Превенция: предупреждение самоубийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

В современной статистике смертей самоубийство почти во всех странах занимает тревожное третье место – вслед за смертью в результате болезни и несчастного случая. Причин тому множество. Они кроются как в общественной жизни, социальных условиях, так и во внутреннем мире человека.
В результате развития общества, технической революции, повышения уровня урбанизации человек просто может не найти своего места в жизни. Экономические кризисы выбивают почву из-под ног, человек теряет точку опоры, возникает неуверенность в завтрашнем дне. Недаром отмечается, что любое социальное потрясение, любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..1
1. Определение и общая характеристика суицида…………………………..2
2. Классификация самоубийств………………………………………………5
3. Мотивы суицида…………………………………………………………….7
4. Генез суицидального поведения…………………………………………..9
5. Превенция: предупреждение самоубийства……………………………...11
Заключение…………………………………………………………..………..14
Литература………………………………………………………….…………15

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  они не всегда наблюдаются в жизни  в чистом виде: часто случается, что  они комбинируются между собой  и дают начало сложным видам; признаки, принадлежащие нескольким из них  встречаются одновременно в одном и том же самоубийстве.

Существует два фактора  самоубийств, обладающих по отношению  друг к другу особым сходством, - это эгоизм и аномия. Чтобы заполнить  пустоту, которую человек ощущает  внутри себя, он ищет новых ощущений. Правда в это искание он вкладывает меньше горячности, чем человек, действительно страстный, но зато он быстрее устает, и эта усталость снова направляет его внимание на самого себя и усиливает его первоначальную меланхолию. И наоборот, дезорганизаторская тенденция не может не содержать в себе зачатка эгоизма, т.к. нельзя восстать против всяких социальных уз, будучи социализированным человеком. Таким образом возникает тип смешанного самоубийства, где подавленность чередуется с возбуждением, порывы желаний с меланхолическими размышлениями.

Аномия может сочетаться с альтруизмом. Один и тот же кризис может потрясти существование индивида, нарушить равновесие между ним и  его средой и в то же время обратить его альтруистические наклонности  в состояние, возбуждающее в нем  мысль о самоубийстве. Это тот случай, когда речь идет о самоубийствах одержимых. Две различные причины действуют в одном направлении, приводя к суициду.

Эгоизм и  альтруизм могут соединяться  в своем воздействии на человека. Такие люди живут двойной жизнью: являются индивидуалами по отношению ко всему, что касается реального мира, и безграничными альтруистами по отношению к идеальному объекту. Эти два состояния ведут к суициду.                                        

 

3. МОТИВЫ  СУИЦИДА

Суицидальное  поведение – разновидность общеповеденческих  реакций человека в экстремальных  ситуациях, свойственная не только душевнобольным, но и здоровым  людям, а также с пограничными расстройствами психики. Конфликт или неблагополучие в чем – либо  порождают психологический кризис, который, в первую очередь, выражается в нарушении внутреннего эмоционального баланса. Характер и протекание психической реакции зависят не столько от содержания суицидогенной ситуации, сколько от восприятия ее индивидом. Что касается душевнобольных, на долю которых приходится около 25% от общего числа лиц, покончивших с собой или покушавшихся на свою жизнь, то и здесь влияние психотической симптоматики на поведение в большей мере опосредовано системой личностных характеристик больного и особенностями его взаимоотношений с ближайшим окружением. Суицидальное решение обязательно предполагает этап личностной переработки конфликтной ситуации. Но особенности здоровых лиц и больных с пограничными расстройствами лишь создают условия для возникновения психологического кризиса, но не влекут за собой с фатальной неизбежностью спонтанных суицидальных действий. Прежде чем решиться на подобный поступок, человек мысленно перерабатывает альтернативные варианты выхода из кризисной ситуации. Большинство людей находит адекватные способы реагирования.

Существуют  данные, что каждый шестой суицидент  оставляет посмертную записку. Тексты представляют собой вариации нескольких тем, повторяются одни и те же словесные  выражения, стиль и аргументация. Самоубийца отвергает не саму жизнь, а ее нежелательный вариант, предлагаемый судьбой. Внимание суицидента сконцентрировано на проблемах текущей жизни.

