Пренатальное воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:10, контрольная работа

Описание работы

Терминальная (зародышевая) фаза – длится около 10 – 14 дней. Это время быстрого дробления зиготы. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения, она делится на две клетки, еще через 10 часов клеток уже 4, через 7 – 16 … Все клетки одинаковы, тесно соприкасаясь друг с другом, они образуют шар весом менее 1г и диаметром 0,2 мм. Первые дни он находится в фаллопиевой трубе, но благодаря сокращениям ее мышечных стенок постепенно продвигается к матке. К этому времени внутри шара образуется полость, заполненная жидкостью. Так формируется бластоциста, и начинается процесс первичной дифференциации клеток. Из внутренней массы клеток образуется зародышевый диск, из которого затем развивается эмбрион; наружные клетки начинают формировать структуры, обеспечивающие его питание и защиту. К концу первой недели бластоциста уже свободно плавает в матке и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку [2, с. 58].

Содержание работы

1. Стадии пренатального развития
3
2. Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать – дитя». Исследование Соколовой О.А.
8
3. Уровень сенсорного восприятия плода
11
4. Эмоциональный след в формировании личности ребенка
12
5. Запись информации на клеточном уровне
15

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 56.15 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет им. А.А. Кулешова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по теме

ПРЕНАТАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка 3-го курса

 


 

Проверил:

 


 

ПЛАН

1. Стадии пренатального развития                                                       

3

2. Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать – дитя». Исследование Соколовой О.А.                                              

8

 3. Уровень сенсорного восприятия плода                                            

11

4. Эмоциональный след  в формировании личности ребенка

12

5. Запись информации на  клеточном уровне

15


 
 

 

1.СТАДИИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

 

Онтогенез человека начинается далеко до рождения ребенка и делится на два этапа – пренатальный (перинатальный), который длится от зачатия до рождения, и постнатальный, начинающийся с рождения, охватывающий детство, взросление, собственно взрослость и заканчивается смертью человека.

Перинатальное развитие ребенка в норме длится 265 – 280 дней и делится на такие фазы, как терминальная, эмбриональная и фетальная.

Зигота – оплодотворенная яйцеклетка

Терминальная (зародышевая) фаза – длится около 10 – 14 дней. Это время быстрого дробления зиготы. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения, она делится на две клетки, еще через 10 часов клеток уже 4, через 7 – 16 … Все клетки одинаковы, тесно соприкасаясь друг с другом, они образуют шар весом менее 1г и диаметром 0,2 мм. Первые дни он находится в фаллопиевой трубе, но благодаря сокращениям ее мышечных стенок постепенно продвигается к матке. К этому времени внутри шара образуется полость, заполненная жидкостью. Так формируется бластоциста, и начинается процесс первичной дифференциации клеток. Из внутренней массы клеток образуется зародышевый диск, из которого затем развивается эмбрион; наружные клетки начинают формировать структуры, обеспечивающие его питание и защиту. К концу первой недели бластоциста уже свободно плавает в матке и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку [2, с. 58].

Имплантация – решающая фаза пренатального развития. Она вызывает в организме женщины гормональные изменения, свидетельствующие о наступлении беременности. В это время клетки зародышевого диска начинают дифференцироваться на три слоя.

Если в момент первого деления зиготы на две клетки, они отделяются друг от друга и формируют самостоятельные зиготы, то в дальнейшем рождаются монозиготные близнецы – обязательно одного пола, внешне очень похожие дети, у которых генотип совпадает на 90 – 95%, так и их психологические особенности будут весьма схожими. Если в организме женщины одновременно созревают две яйцеклетки и обе оплодотворяются, то образуются две автономные зиготы, что в дальнейшем приведет к рождению дизиготных близнецов, генотип которых совпадает лишь на 60 – 65%, и поэтому их психологические черты не тождественны, а лишь частично совпадают [7, с. 99].

Зигота, а впоследствии бластоциста, не чувствительна к слабым неблагоприятным воздействиям погибает от действия слишком сильных, поэтому особой патологии на этом этапе развития ребенка быть не может.

Эмбриональная фаза длится с третьей по восьмую неделю беременности. Это время структурного развития, когда клетки каждого из трех слоев интенсивно делятся, перераспределяются в пространстве и специализируются. Эмбрион 12 – 13 дней имеет длину всего 1,5 – 2 мм без каких – либо очертаний тела. В середине третьей недели возникают первые кровеносные сосуды и начинает формироваться сердце. Через 3 дня оно уже бьется и представляет собой пульсирующую трубку. Это сердцебиение, которое позволила записать лишь современная медицинская техника – самые первые различимые движения внутриутробного развития [2, с. 60].

К концу третьей недели эмбрион достигает 4мм, у него появляются зачатки конечностей. К концу четвертой недели резко обособляется голова, занимая половину длины его тела. К пятой неделе устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 000 нейронов каждую минуту. Через неделю у эмбриона можно обнаружить три мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга.

