Отечественная нейропсихология
сформировалась на основе положений общепсихологической
теории, разработанной в советской психологии
Л. С. Выготским и его полледователями
– А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным,
А. В. Запорожцем и другими психологами.
Нейропсихология – одна из областей психологического
знания, которая способна решать как теоретические,
так и практические задачи клинической
психологии.
В теоретическом плане: предмет изучения
- Мозговая организация психических функций
(локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных
структурно-функциональных единиц мозга
В Осуществлении различиях видов психической
деятельности.
В практической сфере: вносит вклад в решение
таких задач медицинской психологии, как
Диагностика и реабилитация.
Современный этап развития нейропсихологии
характеризуется ее выходом в новые клинические
области. С одной стороны, Нейропсихология
сама черпает новые знания из смежных
научных областей, например нейрохирургии
и неврологии (В свою очередь и они не могут
существовать без знаний нейропсихологии),
с другой – Накопленные к настоящему времени
нейропсихологические данные можно смело
применять к различным психическим заболеваниям
(деменции позднего возраста, шизофрения,
эпилепсия, алкоголизм, задержки психического
развития) и даже к Оценке функционального
состояния мозга здоровых людей В особых
или экстремальных условиях жизни и деятельности
(адаптация к новым средовым факторам,
спорт, левшество, билингвизм, стрессовые
воздействия и т. п.).
Дисфункции или функциональные перестройки
в мозговой организации психических процессов,
выявляемые при нейропсихологическом
обследовании, могут быть результатом
не только Изменений деятельности мозга
на структурном уровне, но и на Нейрофизиологическом,
нейрональном или биохимическом уровнях
Обеспечения деятельности мозга. При этом
значение приобретают не столько задачи
установления Топического диагноза, Сколько
возможности выявления сохранных и нарушенных
звеньев в психической деятельности и
описание структуры ее изменений.
Получаемые при этом данные дают возможность
оценки течения болезни (в т. ч. и в процессе
фармакологического воздействия) и прогноза.
Это представляется весьма важным в рамках
профилактических, коррекционных и реабилитационных
мероприятий.
Лурия рассматривает нейропсихологию
как Науку о роли отдельных мозговых зон
в поведении человека.
Задача нейропсихологии: проследить, В
чем именно заключается вклад различных
зон мозга в протекание сложных форм психической
деятельности и как изменяется психическая
деятельность, при поражении того или
иного участка мозга.
Предметом Нейропсихологии становится
Изучение мозговых механизмов психической
деятельности (совокупность зон мозга
в коре полушарий). А также изучение связи
между нарушением работы этих зон и нарушениями
психической деятельности.
Нейропсихология – отрасль психологической
науки, сложившаяся на стыке психологии,
медицины (неврологии, нейрохирургии)
и физиологии, изучающая мозговые механизмы
ВПФ на материале локальных поражений
головного мозга.
Методы НП.
1.методы, с помощью которых были получены
основные теоретические знания,
сравнительно-анатомический метод исследования,
метод раздражения и метод разрушения.
2.методы, которые используются нейропсихологами
в практической деятельности.
Сравнительно-анатомический метод исследования
позволяет выяснять зависимость способов
жизни, поведения животных от особенностей
строения их нервной системы. С помощью
данного метода были выяснены принципы
работы мозга, а также строение коры больших
полушарий, но изучить функции тех или
иных структур было сложно. Метод раздражения
предполагает анализ особенностей ВПФ
в результате воздействия на мозг. Выделяют
прямое раздражение, непрямое раздражение
и раздражение отдельных нейронов. Первое
предполагает непосредственное воздействие
на отдельные участки коры с помощью электрического
тока или механически. В 1871 г. Фрич и Гитцик
таким образом выделили моторные зоны
у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты
на обезьянах, В. Пенфилд впервые использовал
данный метод на человеке (1945). Однако непосредственное
воздействие на мозг имеет ряд ограничений,
особенно в отношении человека. Поэтому
возникла потребность в более естественном
методе изучения функций головного мозга
— непрямом раздражении или непрямой
стимуляции коры. Этот метод предполагает
выявление изменения электрической активности
тех или иных участков мозга в результате
воздействия тех или иных естественных
факторов. Наиболее распространен метод
вызванных потенциалов, когда в ответ
на определенное внешнее воздействие
регистрируют изменения ритмов в спектре
электроэнцефалограммы. Дальнейшее развитие
экспериментальной нейрофизиологии позволило
перейти к более тонкому анализу — изучению
активности отдельных нейронов, что стало
возможным в результате применения микроэлектродов,
которые могут быть вживлены в отдельный
нейрон. Однако основную роль в становлении
нейропсихологии как науки о мозговых
механизмах психических процессов сыграл
метод разрушения (или выключения). Этот
метод предполагает разрушение определенной
области мозга животного и наблюдение
за особенностями его поведения. Что касается
человека, то метод заключается в наблюдении
над больным после нейрохирургических
операций или ранений в область мозга.
Можно выделить необратимые разрушения
(хирургическое удаление тех или иных
участков мозга, метод перерезки комиссур
мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые
нарушения работы отдельных участков
мозга. Обратимые нарушения связаны с
временным отключением отдельного участка
мозга с последующим восстановлением
функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит
к прекращению активности нейронов, метод
Вада, предполагающий введение в сонную
артерию специального препарата и отключение
соответствующего полушария мозга.
В практической деятельности нейропсихологов
используется предложенный А. Р. Лурия
метод синдромного анализа, или, иначе,
«батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия
отобрал ряд тестов, объединенных в батарею,
которая позволяет оценить состояние
всех основных ВПФ (по их параметрам). Эти
методики адресованы ко всем мозговым
структурам, обеспечивающим эти параметры,
что и позволяет определить зону поражения
мозга. Изменение сложности задач и темпа
их предъявления дает возможность с большой
точностью выявить тонкие формы нарушения
(поставить топический диагноз). Предложенный
метод основан на системном подходе к
анализу нарушений функции и качественном
анализе дефекта и представляет собой
набор специальных проб, адресующихся
к различным познавательным процессам,
произвольным движениям и действиям.
Данные методы, являясь основным инструментом
клинической нейропсихологической диагностики,
направлены на изучение различных познавательных
процессов и личностных характеристик
больного — речи, мышления, письма и счета,
памяти. Специальную область применения
нейропсихологических методов составляет
проблема школьной дезадаптации. С помощью
метода синдромного анализа можно определить
наличие или отсутствие мозговых дисфункций
у детей с трудностями обучения, раскрыть
механизмы, лежащие в основе этих затруднений,
и понять первичный дефект, определивший
их возникновение. |