Представление о статусах различных областей общественной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

С социологической точки зрения в индивиде ᴨȇрвичны его социальная позиция и функция. Органические и психологический особенности индивида есть просто материал, из которого в процессе образования и самообразования формируется социальная личность. Социальный статус личности оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Однако, несмотря на то, что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее, сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….. 3 стр.
1. Сферы общественной жизни………………………………………..…5 стр.
1.1 Социальная сфера………………………………………………… 6 стр.
1.2 Экономическая сфера ……………………………………………… 7 стр.
1.3 Политическая сфера ………………………………………………...7 стр.
1.4 Духовная сфера ……………………………………………………..8 стр.
1.5 Социальные институты в сферах общества……………………….9 стр.
1.6 Взаимосвязь сфер общественной жизни…………………………..10 стр.
2. Социальный статус………………………………………………………11 стр.
3. Разновидности социальных статусов личности. ………………………13 стр.
3.1. Предписанные статусы и роли……………………………………..13 стр.
3.2. Достигаемые статусы и роли……………………………………….14 стр.
3.3. Другие статусы………………………………………………………16 стр.
4. Иерархия статусов. Статусные коллизии…………………………........18 стр.
4.1. Социальный престиж статуса………………………………………18 стр.
4.2. Статусные коллизии………………………………………………...19 стр.
Заключение………………………………………………………………….21 стр.
Литература………………………………………………………………….22 стр.

Файлы: 1 файл

представление о статусах различных областей общественной жизни.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

 

1.5 Социальные институты в сферах общества

 

В каждой из сфер общества формируются соответствующие  социальные институты.

Социальный институт - это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Для поддержания  собственной жизни люди вынуждены  производить, распределять, обменивать и потреблять (использовать) пищу, одежду, жилище и т. д. Эти блага могут  быть получены при преобразовании окружающей среды с помощью разнообразных  средств, которые также необходимо создавать. Жизненно важные блага создаются людьми в экономической сфере посредством таких социальных институтов, как производственные предприятия (сельскохозяйственные и промышленные), торговые предприятия (магазины, рынки), биржи, банки и т. д.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является семья. Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей  производство и наличие духовных условий существования не менее  важны, а для некоторых людей  и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития духовности определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты образования, науки, религии, морали, права. Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает государство. Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации гражданского общества, в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают политические партии и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

 

1.6 Взаимосвязь сфер общественной жизни

 

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В  истории наук об обществе были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

 

 

 

 

 

 

 

2. Социальный статус

 

Понятие социального  статуса существует в науке в  течение достаточно длительного  времени. Существует несколько определений  данного понятия.

Социальный  статус – положение, занимаемое индивидом  или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Определяется по специфическим для  конкретного общества признакам, в  качестве которых могут выступать  экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Социальный  статус – определенная позиция в  социальной структуре группы или  общества, связанная с другими  позициями посредством системы  прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а позиция директора – в связи с позицией министра образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Любой человек  занимает несколько позиций, так  как участвует во множестве групп  и организаций. Например, господин или  товарищ  Н. - мужчина, человек средних лет, преподаватель, кандидат наук, ученый, секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член республиканской партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Э. Гидденс: «Статус (status). Социальное признание или престиж, которые получает определенная группа индивидов от остальных членов общества. Статусные группы обычно различаются  своим стилем жизни — способами  поведения, характерными для индивидов данной группы. Статусные привилегии могут быть как позитивными, так и негативными».

Социальный статус и является характеристикой социальной позиции  в социальной системе взаимодействий. Социальный статус имеет внутренне  содержательную сторону, диспозиционно-пространственное измерение и внешненоминационную форму.

Наличие внутренне содержательной стороны означает, что социальный статус характеризует, какие права, обязанности, привилегии, полномочия закрепляются за теми, кто выполняет ту или иную функцию.

Знание этих прав, обязанностей привилегий, а также  того, с кем человек обязан взаимодействовать, кому подчиняется, а кто находится в его подчинении, поможет нам определить диспозицию (расположение) конкретного статуса в системе координат данного социального пространства.

Наличие внешненоминационной  формы означает, что социальный статус имеет свою номинацию: учитель, врач, президент, художник, дед, внук и т.д. Но в социологии эти номинации приобретают иное звучание, например статус дочки – это номинация не просто родственной связи, но и определенной подчиненности родителям, обязанности прислушиваться к их мнению, материальной, юридической зависимости от родителей.

Поэтому в социологии любое социально-позиционное название (должность, профессия, родственное  положение) осмысливается в единстве с внутренне содержательными  аспектами и получает диспозиционное измерение (по горизонтали или вертикали): каковы права индивида, обязанности, зависимости, привилегии, полномочия, кому он подчиняется, кто ему и в чем подчиняется и т. д.

