Приемы активизации познавательной деятельности студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:37, доклад

Описание работы

Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Файлы: 1 файл

през. по ПСИХОЛОГИИ.ppt

— 1.13 Мб (Скачать файл)

ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 

Познавательная  деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.

 

Она осуществляется  на каждом жизненном шагу, во  всех видах деятельности и  социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных  предметно-практических действий  в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских  задач и т.п.).

 

Только в процессе  обучения познание приобретает  четкое оформление в особой, присущей  только человеку учебно-познавательной  деятельности или учении.

 

 

Познавательный  интерес – это

избирательная направленность  личности на предметы и явления  окружающей действительности.

 

Познавательная  активность,  по  мнению  ученых,  выступает  как  условие  формирования  у  студентов  потребности  в  знаниях,  овладения  умениями  интеллектуальной  деятельности,  самостоятельности,  обеспечения  глубины  и  прочности  знаний.

 

«Познавательный  интерес»

 

«Познавательная  активность»

 

 

 

 

«Познавательная  деятельность»

 
 
 
 
 
 
 
Историческая справка

 

 

 

Познавательная  активность  студентов  в  процессе  обучения  может  тормозиться  рядом  факторов:

 

Создать  условия  которые  способствовали  бы  формированию  у  студентов  познавательной  активности  —  это  путь,  который  обеспечит  всестороннее  развитие  личности.

Активизация преподавателем  познавательной сферы  студентов  происходит  на  основе:

 

Познавательная  активность  как  ситуативное  состояние  студента  в  определенный  момент  деятельности  проявляется  в  готовности  реагировать  на  значимые  для  него  сигналы.  Эта  готовность  указывает  на  нахождение  его  психики  в  актуальном  состоянии  для  восприятия  и  усвоения  учебного  материала.

Необходимые  условия  успешного усвоения  материала:

 

Таким  образом,  познавательная  активность  выражается  в  том,  что  все  познавательные  процессы,  эмоции  и  воля  готовы  к  работе  с  учебным  материалом.  Именно  использование  приемов  активизации  познавательной  деятельности  способствует  оптимизации  обучения  и  сохранению  энергоресурсов  организма  студентов  без  насилия  над  личными  желаниями.

   Приемы  активизации  познавательной  деятельности  студентов  используются  при  проведении  различных  видов  занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы  активизации  познавательной  деятельности  студентов :

 

«Риторический вопрос»

 

«Экстрараздражители»                  (звуковые эффекты)

 

«Конспектирование»

 

«Умышленная ошибка»

 

«Провал памяти»

 

«Активное ассистирование»

Приемы  активизации  познавательной  деятельности  студентов :

 

«Эхо»

 

«Антиципация»

 

«Резюме»

 

«Развитие идеи»

 

«Уточнение»

 

«Невербальное                                  сопровождение»

 

«Эмоциональное повторение»

      Риторический  вопрос  —  это  вопрос,  ответ  на  который  не  требуется  или  не  ожидается  в  силу  его  очевидности. Такой вид вопроса, фактически,  представляет  собой  утверждение,  высказанное  в  вопросительной  форме.

 

Данный прием  заключается  в  том,  что  преподаватель  при проведении лекций задаёт  студентам  риторические  вопросы, а после  небольшой  паузы,  сам  же  на  них  отвечает.

 

«Риторический  вопрос»

     Риторический  вопрос  применяется  для  усиления  выразительности  (выделения,  подчёркивания)  какой-либо фразы.

    Отличительная  черта  —  употребление  вопросительной,  восклицательной  интонации,  благодаря  чему  фраза  привлекает  внимание  аудитории .

      Сущность  использования  наводящего  вопроса  в  том,  что  в  случае  затруднения  группы  с  ответом,  преподаватель  задает  вопрос,  косвенно  описывающий  смысл  изложенного  ранее  фрагмента  сообщения.

 

 

      Эффективным, является  использование  контрольных  вопросов: после  изложения  каждого  лекционного  модуля  преподаватель  в  течение   2—3  минут  задает  вопросы  студентам. 

 

     Ответы  на  вопросы  должны  быть  только  однозначными  (дата,  фамилия,  определение  и  т.д.). 

