Причины возникновения девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:56, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодёжи можно встретить дивиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение ранее устоявшейся системы поведения, конторолировать молодое поколение сейчас практически невозможно. Лёгкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного, сейчас и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди молодёжи.

Содержание работы

1. Введение
2. Причины возникновения девиантного поведения молодёжи:
- особенности семьи
- школа
- социальные причины
- психологические причины
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Девиантное поведение.doc

— 40.00 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

  1. Введение
  2. Причины возникновения девиантного поведения молодёжи:

- особенности  семьи

- школа 

- социальные  причины

- психологические  причины

  1. Заключение
  2. Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны считать, что девиация – это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н.Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и социально одобряемыми средствами существования этих целей (Р.Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в поведении возникают в результате конфликтов между культурными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.

     В некоторых научных публикациях  отклоняющееся поведение рассматривается  как действия и поступки людей, социальных групп, противоречащие социальным и нравственным нормам. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами общества.

     Девиантное  поведение –  это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

       Актуальность данной темы заключается в том, что все чаще и чаще среди молодёжи можно встретить дивиантное поведение. С развитием информационной системы, произошло свержение ранее устоявшейся системы поведения, конторолировать молодое поколение сейчас практически невозможно.  Лёгкая доступность спиртной, табачной продукции просто вышла за пределы разумного, сейчас и наркотики доступны даже школьникам! Это заставляет задуматься. Я выбрала эту тему для того чтобы понять и разобраться в причинах такого поведения среди молодёжи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Причины возникновения девиантного поведения молодёжи.

 

     Существует  множество классификаций причин отклоняющегося от норм поведения,  Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

     Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

     Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

     Социальный  фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

     - Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

     Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

     Причины, вызывающие семейное неблагополучие, подразделяются на социально–экономические, социально–политические, медико-психологические.

     К социально-экономическим причинам можно отнести кризисные явления  в экономической сфере, нарушение трудового уклада жизни семьи, безработицу, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами. В таких случаях происходит резкое снижение уровня социальных гарантий в жизненно важных сферах духовного и физического развития.

     Социально-политические причины связаны с общим кризисом института семьи, увеличением числа  разводов и количества семей, где  есть только один родитель.

     Медико-психологические  причины обусловлены генетической, физической и психической патологией (больные родители, неблагоприятная наследственность, наличие в семье детей-инвалидов).

     Психолого-педагогические причины связаны с внутрисемейными  отношениями и воспитанием детей  в семье. Таким образом, во всей совокупности причин и факторов, вызывающих семейное неблагополучие, определяющими являются нарушения в межличностных отношениях. Другими словами, патогенными факторами чаще выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат.

     - Школа. Наряду со своим прямым назначением школа выступает институтом социализации подрастающего поколения, на протяжении всего взросления формирует личность. Положительное и отрицательное воздействие школы во многом определяется профессионализмом, заинтересованностью в результатах своей деятельности преподавателей и администрации. Часто встречаются учащиеся, которые не хотят идти в школу. Происходит это по разным причинам: пробелы в знаниях, конфликт с учителем и со сверстниками.

     - Социальные причины. Многочисленные статистические исследования показывают, что дети из низших социальных слоев более подвержены неудачам в дальнейшем. Бедность, плохие бытовые условия мешают развивать интеллектуальные возможности, сказывается разница между ценностями, принятыми в семье и близком окружении, и теми, что приняты среди сверстников, группой молодежи.

  • Психологические причины. Они включают чувство уверенности в себе, физические и умственные недостатки человека, его собственный ритм, мотивацию, успехи и поражения. Часто школьные неуспехи - это признак глубокого душевного разлада молодого человека в будущем.

                                                  Заключение

 

     Девиантное  поведение основано на противоречиях, существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, внутри самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток кино – и телепродукцией, где современная молодежь учится «азам» агрессивности.

     Каждая  девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала, для процесса социальной эволюции важно, какой компонент  преобладает. Позитивными девиациями являются тогда, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень  ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения. Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве. Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия житейских ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.

     В случае если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих людей, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие «нарушение правил» или провести переоценку социальных норм. В последнем случае поведение, которое считалось девиантным, оценивается как новая норма. Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

     а) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения  по социальной лестнице;

     б) соблюдать социальное равенство перед законом;

     в) постоянно совершенствовать само законодательство, приводить его в соответствие с новыми социальными реалиями;

     г) стремиться к адекватности преступления и наказания.

     Все это в совокупности позволит снизить  социальное напряжение в обществе, уменьшить его криминализацию. Только при выполнении вышеперечисленных требований общество имеет право называться правовым и демократичным.

     Поскольку любое девиантное поведение –  это отклонение от общепризнанной, неоднократно проверенной практикой  нормы поведения, оно всегда несет в себе элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. Поэтому девиация и риск – стороны одной медали, социальной мутации. Состояние риска – своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем вероятностнее действие индивида, более предсказуемо поведение системы в целом.

     Форма ответной реакции общества на тот  или иной вид девиации должна зависеть от того, какие социальные нормы  нарушаются: общечеловеческие, расовые, классовые, групповые и др. можно выделить следующие зависимости:

    • Чем более высокий уровень социальных норм нарушается, тем более решительными должны быть действия государства. Самая высокая ценность – естественные права человека.
    • Чем более низкий уровень социальных норм нарушается, тем больше упор должен делаться на неформальные меры социального контроля (социальное вознаграждение или порицание, убеждение и т.д.)
    • Чем сложнее социальная структура общества, тем многообразнее должны быть формы социального контроля.
    • Чем более низкий уровень социальных норм нарушается человеком, тем терпимее должна быть реакция на его действия.
    • Чем демократичнее общество, тем больше акцент должен делаться не на внешний социальный, а на внутренний личностный самоконтроль.

     Подчеркнем  еще раз, девиантное поведение –  естественная реакция человека на возникающее  в обществе противоречие между социальной целью и социальными нормами  ее достижения. Созидательные девиации выполняют важнейшие позитивные социальные функции. Они необходимы, чтобы общество было гибким и готовым к переменам. Девиантное и нормативное поведение – две равноценные составляющие социально-ролевого поведения. Для нормального протекания социогенеза (понимаемого в широком смысле слова) девиантное поведение человека имеет не меньшее значение, чем его нормативное поведение.

     Список  литературы

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник для вузов. СПб.; 2000.

2. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков – правонарушителей. СПб.; 2002.

Информация о работе Причины возникновения девиантного поведения