Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 17:11, контрольная работа
Любая наука имеет свой предмет и определенный объект исследования. С точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.
Объект - только аспект предмета, исследуемый субъектом науки, т.е. ученым.
Этот аспект включен в тот или иной процесс духовного освоения,
в познавательную деятельность субъекта.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине_____ ПСИХОЛОГИЯ_________
______________________________
Тема 1. Предмет, структура и место психологии в системе наук.
Выполнил
Направление
Курс ___группа
Личное дело
Преподаватель
Москва – 2012 г.
Тема 1. Предмет, структура и место психологии в системе наук.
а) наука о поведении;
б) наука о душе;
в) научное исследование поведения, внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний;
г) наука о сознании;
д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.
Ответы на вопросы:
1.Любая наука имеет свой предмет и определенный объект исследования. С точки зрения современной науки объект - это не то же самое, что предмет науки.
Объект - только аспект предмета, исследуемый субъектом науки, т.е. ученым.
Этот аспект включен в тот или иной процесс духовного освоения,
в познавательную деятельность субъекта. При этом зачастую не менее значительная его часть остается за пределами процесса познания субъекта.
Так как психология имеет сложный и многоплановый предмет, в которой выявляются все новые и новые объекты исследования, мы можем, учитывая различия этих двух понятий, дать им определения:
Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.
Психологическая наука представляет собой единую науку, которая, как и любая другая, имеет свой особый предмет и объект. Психология как наука занимается изучением фактов психической жизни, а также раскрытием законов, которым подчиняются психические явления. Можно выделить основные блоки понятий, которые характеризуют собственно объект психологии, отличающий ее от других наук:
- психические процессы – выделенные условно в структуре психики процессы, которые формируются, развиваются и представляют собой определенную динамику, порождающую определенные результаты в виде чувств, мыслей образов, и т.д.
Виды психических процессов:
Познавательные:
-ощущение
-восприятие
-мышление
-внимание
-память
-воображение
-речь
Эмоциональные:
-эмоции
-чувства
-аффекты
-стресс
Волевые:
-борьба мотивов
-принятие решения
-постановка цели
- психическое состояние — один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира (бодрость или подавленность, работоспособность или усталость, спокойствие или раздражительность и т.п.)
- психические свойства личности - общая направленность на те или иные жизненные цели, темперамент, характер, способности, присущие человеку на протяжении длительного периода его жизни, например трудолюбие, общительность и т.п.;
- психические новообразования — психические и социальные изменения, возникающие на определенной ступени развития и определяющие сознание человека, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период; новообразование – обобщенный результат этих изменений, всего психического развития человека в соответствующий период.
2. Современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности.
В задачи общей психологии, которая является ядром современной психологии, входит разработка проблем методологии и истории психологии, теории бытия психических явлений. Она изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии – фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Выделяются следующие отрасли психологии:
Фундаментальные (не включая общей психологии):
Клиническая психология исследует проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения.
В рамки клинической психологии как обособленный раздел входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.
Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности развивающего человека, она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология взрослого человека и геронтопсихология;
Дифференциальная психология исследует индивидуальные различия в психике людей, предпосылки их возникновения и процесс формирования;
Педагогическая психология рассматривает психологические закономерности обучения и воспитания человека. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Психология религии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам. Данная наука стремится точно описать детали и происхождение религиозных верований и религиозного поведения, а также связанные с ними обычаи.
Экспериментальная психология — общее обозначение
всех видов научно-психологических
Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда. Она имеет ряд разделов, которые являются вместе с тем самостоятельными отраслями психологической науки: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология.
Существуют еще ряд отраслей, которые можно объединить общим понятием «социальная психология».
Социальная
психология — это раздел психологии,
занимающийся изучением закономерностей поведения и
Прикладные:
Медицинская психология изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношения психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.
Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она также имеет ряд отраслей: судебную психологию, криминальную психологию, исправительно-трудовую психологию.
Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
Так же следует выделить такие психологии как: психологии торговли, науки, спорта и художественного творчества.
Существуют психологии, которые выделаются на основе принципа развития (входят в прикладной раздел):
-психология аномального развития, или специальная психология, разветвляется на олигофренопсихологию, сурдопсихологию, тифло-психологию;
-сравнительная психология исследует филогенетические формы психической жизни;
-генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;
-парапсихология изучает проявления и механизмы возникновения необычных «паранормальных» способностей человека, таких как телепатия, ясновидение, телекинез и т.п.
Из вышесказанного следует, что психологии как науке присуща дифференциация отраслей, которая разветвляет психологию на отдельные отрасли, не редко расходящиеся и существенно отличающиеся друг от друга, но при этом сохраняющие целостным предмет исследования. Дифференциация дополняется процессом интеграции, который приводит к стыковке психологии с другими науками (через педагогическую психологию - с педагогикой, через медицинскую психологию - с медициной, через инженерную психологию – с техническими науками и т.д.).
3.С течением времени развивались все науки, в том числе и психология. С прогрессом и видоизменением нутра психологии менялось и понятие «предмета психологии», из этого можно вывести, что:
а) наука о поведении – понятие, относящееся к бихевиоризму (Джон Уотсон) (ХХ в.);
б) наука о душе – понятие, используемое всеми исследователями до начала XVII века;
в) научное исследование поведения, внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний – определение самой психологии
г) наука о сознании –
понятие, введенное английской эмпирической
д) наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека – современное понятие предмета психологии.
Из дополнений можно выделить, что представленные варианты ответов (кроме в)) образуют определенную хронологию деформации понятия предмета психологии.
I этап (до начала XVII в.): психология как наука о душе;
II этап (с XVII в.): психология как наука о сознании;
III этап (XX в.): психология как наука о поведении;
IV этап (современный): психология как наука об общих закономерностях эволюции и функционирования психики, психических процессов как специфических форм жизнедеятельности животных и человека.
Так как вариант ответа под буквой д) является определением, используемым в настоящее время, я считаю его наиболее правильным.
Список используемых материалов:
Основные:
Электронные:
Информация о работе Предмет, структура и место психологии в системе наук