Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 16:49, сочинение
Средства массовой информации является одним из ключевх инструментов в формировании норм поведения современного общества. Поэтому важно отдавать отчёт в том, какое именно послание несёт СМИ по тому или иному вопросу. Мне стала интересна проблема того, какое представление СМИ формируют у российских граждан о сексуальных и этнических меньшинствах.
Феномен гомосексуализма - достаточно распространенная в наше время тема. Куда бы мы ни обратились - новости, телевизионные шоу, кино, книги, журналы - тема нетрадиционной сексуальной ориентации широко и горячо обсуждается. Отношение общества к гомосексуалистам не одинаковое
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
Факультет социальных наук
Отделение психологии
Дисциплина «Психология средств массовой коммуникации»
Эссе на тему «Представление меньшинств (этнических, сексуальных) в средствах массовой коммуникации»
Выполнил студент
2 курса, заочного отделения,
группы 321,
Комкова А.О.
Преподаватель:
доц. Колосова В.В.
Нижний Новгород, 2013
Средства массовой информации является одним из ключевх инструментов в формировании норм поведения современного общества. Поэтому важно отдавать отчёт в том, какое именно послание несёт СМИ по тому или иному вопросу. Мне стала интересна проблема того, какое представление СМИ формируют у российских граждан о сексуальных и этнических меньшинствах.
Феномен гомосексуализма - достаточно
распространенная в наше время тема.
Куда бы мы ни обратились - новости, телевизионные
шоу, кино, книги, журналы - тема нетрадиционной
сексуальной ориентации широко и
горячо обсуждается. Отношение общества
к гомосексуалистам не одинаковое.
Хотя многие люди считают, что геи
и лесбиянки ничем не отличаются
от других людей, в обществе всё ещё
распространено мнение ненормальности
и аморальности гомосексуализма. Различные
взгляды на этот спорный вопрос порождают
различное представление
Ранее запретная тема гомосексуализма
начала получать активное распространение
во многом благодаря развитию телеиндустрии.
Двадцать первый век внёс существенные
изменения в программы
Нетрадиционная ориентация известного человека приковывает к себе всё внимание СМИ. И даже более того - именно нетрадиционная ориентация может сделать человека известным! К примеру, при упоминании фамилии политика Митрофанова вероятнее вспомнит не его политическую платформу, а скандально известную связь с группой “Тату".
В кино тема гомосексуализма раскрывается по разному. В одних фильмах можно видеть сереотипизацию гомосексуальных персонажей, например в “Дрянных девчонках" Дэмиэн интересуется модой, разговаривает в напыщенной манере и носит розовые футболки; “Свадьба моего лучшего друга" предлагает образ женоподобного Джорджа. В других фильмах режиссеры ставят в первую очередь показать внутренний мир человека, например, на мой взгляд, это потрясающие фильмы: “Завтрак на плутоне”, где показывается тяжёлая судьба гомосексуалиста-трансвестита и как он несмотря ни на что,в том числе и унижения со стороны непринимающих данную норму поведения, радуется жизни и помогает людям; фильм «Комната в риме» показывает одну ночь из жизни двух девушек (лесбиянок), и одной из задачей режиссера была раскрытие темы любви и чувств, а также показать насколько может стать важным очень маленьким отрезок времени, т.е. показывается абсолютно разное отношение к сексуальным меньшинствам. Понятно, что фильмы, рассчитанные на узкую аудиторию, и их смотрит ничтожно малое количество “традиционной" аудитории - поэтому стереотипы по отношению к сексуальным меньшинствам в нашем обществе по-прежнему сильны.
Исходя из моего личного знакомства с людьми данной ориентации, их действительно можно разделить на две группы, те которые в жизни ничем не отличаются от гетеросексуалов и даже невозможно понять что это гомосексуалы, и те которые вычурно женоподобны(мужчины) либо очень грубы (женщины).
В последние годы всё активнее происходит освоение гейлесби сообществами сети Интернет.
Интернет по сравнению с другими
видами СМИ открывает перед
В рунете наибольшую известность получили сайты www.gay и www.lesbi. Эти сайты не содержат порнографической информации, но зато очень информативны в области культуры гей сообществ: здесь представлены литература, музыка, кино, основные новости, множество статей на различные темы, касающиеся жизни геев и лесбиянок.
Тема гомосексуализма стала
в последнее время очень
Гомофобия, которая так же довольно развита, скорее всего связана с латентной гомосексуальностью и подавляющее большинство гомофобов, таким образом, сами латентные гомосексуалисты.
