Причины и характеристики детского аутизма.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Термин «аутизм» (от греческого autos - сам) означает оторванность ассоциаций от данных опыта, игнорирование действительных отношений. Изначально аутизм рассматривался как особенность мышления шизофренических пациентов, характерной чертой которых является бегство от реальности и уход в себя. Ранний детский аутизм (РДА) - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами, при которой, прежде всего, нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни: нарушены все формы довербального общения, не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы взяли на руки, как это делает здоровый малыш.

Содержание работы

1. Краткий экскурс в историю вопроса об аутизме
2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ранним детским аутизмом
3. Особенности развития аутичного ребенка
4. Причины возникновения раннего детского аутизма (РДА)
5. Проблемы диагностики раннего детского аутизма
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо провести анализ расстройств умственных способностей детей больных аутизмом, и детей, страдающих схожими расстройствами - олигофренией и шизофренией. Именно с этими заболеваниями часто путают на практике ранний детский аутизм: в первом случае - по причине сниженного интеллекта, во втором - из-за замкнутости и социальной дезадаптации больного ребенка. Ученые предполагают наличие значимых различий в структуре интеллекта детей, больных аутизмом, и детей, больных олигофренией и шизофренией. Одной из сопутствующих задач при диагностики - это систематизация наиболее значимых симптоматических проявлений олигофрении, шизофрении и раннего детского аутизма и получение на этой базе возможности более точной и быстрой диагностики раннего детского аутизма.

Родителям на заметку. Детский аутизм является одним из наиболее серьёзных нарушений в развитии ребёнка. Его основные симптомы- это отрешённость и погружение в себя. Диагноз РДА ставится при значительных нарушениях в развитии речи и эмоционально-волевой сферы ребёнка, больших затруднениях в общении с окружающими, плохой связи с внешним миром. Интеллект ребёнка может быть при этом и нормальным. К большому сожалению, исходя из практики работы детских психологов, диагноз РДА в последнее время перестал быть редким.

            Особое значение при диагностировании РДА имеет информация об особенностях поведения ребёнка, полученная от его родителей. Необходимо обратить особое внимание на поведение ребёнка с тем, чтобы исключить следующие признаки раннего детского аутизма:

* Насколько обычен  режим дня ребёнка и соответствует  ли возрасту малыша?

* Продолжителен ли  ночной сон?

* Соответствуют ли  возрасту рацион, приемы кормления  или приобретённые навыки самостоятельного питания?

* Продолжительный и  часто беспричинный плач.

* Страхи и беспричинные  приступы тревоги.

* Полное отсутствие  навыков речи или медленное  их развитие.

* Если ребёнок использует  разговорную речь, то при этом  он упоминает о себе во втором или третьем лице(ты, он), но не в первом (я).

* Остановки в развитии , или потеря приобретённых навыков  (регрессия).

* Странности в поведении,  неадекватные реакции.

* Ребёнок избегает  взглядов других людей, настойчиво  не смотрит в глаза.

* Отсутствие взаимности  в общении с другими людьми  и интереса к общению, особенно  со сверстниками.

* Отсутствие реакции  на просьбы взрослых, как будто  ребёнок не слышит.

* Частые состояния  отрешённости от внешнего мира, пустой взгляд в пространство.

* Навязчивое предпочтение различных предметов без использования их по назначению.

* Навязчивый интерес  к определённым областям знаний, очень специфические знания.

* Избегание физических  контактов. Например, грудные дети  не любят быть на руках.

* Ребёнок не реагирует на боль или, наоборот, сверхчувствителен к боли.

* Часто подвергает  себя опасности, не оценивая  степени этой опасности.

* Очень чувствителен  к различным звукам. Закрывает  уши руками.

* Совершает необычные  повторяющиеся движения (крутится  как волчок, ходит на ''цыпочках'', машет руками).

* Примитивный характер  игры. Стремление к упорядочению  предметов.

* Эмоциональные реакции  не пропорциональны ситуации  или совсем ей не соответствуют.

* Ребёнок не понимает эмоциональные состояния других людей.