В случаях межличностных  конфликтов лишение себя жизни рассматривается  либо как бегство от травмирующей ситуации, либо как последний и самый веский аргумент в столкновении сторон, доказывающий правоту суицидента.

В случаях неразделенной  любви решение о самоубийстве нередко принимается под влиянием литературных образов или стереотипов, создаваемых СМИ.

Записки, в которых  в качестве доминирующего мотива указывается на какое – нибудь совершившееся несчастье, неблагополучие, внутренний разлад, отличаются от тех, что написаны в ситуациях коммуникативного срыва. В них отражается состояние  смятения, усталости от жизни, угнетение от надвигающейся беды и вывод о полной бесперспективности существования.

Основой суицидального  поведения у пожилых и старых людей является не только физическое недомогание, но и мысль о том, что они обременяют собой других членов семьи. В ситуации одиночества, изоляции от мира, когда не сохранились или разорваны связи с близкими людьми, самоубийцы изредка оставляют записки без конкретного адресата, в которых стремятся высказать обиду или претензии к жизни.

Покушение на свою жизнь совершается не только под влиянием жизненной драмы. Это может быть подражанием, копированием поведенческих образов, демонстрируемых с экранов телевизоров, присутствующих на страницах литературных произведений. Изображая самоубийц исключительно как лиц с тонкой душевной организацией, побуждаемых к этому шагу логикой неумолимых обстоятельств, СМИ романтизируют самоубийство, придают ему таинственно – привлекательный смысл, делают символом подлинных страданий, твердости характера, чести, долга. Руководствуясь подобными стереотипами, суициденты рассматривают посягательство на свою жизнь не с точки зрения общественной морали, а с позиций эффективности действий в разрешении жизненных коллизий. Оставшись в живых, покушавшиеся раскаиваются не в том, что совершили безнравственный поступок, а в том, что выбрали неразумный способ [1].

Поводы для  суицидального решения по сути дела включают всю совокупность жизненных  проблем и трудностей, с которыми встречаются люди с отроческих лет  и до глубокой старости.

Легче всего  суицидальные модели поведения усваиваются и воспринимаются социально незрелыми людьми, а среди них – подростками как наиболее восприимчивыми к новым поведенческим образцам. 

 

4. ГЕНЕЗ  СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.

Можно проследить прямую связь психологической дезадаптации с суицидальным поведением [2]. Среди факторов, релевантных суициду, целесообразно выделить две большие группы – интрапсихические и средовые влияния. Применительно к первым можно видеть, что индивида дезадаптируют  различные акцентуированные черты личности и искажения познавательной деятельности; больных психическими заболеваниями характеризуют нарушения нормальных форм психологической адаптации; выделяемая в качестве «группы суицидального риска» возрастная категория подростков отличается не сложившейся адаптационной системой, а лица старческого возраста – ее ограничениями. Что касается средовых факторов, то и здесь нетрудно выделить дезадаптирующее влияние психотравмирующих воздействий, одиночества, падения статуса, миграции и др.

В динамике обеих  форм социально – психологической дезадаптации, ведущей к суициду, выделяется две фазы: предиспозиционная и суицидальная. Первая фаза относительно неспецифична для суицида. Во второй, начинающейся с зарождения суицидальных тенденций и продолжающейся до их реализации, дезадаптационный процесс идет по общему пути, сводящему к нулю все выработанные ранее формы адаптации. Решающее значение для перехода предиспозиционной фазы в суицидальную имеет конфликт, наличие которого необходимо для появления суицидальных тенденций и в условиях которого значительно усиливаются нарушения процесса адаптации. Наиболее суицидоопасными являются внутренние конфликты, вызванные противоположными равносильными тенденциями и относящиеся к ценностно значимым для индивида сферам. Каждое из указанных обстоятельств и, особенно, их совокупность способствуют тому, что в условиях предиспозиционной дезадаптации данный конфликт начинает оцениваться субъектом как неразрешимый, а суицид – как единственный способ его устранения. Суицидогенный конфликт, аналогично дезадаптации, проходит в своем развитии две фазы.

Первая из них – предиспозиционная – является лишь предпосылкой суицидального акта. Она может быть обусловлена различными причинами: вполне реальными, или заключающимися в дисгармонической структуре личности, или психотическими («псевдореальными») при патологических (аффективных, бредовых, галлюцинаторных) переживаниях. Однако, несмотря на различие причин, конфликт для субъекта имеет характер реальности.