Сердце и нервная система обеспечивают развитие эмбриона как целого организма. Окруженный защитными оболочками он развивается в мешке амниона, заполненном околоплодной жидкостью, и питается при помощи плаценты, которая представляет собой дисководное тканевое образование на стенке матки. С развивающимся организмом плацента связана пуповиной – плотным тяжем, содержащим в себе две артерии и одну вену. Задерживая крупные инородные образования, некоторые соли и бактерии, плацента обеспечивает передачу питательных веществ, сахаров, жиров, протеинов, витаминов, защитных антител, содержащихся в крови матери, а также обратную передачу продуктов жизнедеятельности развивающегося организма [1, с. 215].

На седьмой неделе можно наблюдать небольшие медленные едва различимые движения контуров эмбриона. На восьмой неделе появляется вздрагивание – продолжающееся не более 1сек быстрое генерализованное движение. Оно начинается с головы и распространяется на шею и туловище. В это же время появляются глобальные движения всего тела и последовательных движений отдельных частей тела. Эти движения выглядят довольно изящными и могут вызвать изменение положения эмбриона.

К концу второго месяца эмбрион имеет длину 2,5 см и вес 2,1 г. В общей форме у него есть почти все внутренние органы. В печени идет образование кровяных клеток. Формируются, но еще не функционируют пищеварительная и выделительная системы, сформирован хрящевой скелет конечностей, интенсивно развивается позвоночник. К концу этого периода у эмбриона появляются внешние соматические признаки человека – лицо, уши, глаза, нос, язык, руки, ноги, пальцы. Хрящи лицевой части черепа у каждого разные, и уже в это время эмбрион становится индивидуальностью. Он покрыт тонкой кожей, и можно даже получить отпечатки его пальцев. Эмбрион реагирует на давление, отстраняясь от него, реагирует на боль, на прикосновения к подошвам ног. Развитие эмбриона человека – сложный процесс, в течение которого как бы повторяется бесконечно длинный путь развития жизни на Земле

Фетальная фаза разворачивается с третьего месяца и до рождения. Ее главное предназначение – дальнейшее развитие и совершенствование всех жизненных систем и функций и, соответственно, подготовка к рождению и самостоятельной жизни ребенка после него.

С третьего месяца пренатального развития наступает третья стадия - стадия плода, продолжающаяся практически до рождения. В это время происходит его рост, увеличение массы и созревание – начинают функционировать мышцы, органы и системы, развиваются многие процессы, впоследствии необходимые для выживания. А к концу месяца внутриутробного развития вес плода достигает 28 г, длина – 7,5 см. Он сморщенный, красный, с прозрачной кожей, через которую просвечивают кровеносные сосуды и мышцы, но его лицо отчетливо похоже на человеческое. Свое обычное место занимают уши. Формируется орган вкуса – на языке плода закладываются вкусовые сосочки. Легко определяется пол. Движения ногами, руками, головой становятся достаточно разнообразными. Так, на девятой неделе появляются дыхательные движения с раскрыванием рта и глотанием амниотической жидкости, а также икота – продолжающееся около 1 сек. толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, которое быстро повторяется несколько раз подряд. На этой же неделе появляются быстрые или медленные сгибательные и разгибательные изолированные движения рук и ног, сопровождающиеся поворотами головы. А чуть позже – наклоны вперед и назад, а также вращение головой, когда голова либо медленно перемещается назад иногда с открыванием рта и высовыванием языка, либо поворачивается из стороны в сторону. Наклон головы вперед может сопровождаться прикосновением руки к лицу с последующим сосанием. На десятой неделе наблюдается контакт руки с лицом, когда рука медленно трогает лицо, а пальчики часто сгибаются и разгибаются. Появляются движения типа кувыркания в результате сложного вращения головой относительно оси туловища, а также вращение с помощью последовательных шагательных движений, в результате которых происходит поворот через бедро. Несколько позже появляются потягивание и зевота с поднятием и поворотом рук, широким раскрытием челюстей и последующим быстрым закрыванием рта. С 12 недели пальчики начинают двигаться независимо друг от друга. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони – частично сжимает кисть в кулачок, прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс, при ударе по пяткам пальцы ног разгибаются. Эти рефлексы присутствуют и у новорожденных, но исчезают в течение первых месяцев жизни [6, с. 44].

К концу четвертого месяца вес плода около 170 г, длина 20 – 25 см. Он парит в околоплодных водах, и на него не действует сила земного притяжения. С 14 недели фиксируются повороты кистью в области запястья, не связанные с движением пальцев. На 16 неделе появляются общие потягивания, когда плод упирается головой и ногами в противоположные стенки матки. Развивается мышечная система плода, и мать начинает чувствовать его движения, правда, самые грубые.

К концу пятого месяца вес плода 340 – 450 г, длина достигает 31см. У него отчетливо проявляются индивидуальные черты внешности, начинают расти волосы: жесткие – ресницы и брови, тонкие – на голове, шелковистые – по всему телу. Кожа покрывается защитным слоем воскообразных выделений, предохраняющих ее от растрескивания в результате соприкосновения с амниотической жидкостью. Половые железы уже вырабатывают гормоны. На 18 неделе начинаются движения глаз. Хотя плод ничего не может видеть из – за отсутствия света, эти эндогенно вызванные движения глаз по типу латерального сканирования хорошо контролируемы. Если приложить ухо к животу матери, слышны сердцебиения плода. Он толкается, потягивается, чешется и уже проявляет свой дурной или хороший нрав.

