Причины эмоционального неблагополучия детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2015 в 14:39, реферат

Описание работы

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрицательным отношением взрослого.

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ Word.docx

— 27.92 Кб (Скачать файл)

          Проигрывание агрессивных действий позволяет показать ребенку в юмористической, эмоционально насыщенной форме социальный смысл таких действий. В некоторых случаях необходимо не принимать агрессию и установить запрет на подобные действия. Если в основе агрессивных действий лежит страх, следует установить его причину и добиваться положительного разрешения травмирующей ситуации.

          Часто агрессивное поведение ребенка - это способ привлечь к себе ваше внимание и внимание других детей. В этом случае необходимо поощрять любые положительные действия и тем более конструктивные результаты деятельности ребенка, давать ему привлекательные задания, поручения, требующие решительности и инициативы, опираться на положительные качества, присущие ему.

 

          Если ребенок импульсивно реагирует на травмирующие ситуации, необходимо хвалить его в тех случаях, когда он сдерживается, пытается взвесить все «за» и «против», потерпеть, обращаться к играм, которые зависят от терпения. Можно использовать групповые задания, успешность выполнения которых зависит от включенности и сосредоточенности каждого, от способности вовремя и хорошо выполнить свою часть задания.

          Чтобы помощь ребенку в преодолении негативных эмоциональных состояний была действенной, необходимо изучить его интересы, склонности, желания и предпочтения, пронаблюдать, какие предметы, действия и ситуации вызывают положительные эмоции. Целесообразно фиксировать ситуации, в которых они возникают, а также отмечать объекты, которые их вызывают. Чтобы глубже понять склонности ребенка, для детей 5-7 лет можно использовать упражнение, которое заключается в завершении предложений. На основе этой информации можно отобрать задания, которые будут соответствовать интересам ребенка, при выполнении которых он будет иметь заслуженный успех и сможет выделиться.

 

 

 

 

 

 

Основные  направления  формирования  произвольных  форм  поведения

          Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей.

         Разнообразие видов деятельности, которые осваивает ребенок в раннем возрасте, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

          По мнению Э.Эриксона человек на протяжении жизни переживает ряд психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста.

          Первый кризис ребенок переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

          Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности.

          Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине.

         Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

     Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

 Двигательная сфера:

Сфера общения:

Эмоциональная сфера:

          Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать.

         Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями:

- произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

- различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);

- произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера поведения:

         Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции:

- определять конкретные цели своих поступков;

- искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;

- проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;

- предвидеть конечный результат своих действий и поступков;

- брать на себя ответственность.

          Взрослому человеку присущи многообразные и сложные сочетания процессов самоуправления и само­регулирования. Они лежат в основе становления личности, формирования субъекта деятельности и поведения. Их чередование подчас трудно уловить, они находятся в постоянной динамике, и не всегда просто осуществить их разъединение в познавательных целях.


Информация о работе Причины эмоционального неблагополучия детей