* Очень резкие смены  настроения.

* Очень резкая реакция  на изменение окружающей обстановки.

* Ребёнок не реагирует,  когда называют его имя, особенно, если оно перечисляется наряду  с несколькими другими именами.

* Хорошая автоматическая  память позволяет ребёнку воспроизводить  стихи и песни. При этом может  иметь место полное непонимание  смысла произносимого.

* Необычный тембр голоса  или монотонная речь.

* Плохо усваивает навыки  общения. Например: не машет ручкой при расставании с близкими.

* При обследовании  новых предметов пытается проверить  их на вкус и на запах.

В случае возникновения  у родителей каких-либо сомнений в отношении поведения ребёнка  по каким-то из перечисленных параметров, рекомендуется обратиться за консультацией к врачу - специалисту.

 

Заключение

         Согласно МКБ-10 среди нарушений психологического развития выделен детский (типичный) аутизм и атипичный аутизм. Симптоматика детского аутизма проявляется в возрасте до трех лет, тогда как признаки психических нарушений при атипичном аутизме наблюдаются после трех лет. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Итак, основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.  Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма -- ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2--3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу.

В дальнейшем основными  критериями болезни являются:

_ отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоциональных реакций;

- недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы;

- недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;

- фобии (в частности, неофобия -- боязнь всего нового);

 однообразное поведение,  наличие постоянных стереотипных  регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).  Следует отметить, что одним из самых существенных симптомов является не протест этих детей против перемены обстановки, а изначальное очень явное, необычно разительное ослабление инстинктивных или безусловнорефлекторных реакций - ориентировочных, пищевых, самозащиты и др. Отсутствие этих реакций, всегда, как известно, очень четко направленных, делает поведение детей амофорными, хаотичными, дезорганизованными, а их самих - практически беззащитными и беспомощными. Естественно, что такая изначальная, часто врожденная недостаточность безусловнорефлекторного фонда, важнейших стволовых аппаратов не может не отразится отрицательно на формировании корковой деятельности. Кора головного мозга у этих детей неплохо, но пассивно регистрирует и запечатлевает все, что случайно попадает в их поле зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Отсюда грубые нарушения внимания, склонность "невидящим" взглядом скользить без интереса по окружающим лицам и предметам, бесцельные движения, длительная неспособность овладеть навыками самообслуживания и главное - длительная задержка формирования самосознания, комплекса "Я", что сказывается в склонности говорить о себе в третьем лице, в подражательности речи и действий и др. Важно еще раз подчеркнуть, что при настойчивой стимуляции удается заставить этих детей "собраться", "мобилизоваться" и дать более или менее правильные ответы на вопросы или проявить более или менее адекватные эмоциональные реакции.

             В силу специфики данного нарушения развития необходимы особые принципы обучения навыкам самообслуживания и бытового поведения аутичного ребенка, учитывающие его общие и индивидуальные особенности. Коррекционная работа направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействие ребенка со взрослым и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, а это, в свою очередь повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка, что является самым главным и очень важным в работе дефектологов, психологов и других специалистов детских учреждений, сталкивающихся с такими детьми, а также их родителей. В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни. Эффективность методов коррекции возможна только при их систематическом использовании в условиях домашней обстановки, при терпеливом и внимательном отношении к больному аутизмом.

 

Список используемой литературы

1. Коган В.Е. Аутизм  у детей. Москва 1981 г.

2.Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие., М.: Академия, 2001 г.

3.К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская Дети с нарушениями  общения, М.: Просвещение, 1989 г.

4.К.С.Лебединская. Медикаментозная  терапия раннего детского аутизма.// Дефектология, 1994 г., № 2, с. 3-8.

5.К.С.Лебединская, О.С.Никольская. Дефектологические проблемы раннего  детского аутизма.// Дефектология, 1994 г., № 3, с. 15-20.

6.В.М.Башина. Ранний детский  аутизм/Исцеление: Альманах., М.-1993 г., с.154-165.




Информация о работе Причины и характеристики детского аутизма.