Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 12:16, дипломная работа
В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических работ в области исследования супружеских конфликтов. При этом они могут быть очень полезны при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Чтобы выработать верную линию поведения в подобных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое супружеские конфликты и как люди приходят к согласию.
С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. В настоящее время резко повышается число разводов и повторных браков. А ведь не стоит забывать, что семья - это основная ячейка общества. Данная проблематика носит не только межличностный характер, но и социальный. Поэтому исследо
ВВЕДЕНИЕ
1. Супружеские конфликты
1.1. Понятие конфликт, типы конфликтов
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения
1.3. Психотравмирующие последствия супружеского конфликта
1.4. Методы разрешения супружеских конфликтов
Заключение
2. Эмпирическое исследование причин возникновения супружеских конфликтов
2.1. Цель, задачи, гипотезы и методы исследования
2.2. Результаты эмпирических исследований и их обсуждение
2.2.1.Исследование степени возрастной психологии в семье
2.2.2. Исследование предрасположенности к конфликтам
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Результаты обследования:
Таблица 3
№ | Муж | Сумма баллов | Степень удовлетворённости | Жена | Сумма баллов | Степень удовлетворённости |
1 | Ерлан К | 26 | Частичная удовлетворённость и неудовлетворённость | Жанна К | 24 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
2 | Дмитрий Д | 24 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость | Юлия Д | 20 | Значительная неудовлетворённость |
3 | Шынгыс Ш | 26 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость | Гульдана Ш | 20 | Значительная неудовлетворённость |
4 | Ержан Н | 35 | Значительная удовлетворённость | Данагуль Н | 25 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
5 | Илья Щ | 36 | Значительная удовлетворённость | Анна Щ | 40 | Практически полная удовлетворённость |
6 | Алексей Ш | 19 | Значительная неудовлетворённость | Инна Ш | 32 | Значительная удовлетворённость |
7 | Александр С | 33 | Значительная удовлетворённость | Валерия С | 26 | Частичная удовлетворённость и неудовлетворённость |
8 | Игорь Б | 20 | Значительная неудовлетворённость | Лола Б | 19 | Значительная неудовлетворённость |
9 | Талгат К | 26 | Частичная удовлетворённость и неудовлетворённость | Ирина К | 24 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость |
10 | Сакен Ж | 24 | Скорее неудовлетворённость, чем удовлетворённость | Махаббат Ж | 20 | Значительная неудовлетворённость |
В большинстве супружеских пар имеется неудовлетворённость (значительная) браком, отсюда следствие - частые семейные конфликты.
Комментарии испытуемых по данному тесту
Таблица 4
№ | Муж | Сумма баллов | Комментарий испытуемого по данному тесту | Жена | Сумма баллов | Комментарий испытуемого по данному тесту |
1 | Ерлан К | 26 | Частично удовлетворён браком, считает, что многое может быть изменено в лучшую сторону | Жанна К | 24 | Действительно, недовольна рядом вещей |
2 | Дмитрий Д | 24 | Действительно, скорее неудовлетворён браком | Юлия Д | 20 | Подтвердила, что не удовлетворена браком |
3 | Шынгыс Ш | 26 | Решил принять к сведению результаты теста | Гульдана Ш | 20 | Согласилась с результатами теста |
4 | Ержан Н | 35 | В целом счастлив в браке | Данагуль Н | 25 | Подтвердила, что действительно не всем довольна в супружеской жизни |
5 | Илья Щ | 36 | Доволен браком | Анна Щ | 40 | Счастлива в браке |
6 | Алексей Ш | 19 | Считает, что многое может быть улучшено | Инна Ш | 32 | Осталась довольна результатами теста |
7 | Александр С | 33 | Подтвердил, что удовлетворён браком | Валерия С | 26 | Не согласилась с результатами теста |
8 | Игорь Б | 20 | Указал на ряд вещей, которые не устраивают его в браке | Лола Б | 19 | Признала, что многое в браке может быть улучшено |
9 | Талгат К | 26 | В общем, доволен браком | Ирина К | 24 | Подтвердила результаты теста |
10 | Сакен Ж | 24 | Отнесся безразлично к результатам теста | Махаббат Ж | 20 | Отнеслась с недоверием к результатам теста |
Следует отметить, что результаты теста выявили, что среди испытуемых большое количество недовольных своим браком. Дальнейшая беседа с тестируемыми подтвердила неудовлетворенность браком в той или иной степени в большинстве семей, принявших участие в исследовании. Все это говорит о наличии конфликтных ситуаций в семьях, принявших участии в исследовании.
Тот факт, что многие испытуемые
отнеслись к тесту серьезно, задумались
над этой проблемой, показывает их
стремление разрешить возникшую ситуацию.
Остальные же, вероятно, привыкли убегать
от проблем, закрывать глаза на них. Такое
поведение может лишь усугубить ситуацию.
Методика «Дом - дерево - человек»
Для подтверждения предыдущей методики была использована проектная методика «Дом-дерево-человек»./ Психология личности: тесты, опросники, методики/ Авт. сост. Н. В. Киршева и Н. В. Рябчикова. - М.: Геликон, 1995..
Цель данной методики: установить по рисункам испытуемых, каково их внутреннее состояние, что их беспокоит, какая атмосфера царит в их семье.
Инструкции испытуемым: «На чистом листе формата А4 нарисуйте в произвольном порядке и любыми цветами дом, дерево и человека».
После выполнения задания рисунки испытуемых были изучены и проанализированы в соответствии с ключом, представленном в Приложении 4. Ниже следует анализ рисунков супругов.
Анализ:
Ерлан К.