Еще одной характеристикой  статуса является статусно-ролевая  теория личности. Это соответствующая теория, описывающая социальное поведение личности. Она разработана американскими социологами Р. Минтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, и описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Американский исследователь Р. Линтон, один из авторов концепции социального статуса и социальной роли, подчеркивал, что для науки понятие «статус» неотделимо от понятия «роль» - это по сути две стороны одной медали. Если статус есть фиксация определенной социальной позиции (его содержательного, диспозиционного, номинационного аспектов), т.е. статус статичен, то роль – это динамическая характеристика, определяющая как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Другими словами, статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Статус, как  статичная характеристика в то же время, порождает немало социальных проблем личных коллизий. Люди не безразличны  к своему статусу; стремясь получить определенный статус, они достаточно глубоко переживают свои неудачи на этом пути.

Так как социальные статусы неравны (расположены по-разному  в «системе координат»). В зависимости  от положения социального статуса  в обществе относительно положения других статусов, человеку (личности) предоставляется возможность определять права и обязанности. Например, статус родителей возникает лишь при существовании статуса детей.

Таким образом, человек включен во множество  социальных институтов, взаимодействуя с другими людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

 

 

 

 

 

3. Разновидности социальных статусов личности

 

Каждый человек  включен во множество социальных институтов, взаимодействуя с другими  людьми по различному поводу, выполняя каждый раз различные функции.

Мир статусов весьма многообразен, поэтому рассмотрим лишь их типологию.

 

3.1. Предписанные статусы и роли

 

Так как общество представляет собой сложное образование, его институты функционируют  эффективно только в том случае, если люди исполняют ежедневно огромное число обязанностей, строго обозначенных внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Простейший путь достижения согласованного исполнения обязанностей - разделение всех видов деятельности на множество предписанных ролей и обучение каждой личности с момента ее рождения заранее определенному набору ролей. После первого ролевого обучения, которое начинается в соответствии с некоторыми критериями, известными как «путь достижения успеха». Пол и возраст универсально используются как основа для ролевого предписания. Раса, национальность, классовая и религиозная принадлежности также используются во многих обществах в качестве основы для предписанных ролей.

Хотя ролевое  обучение бывает чаще всего бессознательным, оно не делается от этого менее реальным. Не случайно уже с детства главная и большая часть процессов социализации личности состоит в обучении различным видам социальных действий, как мужчин, так и женщин. Опыт показывает, что многолетнее раздельное обучение мальчиков и девочек приводит к тому, что в зрелости они имеют различные способности, чувства и предпочтения.

Большинство функций  могут достаточно хорошо выполняться  как женщинами, так и мужчинами, если они социализированы для  принятия свойственных им задач.

Определение мужских и женских ролей субъективно и зависит от конкретного места и времени. Каждое общество имеет обычаи, традиции и нормы, относящиеся к исполнению мужских и женских ролей. Индивиды могут позволить себе обходить некоторые элементы этих традиций и обычаев, но они рискуют при этом быть отчужденными от общества до тех пор, пока не станут исполнять эти роли в соответствии с их полом.

Роли мужчины  и женщины в обществе со временем изменяются. Женщины, например, стали  активно втягиваться в процесс  производства и имеют статусы, которые ранее считались мужскими.

Для любого общества не менее важно предписывание  ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно  меняющемуся возрасту и возрастным статусам - извечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

В нашем обществе особенно заметна неудачная социализация при подготовке к юности и старости. У нас в отличие от примитивных обществ нет четко определенных возрастных статусов, за исключением совершеннолетия, которое наступает в 18 лет. Неудивительно, что молодой человек нередко пасует перед трудным выбором, предпочитая оставаться зависимым от родителей или других родственников, что характерно для более раннего возраста.

Старость во многих примитивных, или традиционных, обществах уважаема и почитаема  в первую очередь потому, что в  таких обществах люди в основном формируют свое поведение на основе древних и признанных обычаев и традиций, неформального контроля за соблюдением этих традиций. Однако в современном обществе, где древние традиции не играют столь значительной роли, старость причиняет одни неудобства. Быстро изменяющееся индустриальное общество очень редко рассматривает старых людей как источник мудрого руководства. Предписанной ролью пожилых людей стал уход от дел по мере ослабления их сил и способностей, а их основной функцией в последующей жизни оказывается только поддержание собственного существования. Поэтому переход к роли пожилого человека в современном обществе очень болезнен и сложен для каждого индивида.

Информация о работе Представление о статусах различных областей общественной жизни