К концу шестого месяца сформированы все нейроны головного мозга, и здоровый плод считается жизнеспособным вне материнского организма, правда при условии интенсивной поддержки и особого ухода, т.к. еще не завершено формирование дыхательного аппарата. К концу седьмого месяца сформированы многие нейронные системы головного мозга, и некоторые специалисты полагают, что с этого времени плод начинает осознавать происходящее и реагировать на воздействие извне совершенно определенном образом. Вес плода 560 г, длина около 35 см. Начинает функционировать вестибулярный аппарат внутреннего уха. С его помощью плод быстро восстанавливает изменившееся положение и сохраняет равновесие. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются, смотрят во всех направлениях, становятся чувствительными к свету. Развивающийся организм знает, например, когда его мать загорает на солнце, и в целом ему этот свет не мешает. Он реагирует на отдельный световой луч, направленный на живот его матери, чаще всего отворачивая голову или подпрыгивая. Плод кладет руку в рот и сосет большой палец. Он способен плакать, сильно сжимать руку в кулачок, слышать громкие звуки, проникающие из шумного внешнего мира, и по-своему реагировать на них – пугаться или сердиться. Он вздрагивает при новых внезапных звуках, но успокаивается по мере их повторения. Он способен чутко реагировать на настроение матери, на ее ласковые и нежные слова. При этом над всеми шумами доминирует ритмичное биение сердца матери – пока этот ритм не меняется, плод чувствует себя в безопасности. Подсознательные воспоминания о биении материнского сердца, по – видимому, служат причиной того, что после рождения ребенок успокаивается, как только его берут на руки или когда он слышит тиканье часов [4, с. 155].

К концу седьмого месяца вес плода может быть в пределах 1,4 – 2,3 кг, длина – около 40 см. Все рефлексы окончательно сформированы. Плод глотает, делает движения, похожие на издавание крика. На его лице наблюдаются выражения, аналогичные мимике при плаче и даже гневе, а также мимические реакции на разные вкусовые ощущения: гримасы на соленое и горькое, выражение удовольствия на сладкое. Плод совершает 50 – 60 дыхательных движений в минуту. Они могут прерываться на 20 – 60 минут, а затем возобновляются вновь. Система органов дыхания достигает уровня морфологической и функциональной самостоятельности. Даже при рождении с весом 1,5 кг шансы на выживание достаточно высоки – ребенок доращивается в условиях изоляции от внешней среды до достижения 2,3 кг.

К концу восьмого месяца вес плода 2,3 – 3,2 кг, длина 45 – 50 см. Ему становится тесновато, его двигательная активность снижается, и происходит формирование жировой клетчатки необходимой для того, чтобы приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения.

За неделю – две до рождения плод прекращает расти. Он достаточно упитан, достигает к этому времени 3,25 – 3,4 кг при длине 50 – 54 см и готов к появлению на свет. Вес – очень важный показатель развития плода. К моменту рождения около 30% объема его тела составляет голова, и по существу, вес – это показатель развития головного мозга [2, с. 69].

Хотя основные структуры, из которых формируются легкие и бронхи, закладываются в первой половине пренатального развития, легочное дыхание начинается только после рождения. Легкие плода не функционируют, легочная ткань не расправляется. Дыхательные движения плода только внешние, кислород поступает к нему с кровью матери. Но их кровь никогда не смешивается, разделяясь тонким, но очень надежным барьером в один слой клеток. После рождения, когда перерезается пуповина, направление кровотока меняется, начинают функционировать легкие и легочный круг кровообращения, а сосуды, направляющие кровь к пуповине и обратно, отмирают.

Наиболее насыщенную кислородом кровь получают печень, голова и верхняя половина тела плода, поэтому они быстрее и лучше развиваются по сравнению с нижней половиной. Такая неравномерность кровоснабжения особенно выражена в первую половину пренатального развития, затем она несколько сглаживается, происходит постепенное изменение соотношения между размерами головы и длиной плода: в начале третьего месяца голова занимает около половины его роста, на пятом месяце – около трети, к моменту рождения – примерно четвертую часть [3, с. 15].

Хотя нервная система возникает очень рано и развивается на протяжении всего внутриутробного периода, особенно интенсивное развитие головного мозга происходит с четвертого по шестой месяц. За это время мозг увеличивается в 6 раз. Череп плода образован отдельными плоскими костями, между которыми есть роднички, поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа увеличиваться. И если в начале четвертого месяца волновая активность мозга практически отсутствует и электроэнцефалограмма регистрирует “клиническую смерть”, то постепенно появляются эпизодические вспышки, говорящие о том, что мозг плода начинает функционировать. В это же время закладывается фундамент для образования кортикальных связей и ощущения боли, а также участков локализаций сенсорных и моторных центров. Развитие мозга делает возможным регулирование дыхания. Исследования показали, что деятельностью развивающейся нервной системы, мерой созревания ее разных отделов обусловлены и все движения плода [5, с. 218].

Информация о работе Пренатальное воспитание