Анализ представления
Да, прослеживается тенденция к
терпимости к гомосексуализму, но всё
же российские СМИ пока в большей
степени способствуют созданию негативных
стереотипов восприятия гомосексуалистов,
нежели объективному освещению фактов,
в основном публикуя материалы о
гомосексуальности
Создаваемые СМИ образы геев и лесбиянок
характеризуются
Совершенно различные
Но, в силу огромного различия между
представителями гейлесби сообществ,
нам кажется невозможным
Это означает, что мы должны стремиться преодолевать навязываемые различными средствами стереотипы и учиться видеть за каждым представителем сексуальных меньшинств в первую очередь человека с его внутренним миром.
Этническое меньшинство —
Проблема меньшинств, в том числе этнических, возникла вместе со становлением системы европейских национальных государств, когда централизация власти и идеологическое оформление национального единства приводили к утверждению коренных господствующих культурных и религиозных образцов и одновременно к порождению нетерпимости в отношении “чужаков”.
Особую остроту проблема этнических меньшинств приобрела в 20 в. в связи с ростом этнического самосознания малых групп, интенсивных международных миграций, процессами демократизации и правозащитным движением.
Агрессивное отношение к этническому меньшинству, навязанное СМИ, появление стереотипов, всему этому положило начало еще в 1993–1994 годах, когда журналисты стали взахлеб писать об «этнической преступности». Быстро набиравшую силу волну криминала они ставили в прямую связь с появлением массы мигрантов и доказывали, что основную часть организованных преступных группировок составляли выходцы с Кавказа, что на самом деле не имело под собой ни какой почвы. Так, уже в 1998 году опрос, проведенный по инициативе правительства Москвы, показал, что 69 % жителей столицы негативно воспринимали приезд любых мигрантов. Около половины москвичей (47–48 %) заявили, что не хотели бы видеть соседями по дому дагестанцев, осетин, чеченцев и ингушей, а две трети выразили озабоченность скупкой московских квартир приезжими. Наконец, 60 % были недовольны ростом в Москве числа гастарбайтеров.
Основные темы публикаций, наиболее часто содержащих этничность:
Эта тема также конфликтогенная. Ведь нередко именно в подобных материалах представители разных этносов (за исключением русского и некоторых других) представляются как преступники, а сами преступления связываются авторами публикаций с определенными национальностями. Иногда, на основании одного-двух примеров, в СМИ делаются обобщения о поголовной преступности среди представителей какой-либо национальности (грузины, чеченцы, азербайджанцы, цыгане...). И это не только несправедливо обижает невиновных, вызывает большие обиды у представителей этих национальностей, но и способствует распространению в массовом сознании негативных этнических образов и враждебных установок по отношению к ним.
Конфликты Россия – Грузия, Россия – Латвия, Россия – Украина и другие активно освещаются нашей и зарубежной прессой, и не всегда корректно. Конфликтные взаимоотношения политиков, довольно своеобразно озвучиваемые нашей прессой, конечно же, накладывают определенный отпечаток и на отношения простых людей из разных стран, хотя в большинстве случаев им далеко не всегда понятен сам повод конфликта, и они просто привлекаются как группа эмоциональной поддержки.
Например в московских газетах появляются ернические заголовки: «Аджария Грузии нагадила в урну», «В Киеве – выше, а у нас толще», «В Грузии боятся России», «За Тузлу ответишь! Смерть дружбе России и Украине пришла с косой», «Киев ведет себя не по-русски», «Россия и Украина расползаются в стороны», «Украину рвет...».
Таким образом с каждым годом все больше подкреплялось негативное отношение к мигрирующим людям восточных национальностей. Все больше появляется расистов и подкрепляется не обоснованное мнение, что инородцы «не считаются с обычаями и нормами поведения России», «не умеют себя вести», они просто «чужие». Хотя многие россияне даже не имели никакого общения с данными этническими меньшинствами. Ту же тенденцию выявил мониторинг СМИ, показавший, что в 2005 году среди негативных этнических стереотипов стала преобладать «моральная ущербность», причем это стало относиться не только к «кавказцам», включая «чеченцев», но даже к «западным европейцам».
Конечно всегда есть исключения, и
все люди разные и проявления их
характера различно, так же есть
и русские, которые не считаются
с нормами поведения и ничем
не отличаются от того стереотипа людей,
восточных и южных
Также могу сказать и о себе,
что пока я не имела личного
контакта с людьми данных этнических
групп, срабатывал всеобщий стереотип
неадекватного неприятного
Проблема освещения этнических меньшинств в сообщениях СМК действительно существует. И как мы можем проследить, на настроения людей влияют не сами по себе факты, а их интерпретация и, особенно, регулярность и интенсивность их подачи. . Сложившие стереотипы сами собой настраивают людей против этнического меньшинства, и так уже русского человека оправдывают при совершении того или иного правонарушения.
Необходимо, каждому воспринимать преподносимую журналистами информацию об этническом меньшинстве самостоятельно, пытаясь уходить от сложившихся стереотипов, надо в первую очередь помнить, что мы живем в цивилизованном обществе, и не забывать о таком понятии, как толерантность.
Cписок используемой литературы: