Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 18:10, контрольная работа
Терминальная (зародышевая) фаза – длится около 10 – 14 дней. Это время быстрого дробления зиготы. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения, она делится на две клетки, еще через 10 часов клеток уже 4, через 7 – 16 … Все клетки одинаковы, тесно соприкасаясь друг с другом, они образуют шар весом менее 1г и диаметром 0,2 мм. Первые дни он находится в фаллопиевой трубе, но благодаря сокращениям ее мышечных стенок постепенно продвигается к матке. К этому времени внутри шара образуется полость, заполненная жидкостью. Так формируется бластоциста, и начинается процесс первичной дифференциации клеток. Из внутренней массы клеток образуется зародышевый диск, из которого затем развивается эмбрион; наружные клетки начинают формировать структуры, обеспечивающие его питание и защиту. К концу первой недели бластоциста уже свободно плавает в матке и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку [2, с. 58].
1. Стадии пренатального развития
3
2. Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать – дитя». Исследование Соколовой О.А.
8
3. Уровень сенсорного восприятия плода
11
4. Эмоциональный след в формировании личности ребенка
12
5. Запись информации на клеточном уровне
15
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет им. А.А. Кулешова»
Контрольная работа по теме
ПРЕНАТАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕНАТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
Выполнила:
|
Студентка 3-го курса
|
Проверил: |
|
ПЛАН
1. Стадии пренатального развития |
3 |
2. Внутриутробное взаимодействие
на уровне «мать – дитя». Исследование
Соколовой О.А. |
8 |
3. Уровень сенсорного восприятия
плода |
11 |
4. Эмоциональный след
в формировании личности |
12 |
5. Запись информации на клеточном уровне |
15 |
1.СТАДИИ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Онтогенез человека начинается далеко до рождения ребенка и делится на два этапа – пренатальный (перинатальный), который длится от зачатия до рождения, и постнатальный, начинающийся с рождения, охватывающий детство, взросление, собственно взрослость и заканчивается смертью человека.
Перинатальное развитие ребенка в норме длится 265 – 280 дней и делится на такие фазы, как терминальная, эмбриональная и фетальная.
Зигота – оплодотворенная яйцеклетка
Терминальная (зародышевая) фаза – длится около 10 – 14 дней. Это время быстрого дробления зиготы. Не позднее, чем через 30 часов после оплодотворения, она делится на две клетки, еще через 10 часов клеток уже 4, через 7 – 16 … Все клетки одинаковы, тесно соприкасаясь друг с другом, они образуют шар весом менее 1г и диаметром 0,2 мм. Первые дни он находится в фаллопиевой трубе, но благодаря сокращениям ее мышечных стенок постепенно продвигается к матке. К этому времени внутри шара образуется полость, заполненная жидкостью. Так формируется бластоциста, и начинается процесс первичной дифференциации клеток. Из внутренней массы клеток образуется зародышевый диск, из которого затем развивается эмбрион; наружные клетки начинают формировать структуры, обеспечивающие его питание и защиту. К концу первой недели бластоциста уже свободно плавает в матке и в течение нескольких последующих дней имплантируется в ее стенку [2, с. 58].
Имплантация – решающая фаза пренатального развития. Она вызывает в организме женщины гормональные изменения, свидетельствующие о наступлении беременности. В это время клетки зародышевого диска начинают дифференцироваться на три слоя.
Если в момент первого деления зиготы на две клетки, они отделяются друг от друга и формируют самостоятельные зиготы, то в дальнейшем рождаются монозиготные близнецы – обязательно одного пола, внешне очень похожие дети, у которых генотип совпадает на 90 – 95%, так и их психологические особенности будут весьма схожими. Если в организме женщины одновременно созревают две яйцеклетки и обе оплодотворяются, то образуются две автономные зиготы, что в дальнейшем приведет к рождению дизиготных близнецов, генотип которых совпадает лишь на 60 – 65%, и поэтому их психологические черты не тождественны, а лишь частично совпадают [7, с. 99].
Зигота, а впоследствии бластоциста, не чувствительна к слабым неблагоприятным воздействиям погибает от действия слишком сильных, поэтому особой патологии на этом этапе развития ребенка быть не может.
Эмбриональная фаза длится с третьей по восьмую неделю беременности. Это время структурного развития, когда клетки каждого из трех слоев интенсивно делятся, перераспределяются в пространстве и специализируются. Эмбрион 12 – 13 дней имеет длину всего 1,5 – 2 мм без каких – либо очертаний тела. В середине третьей недели возникают первые кровеносные сосуды и начинает формироваться сердце. Через 3 дня оно уже бьется и представляет собой пульсирующую трубку. Это сердцебиение, которое позволила записать лишь современная медицинская техника – самые первые различимые движения внутриутробного развития [2, с. 60].
К концу третьей недели эмбрион достигает 4мм, у него появляются зачатки конечностей. К концу четвертой недели резко обособляется голова, занимая половину длины его тела. К пятой неделе устанавливается регулярный ритм сердца, и только после этого начинается формирование нервной системы, в основе которого лежит интенсивное деление клеток и образование порядка 250 000 нейронов каждую минуту. Через неделю у эмбриона можно обнаружить три мозговых пузыря, зачатки глаз и спинного мозга.
Сердце и нервная система обеспечивают развитие эмбриона как целого организма. Окруженный защитными оболочками он развивается в мешке амниона, заполненном околоплодной жидкостью, и питается при помощи плаценты, которая представляет собой дисководное тканевое образование на стенке матки. С развивающимся организмом плацента связана пуповиной – плотным тяжем, содержащим в себе две артерии и одну вену. Задерживая крупные инородные образования, некоторые соли и бактерии, плацента обеспечивает передачу питательных веществ, сахаров, жиров, протеинов, витаминов, защитных антител, содержащихся в крови матери, а также обратную передачу продуктов жизнедеятельности развивающегося организма [1, с. 215].
На седьмой неделе можно наблюдать небольшие медленные едва различимые движения контуров эмбриона. На восьмой неделе появляется вздрагивание – продолжающееся не более 1сек быстрое генерализованное движение. Оно начинается с головы и распространяется на шею и туловище. В это же время появляются глобальные движения всего тела и последовательных движений отдельных частей тела. Эти движения выглядят довольно изящными и могут вызвать изменение положения эмбриона.
К концу второго месяца эмбрион имеет длину 2,5 см и вес 2,1 г. В общей форме у него есть почти все внутренние органы. В печени идет образование кровяных клеток. Формируются, но еще не функционируют пищеварительная и выделительная системы, сформирован хрящевой скелет конечностей, интенсивно развивается позвоночник. К концу этого периода у эмбриона появляются внешние соматические признаки человека – лицо, уши, глаза, нос, язык, руки, ноги, пальцы. Хрящи лицевой части черепа у каждого разные, и уже в это время эмбрион становится индивидуальностью. Он покрыт тонкой кожей, и можно даже получить отпечатки его пальцев. Эмбрион реагирует на давление, отстраняясь от него, реагирует на боль, на прикосновения к подошвам ног. Развитие эмбриона человека – сложный процесс, в течение которого как бы повторяется бесконечно длинный путь развития жизни на Земле
Фетальная фаза разворачивается с третьего месяца и до рождения. Ее главное предназначение – дальнейшее развитие и совершенствование всех жизненных систем и функций и, соответственно, подготовка к рождению и самостоятельной жизни ребенка после него.
С третьего месяца пренатального развития наступает третья стадия - стадия плода, продолжающаяся практически до рождения. В это время происходит его рост, увеличение массы и созревание – начинают функционировать мышцы, органы и системы, развиваются многие процессы, впоследствии необходимые для выживания. А к концу месяца внутриутробного развития вес плода достигает 28 г, длина – 7,5 см. Он сморщенный, красный, с прозрачной кожей, через которую просвечивают кровеносные сосуды и мышцы, но его лицо отчетливо похоже на человеческое. Свое обычное место занимают уши. Формируется орган вкуса – на языке плода закладываются вкусовые сосочки. Легко определяется пол. Движения ногами, руками, головой становятся достаточно разнообразными. Так, на девятой неделе появляются дыхательные движения с раскрыванием рта и глотанием амниотической жидкости, а также икота – продолжающееся около 1 сек. толчкообразное сокращение и резкое смещение диафрагмы, которое быстро повторяется несколько раз подряд. На этой же неделе появляются быстрые или медленные сгибательные и разгибательные изолированные движения рук и ног, сопровождающиеся поворотами головы. А чуть позже – наклоны вперед и назад, а также вращение головой, когда голова либо медленно перемещается назад иногда с открыванием рта и высовыванием языка, либо поворачивается из стороны в сторону. Наклон головы вперед может сопровождаться прикосновением руки к лицу с последующим сосанием. На десятой неделе наблюдается контакт руки с лицом, когда рука медленно трогает лицо, а пальчики часто сгибаются и разгибаются. Появляются движения типа кувыркания в результате сложного вращения головой относительно оси туловища, а также вращение с помощью последовательных шагательных движений, в результате которых происходит поворот через бедро. Несколько позже появляются потягивание и зевота с поднятием и поворотом рук, широким раскрытием челюстей и последующим быстрым закрыванием рта. С 12 недели пальчики начинают двигаться независимо друг от друга. При прикосновении к векам плод щурится, при прикосновении к ладони – частично сжимает кисть в кулачок, прикосновение к губам вызывает сосательный рефлекс, при ударе по пяткам пальцы ног разгибаются. Эти рефлексы присутствуют и у новорожденных, но исчезают в течение первых месяцев жизни [6, с. 44].
К концу четвертого месяца вес плода около 170 г, длина 20 – 25 см. Он парит в околоплодных водах, и на него не действует сила земного притяжения. С 14 недели фиксируются повороты кистью в области запястья, не связанные с движением пальцев. На 16 неделе появляются общие потягивания, когда плод упирается головой и ногами в противоположные стенки матки. Развивается мышечная система плода, и мать начинает чувствовать его движения, правда, самые грубые.
К концу пятого месяца вес плода 340 – 450 г, длина достигает 31см. У него отчетливо проявляются индивидуальные черты внешности, начинают расти волосы: жесткие – ресницы и брови, тонкие – на голове, шелковистые – по всему телу. Кожа покрывается защитным слоем воскообразных выделений, предохраняющих ее от растрескивания в результате соприкосновения с амниотической жидкостью. Половые железы уже вырабатывают гормоны. На 18 неделе начинаются движения глаз. Хотя плод ничего не может видеть из – за отсутствия света, эти эндогенно вызванные движения глаз по типу латерального сканирования хорошо контролируемы. Если приложить ухо к животу матери, слышны сердцебиения плода. Он толкается, потягивается, чешется и уже проявляет свой дурной или хороший нрав.
К концу шестого месяца сформированы все нейроны головного мозга, и здоровый плод считается жизнеспособным вне материнского организма, правда при условии интенсивной поддержки и особого ухода, т.к. еще не завершено формирование дыхательного аппарата. К концу седьмого месяца сформированы многие нейронные системы головного мозга, и некоторые специалисты полагают, что с этого времени плод начинает осознавать происходящее и реагировать на воздействие извне совершенно определенном образом. Вес плода 560 г, длина около 35 см. Начинает функционировать вестибулярный аппарат внутреннего уха. С его помощью плод быстро восстанавливает изменившееся положение и сохраняет равновесие. Заканчивается развитие глаз: они открываются, закрываются, смотрят во всех направлениях, становятся чувствительными к свету. Развивающийся организм знает, например, когда его мать загорает на солнце, и в целом ему этот свет не мешает. Он реагирует на отдельный световой луч, направленный на живот его матери, чаще всего отворачивая голову или подпрыгивая. Плод кладет руку в рот и сосет большой палец. Он способен плакать, сильно сжимать руку в кулачок, слышать громкие звуки, проникающие из шумного внешнего мира, и по-своему реагировать на них – пугаться или сердиться. Он вздрагивает при новых внезапных звуках, но успокаивается по мере их повторения. Он способен чутко реагировать на настроение матери, на ее ласковые и нежные слова. При этом над всеми шумами доминирует ритмичное биение сердца матери – пока этот ритм не меняется, плод чувствует себя в безопасности. Подсознательные воспоминания о биении материнского сердца, по – видимому, служат причиной того, что после рождения ребенок успокаивается, как только его берут на руки или когда он слышит тиканье часов [4, с. 155].