Вторая – суицидальная – фаза конфликта представляет собой парадоксальный процесс его устранения за счет саморазрушения субъекта.

С точки зрения генеза суцида важно отметить, что  неспецифическая предиспозиционная  фаза дезадаптации и конфликта переходит  в суицидальную через так называемый критический пункт, имеющий две основные характеристики:

1. Значительное  ограничение (или сведение к  нулю) количества известных субъекту  вариантов разрешения конфликта;

2. Субъективная  оценка знаемых вариантов решения  как неэффективных или неприемлимых.

Вследствие  этого конфликт приобретает характер неразрешимости и резко возрастает вероятность суицидального поведения.

Итак, при анализе  суицида в структурном плане  важно выявить соотношение между  двумя основными составляющими  суицидального процесса – дезадаптацией  и конфликтом, а в плане генеза – между двумя его фазами: предиспозиционной и суицидальной. Выше был обозначен один из вариантов этих соотношений, при котором конфликт, попадая на дезадаптированную почву, усугубляет дезадаптацию, переводя ее через «критический пункт» из предиспозиционной фазы в суицидальную. Второй вариант, встречающийся в суицидологической практике не реже, чем первый, зак5лючается в том, что конфликт, возникая вследствие реальных психотравмирующих обстоятельств и сохраняя некоторое время свою актуальность, сам порождает процесс дезадаптации, смысловое содержание которого отличается неприятием субъективно непереносимой ситуации.

Несмотря на указанные различия, сочетание дезадаптации и конфликта остается необходимым  условием суицидального поведения. 

 

5. ПРЕВЕНЦИЯ:  ПРЕДУПРЕДДЕНИЕ САМОУБИЙСТВА

Суицидальная  превенция представляет собой  процесс прекращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном и психологическом кризисе [6]. Никто из людей не является абсолютно суицидальным. Даже самое страстное желание умереть по своей психологической сущности является амбивалентным. Часть личности хочет жить, другая стремится уйти. Суицидальная настроенность является преходящей – эти чувства могут появляться, исчезать, возникать снова. Эта закономерность является основой суицидальной превенции.

Каким образом можно помочь человеку?

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Суицидальная превенция состоит не только в заботе и участии друзей, но и в способности распознать признаки грядущей опасности. К таким признакам можно отнести следующие: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.

2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек  действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Если вы полагаете что кому – либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями.

3.Установите заботливые взаимоотношения. Можно сделать гигантский шаг вперед, если встать на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией.

4. Будьте внимательным слушателем. Суицинденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

5. Не спорьте. Столкнувшись с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение. Такие высказывания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь таким образом, близкие способствуют обратному эффекту. Ни в коем случае нельзя проявлять агрессию при разговоре с потенциальным самоубийцей и постараться не выражать потрясения от услышанного. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, можно не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Задавайте вопросы. Если вы задаете такие косвенные вопросы, как: «Я надеюсь, что ты не замышляешь самоубийства?», то в них подразумевается ответ, который вам бы хотелось услышать. Если близкий человек ответит: «Нет», то вам скорее всего не удастся помочь в разрешении суицидального кризиса. Лучший способ вмешаться в кризис, это заботливо задать прямой вопрос: «Ты думаешь о самоубийстве?». Он не приведет к подобной мысли, если у человека ее не было..

7. Не предлагайте неоправданных утешений. Причина, по которой суицидент посвящает в свои мысли, состоит в желании вызвать обеспокоенность его ситуацией. Если вести с ним беседу с любовью и заботой, то это значительно снизит угрозу самоубийства. В противном случае его можно довести до суицида банальными утешениями тогда как он отчаянно нуждается в искреннем, заботливом и откровенном участии в его судьбе.

8. Предлагайте конструктивные подходы. Вместо того, чтобы говорить суициденту: «Подумай, какую боль причинит твоя смерть близким?» попросите поразмыслить об альтернативных решениях, которые, возможно, не приходили ему в голову.

9. Вселяйте надежду. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой – то альтернативы: «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?». Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве.

Информация о работе Превенция: предупреждение самоубийства