Предмет,структура и место психологии в системе наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:31, контрольная работа

Описание работы

Психология – (psyche- душа, и logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.
Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать свои индивидуальные особенности психики и личности. Все мы в той или иной степени психологи. Но наша житейская психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Содержание работы

Введение
1.психология как наука…………………………………4
2. психология и ее основные категории…………

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 16.17 Кб (Скачать файл)

                                                      Содержание

Введение 

1.психология  как наука…………………………………4

2. психология и ее основные категории………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психология – (psyche- душа, и  logos-наука)- одна из основных наук о человеке. Она возникла еще в древней Греции, на рубеже VII-VI вв. До н. э, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и способностях души.

Для чего изучают психологию? Все мы живем среди людей и  волей обстоятельств должны понимать, учитывать психологию людей, учитывать  свои индивидуальные особенности психики  и личности. Все мы в той или  иной степени психологи. Но наша житейская  психология только выиграет и обогатится, если мы дополним ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла длинный  путь развития, происходило изменение  понимания объекта, предмета и целей  психологии.

Психологию определяют как  научное исследование поведения  и внутренних психических процессов  и практическое применение получаемых знаний.

 

1.ПСИХОЛОГИЯ КАК  НАУКА

 

Психология как наука  обладает особыми качествами, которые  отличают ее от других дисциплин. Как  систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая  научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных  явлений психология знакома каждому  человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к  особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв.,сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В XX столетии психологические  исследования вышли за рамки тех  явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти  утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.

С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.

Что же является предметом  изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует  в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих  материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для  того чтобы понять и объяснить  человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь психические  процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости  от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение  и деятельность разделяются и  исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Изучая психологию и поведение  людей, ученые ищут их объяснение, с  одной стороны, в биологической  природе человека, с другой —  в его индивидуальном опыте, с  третьей — в законах, на основе которых строится и по которым  функционирует общество. В последнем  случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.

Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых  психологией, входят и отношения  между людьми в различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.

Подводя итог сказанному, представим в виде схемы основные типы явлении, которые изучает современная  психология (рис. 1).

 

Рис. 1. Общие понятия, с помощью которых описываются  явления, изучаемые в психологии.

 

На рис. 1 обозначены основные понятия, через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этих понятий формулируются  названия двенадцати классов явлений, изучаемых в психологии. Они перечислены  в левой части табл. 1. В правой ее части приведены примеры конкретных понятий, характеризующих соответствующие  явления .

Заметим, что многие из явлений, изучаемых в психологии, нельзя безоговорочно  отнести только к одной группе. Они могут быть как индивидуальными, так и групповыми, выступать в  виде процессов и состояний. По этой причине в правой части таблицы  некоторые из перечисленных феноменов  повторяются.

 

 

 


Информация о работе Предмет,структура и место психологии в системе наук