На первом месте нарисован дом – безопасность, успех. Дом вдали – чувство отвергнутости. Двери боковые – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисунок, изображённый издали, и прямая в конце крыша сигнализирует о начинающихся сложностях, о страхе перед будущим. Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины. Отсутствие ушей – неприятие критики. Волосы заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие. Пальцы одномерные обведены петлёй – сознательные усилия против агрессивного чувства. Линии неодинаковой ярости – напряжение. Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. Изменчивые штрихи – незащищённость, недостаток упорства. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему. Толстые ветви – хорошее различение действительности. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу. Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки. Несколько совместных линий, касающихся края листа, – спонтанный контакт, внезапное удаление, капризность, импульсивность.
Жанна К.
На
первом месте нарисован дом - безопасность,
успех. Дом вдали - чувство отвергнутости.
Двери боковые - отчуждение, уединение,
неприятие реальности. Отсутствие трубы
- субъект чувствует нехватку психологической
теплоты дома. Рисунок, изображённый издали,
и прямая в конце крыша сигнализирует
о начинающихся сложностях, страх перед
будущим. Плечи слишком угловатые - признак
чрезмерной осторожности, защиты. Руки
вытянуты по бокам - трудности в социальных
контактах. Руки неясно очерчены - нехватка
самоуверенности в деятельности и социальных
отношениях. Линии неодинаковой ярости
- напряжение. Изменчивый нажим - эмоциональная
нестабильность, мобильные настроения.
Изменчивые штрихи - незащищённость, недостаток
упорства. Ветви в разные стороны - поиск
самоутверждения, контактов, самораспыление,
суетливость, чувствительность к окружающему.
Толстые ветви - хорошее различение действительности.
Ствол расширен книзу - поиск надёжного
положения в своём кругу. Ствол ограничен
снизу - ощущение несчастья, поиск поддержки.
Дмитрий Д.
Первым нарисован дом – безопасность, успех. Дом вдали – чувство отвергнутости. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Исполнение одним цветом – боится эмоционального возбуждения. Горизонтальная линия крыши и стены – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим. Плечи угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи широкие – сильные телесные импульсы. Отсутствуют уши – стремление избегать, не принимать никакой критики. Глаза как, пустые глазницы, – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость. Руки напряжены и близко к телу – напряжение. Руки, вытянутые по бокам, – трудности в социальных контактах. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога. Недостаточная детализация – тенденция к замкнутости. Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ствол оторван от земли – недостаток контактов с внешним миром, жизнь повседневная и духовная мало связаны.
Юлия Д.
Первым
нарисовано дерево - основная жизненная
энергия. Дом вдали - чувство отвергнутости.
Ступеньки, ведущие в глухую стену, - отражение
конфликтной ситуации, наносящей вред
правильной оценки реальности. Отсутствие
дверей - испытывает трудности при стремлении
раскрыться. Отсутствие трубы - субъект
чувствует нехватку психологической теплоты
дома. Волосы сильно заштрихованы - тревога
связана с мышлением или воображением.
Большие пальцы - грубость, чёрствость,
агрессия. Сильный нажим - энергичность,
настойчивость. Короткие штрихи - импульсивное
поведение. Круглая крона - экзальтированность,
эмоциональность. Ветви опущены - потеря
мужества, отказ от усилий. Руки, вытянутые
по бокам, - трудности в социальных контактах,
страх перед агрессивными импульсами.
Пальцы обрублены - вытесненная агрессия,
замкнутость. Фигура человека на ветру
- потребность в любви, привязанности,
заботливой теплоте. Ветви в разные стороны
- поиск самоутверждения, контактов, самораспыление,
суетливость, чувствительность к окружающему.
Ствол расширен книзу - поиск надёжного
положения в своём кругу.
Шынгыс Ш.
Первым нарисовано дерево – основная жизненная энергия. Дом вдали – чувство отвергнутости. Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться. Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Размещение рисунка точно в центре – незащищённость и ригидность. Подбородок слишком подчёркнут – потребность доминировать. Отсутствуют уши – стремление избегать не принимать никакой критики. Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Волосы сильно заштрихованы – тревога связана с мышлением или воображением. Руки, вытянутые по бокам, – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Пальцы обрублены – вытесненная агрессия, замкнутость. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Штриховка – сфера конфликта. Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.
Гульдана Ш.
Первым
нарисован дом - безопасность, успех.
Дом вдали - чувство отвергнутости.
Отсутствие дверей - испытывает трудности
при стремлении раскрыться перед другими
(особенно в домашнем кругу). Исполнение
одним цветом - боится эмоционального
возбуждения. Горизонтальная линия крыши
и стены - сигнализирует о начинающихся
сложностях интегрирования, страх перед
будущим. Плечи мелкие - ощущение малоценности,
ничтожности. Волосы сильно заштрихованы
- тревога связана с мышлением или воображением.
Большие пальцы - грубость, чёрствость,
агрессия. Сильный нажим - энергичность,
настойчивость. Короткие штрихи - импульсивное
поведение. Круглая крона - экзальтированность.
Неодинаковый нажим - импульсивность,
нестабильность, тревога. Ветви вверх
- энтузиазм, порыв, стремление к власти.
Ствол оторван от земли - недостаток контактов
с внешним миром, жизнь повседневная и
духовная мало связаны.
Ержан Н.
Первым нарисован дом – на первом месте безопасность, успех. Ступеньки, ведущие в глухую стену – отражение конфликтной ситуации. Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Отсутствие дверей – испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Рисует одним цветом – боится эмоционального возбуждения. Отсутствие ушей – стремление не принимать никакой критики, заглушить её. Зубы чётко нарисованы – агрессивность. Ноги короткие – чувство физической или психологической неловкости. Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, мобильные настроения. Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность. Штриховка – напряжение, тревожность. Ствол расширен книзу – поиск надёжного положения в своём кругу.