так же следует выделить такие психологии как: психологии торговли, науки, спорта и художественного творчества.

 

Существуют психологии, которые выделаются на основе принципа развития (входят в прикладной раздел):

 

-психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифло-психологию;

-сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни;

-генетическая  психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа; 

-парапсихология изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.

 

Из вышесказанного следует, что психологии как науке присуща дифференциация отраслей, которая разветвляет психологию на отдельные отрасли, не редко расходящиеся и существенно отличающиеся друг от друга, но при этом сохраняющие целостным предмет исследования. Дифференциация дополняется процессом интеграции, который приводит к стыковке психологии с другими науками (через педагогическую психологию -  с педагогикой, через медицинскую психологию - с медициной, через инженерную психологию – с техническими науками и т.д.).

 

3.С течением времени развивались все науки, в том числе и психология. С прогрессом и видоизменением нутра психологии менялось и понятие «предмета психологии», из этого можно вывести, что:

а) наука о поведении – понятие, относящееся к бихевиоризму (Джон Уотсон) (ХХ в.);

б) наука о душе – понятие, используемое всеми исследователями до начала XVII века;

в) научное исследование поведения, внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний – определение самой психологии

г) наука о сознании – понятие, введенное английской эмпирической ассоцианистской психологией (Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер) (с XVII в.).

д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека – современное понятие предмета психологии.

 

Из дополнений можно выделить, что  представленные варианты ответов (кроме в)) образуют определенную хронологию деформации понятия предмета психологии.

 

I этап (до начала XVII в.): психология как наука о душе;

II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании;

III этап (XX в.): психология как наука о поведении;

IV этап (современный): психология как наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.

 

Так как вариант ответа под буквой  д) является определением, используемым в настоящее время, я считаю его наиболее правильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых материалов:

 

Основные:

 

  1. Гальперин, П. Я. Введение в психологию. — Москва: Книжный дом «Университет», 2007.
  2. Рубинштейн, С Л. Основы общей психологии. — Санкт-Петербург: Питер, 2007.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008.
  4. Общая психология. — в 7 томах. — Москва: Академия, 2007.

 

Электронные:

  1. http://www.grandars.ru
  2. http://ru.wikipedia.org
  3. http://www.psyho.ru

 


Информация о работе Предмет, структура и место психологии в системе наук