К концу седьмого месяца вес плода может быть в пределах 1,4 – 2,3 кг, длина – около 40 см. Все рефлексы окончательно сформированы. Плод глотает, делает движения, похожие на издавание крика. На его лице наблюдаются выражения, аналогичные мимике при плаче и даже гневе, а также мимические реакции на разные вкусовые ощущения: гримасы на соленое и горькое, выражение удовольствия на сладкое. Плод совершает 50 – 60 дыхательных движений в минуту. Они могут прерываться на 20 – 60 минут, а затем возобновляются вновь. Система органов дыхания достигает уровня морфологической и функциональной самостоятельности. Даже при рождении с весом 1,5 кг шансы на выживание достаточно высоки – ребенок доращивается в условиях изоляции от внешней среды до достижения 2,3 кг.
К концу восьмого месяца вес плода 2,3 – 3,2 кг, длина 45 – 50 см. Ему становится тесновато, его двигательная активность снижается, и происходит формирование жировой клетчатки необходимой для того, чтобы приспосабливаться к изменению внешней температуры после рождения.
За неделю – две до рождения плод прекращает расти. Он достаточно упитан, достигает к этому времени 3,25 – 3,4 кг при длине 50 – 54 см и готов к появлению на свет. Вес – очень важный показатель развития плода. К моменту рождения около 30% объема его тела составляет голова, и по существу, вес – это показатель развития головного мозга [2, с. 69].
Хотя основные структуры, из которых формируются легкие и бронхи, закладываются в первой половине пренатального развития, легочное дыхание начинается только после рождения. Легкие плода не функционируют, легочная ткань не расправляется. Дыхательные движения плода только внешние, кислород поступает к нему с кровью матери. Но их кровь никогда не смешивается, разделяясь тонким, но очень надежным барьером в один слой клеток. После рождения, когда перерезается пуповина, направление кровотока меняется, начинают функционировать легкие и легочный круг кровообращения, а сосуды, направляющие кровь к пуповине и обратно, отмирают.
Наиболее насыщенную кислородом кровь получают печень, голова и верхняя половина тела плода, поэтому они быстрее и лучше развиваются по сравнению с нижней половиной. Такая неравномерность кровоснабжения особенно выражена в первую половину пренатального развития, затем она несколько сглаживается, происходит постепенное изменение соотношения между размерами головы и длиной плода: в начале третьего месяца голова занимает около половины его роста, на пятом месяце – около трети, к моменту рождения – примерно четвертую часть [3, с. 15].
Хотя нервная система возникает очень рано и развивается на протяжении всего внутриутробного периода, особенно интенсивное развитие головного мозга происходит с четвертого по шестой месяц. За это время мозг увеличивается в 6 раз. Череп плода образован отдельными плоскими костями, между которыми есть роднички, поэтому головной мозг может беспрепятственно расти, а объем черепа увеличиваться. И если в начале четвертого месяца волновая активность мозга практически отсутствует и электроэнцефалограмма регистрирует “клиническую смерть”, то постепенно появляются эпизодические вспышки, говорящие о том, что мозг плода начинает функционировать. В это же время закладывается фундамент для образования кортикальных связей и ощущения боли, а также участков локализаций сенсорных и моторных центров. Развитие мозга делает возможным регулирование дыхания. Исследования показали, что деятельностью развивающейся нервной системы, мерой созревания ее разных отделов обусловлены и все движения плода [5, с. 218].