Переключение  видов  деятельности  снимает  напряжение  и  восстанавливает  работоспособность  студентов.

 

 

«Экстрараздражители»                 

 

      Для привлечения  внимания  студентов,  преподаватель  может  использовать  экстрараздражители  (звуковые  эффекты):  постучать  любым  предметом,  хлопнуть  в  ладони  и  т.д.

    Экстрараздражителями являются  голосовая,  темповая  и  тембровая  модуляция:  изменение  высоты  голоса  от  шепота  до  крика;                        темп  изложения от  очень медленного  до очень  быстрого.

 

«Конспектирование»

 

    Приемом  активизации  студентов  является   конспектирование,  оно организует  и  стимулирует  студентов  к  активному  слушанию.

 

     Особенно  важно  использовать  в  ситуации,  когда  есть  проблемы  с  учебной  литературой,  или  учебный  материал  объективно  сложен  для  усвоения.

 

«Умышленная  ошибка»

 

       Используя данный прием преподаватель  заранее предупреждает  о  наличии  ошибок  в  содержании  информации.

      Студенты  фиксируют их на  предварительно  розданных  бланках  и  в  конце  занятия  сдают  их  преподавателю.

          «Ошибки»  допускаются  в  материале,  который  уже  известен  студентам.

 

«Провал  памяти»

 

     Такой прием представляет  собой  как  бы  забывание  достаточно  очевидных  для  аудитории  элементов  сообщения: 

  • дата
  • фамилия 
  • срок
  • название  и  т.д.

         Преподаватель просит помочь  вспомнить нужную информацию.

     

«Активное  ассистирование»

 

     При использовании данного приема преподаватель  начинает  рассказ  с  темы,  затем передает  эстафету  (карандаш,  указка)  для  ответа  одному  из  студентов,  который  по  команде  преподавателя  (хлопок  в  ладони),  передает  эстафету  следующему  студенту  и  так  далее.

 

 

«Антиципация»

 

     «Антиципация» - это предопределение,  предвосхищение,  предугадывание  событий;  заранее  составленное  представление  о  чем-либо.                                                                           Термин  «антиципация»  ввел  в  психологию  в  1880  г.  немецкий  ученый  Вильгельм  Вундт.

      С  помощью  антиципации  —  догадки,  мысленного  предвосхищения  содержания  последующего  изложения  —  студент  как  бы  опережает  ход  мысли  преподавателя.                       

 

 

      Даже прочтение  названия  темы  лекции  может  побуждать  к  выдвижению  гипотез  о  последующем  ее  содержании.                                         В ходе  изложения  лекционного  материала  осуществляется  проверка  предположений,  что  само  по  себе  активизирует  процесс  понимания  учебного  материала. 

Процесс  выдвижения  предположений  актуализирует  имеющийся  опыт,  так  как  идет  его  сравнение  с  новой  неизвестной  информацией.

 

помогает 

 осмысливать                       ее  логическую  структуру

 

помогает  соотносить  ее  смысловые  части  и  контролировать  содержательные  связи  в  тексте

 

в  ходе  описания  фактов  лектор  ведет  студентов  к  их  обобщению  и  предлагает  догадаться  о  последующих  выводах

 

Предвосхищение  содержания  лекции 

 

Предвосхищение  обоснования

 

после  выдвижения  обобщающих  идей,  формулировки  положений  лектор  предлагает  студентам  высказывать  предположения  по  их  разъяснению

Использование  антиципации  побуждает  к  сравнению  фрагментов  лекции  по  содержанию,  привлечению  собственных  знаний  для  правильного  понимания  связей  и  отношений  в  тексте. 

 

Итог:  высокая  интеллектуальная  активность;  учебный  текст  осмысливается  глубоко  и  критически.

 

«Эхо»

 

Прием  «эхо» представляет  собой  возврат  лектору  его  высказывания  дословно  или  в  формулировке  своими  словами. 

Главная  цель  «эхо-техники»  —  уточнение  информации.                                                                                                                                    Для  перефразирования  выбираются  наиболее  существенные,  важные  моменты  сообщения.                                                                   При  «возврате»  реплики  не  стоит  что-либо  добавлять «от  себя»,  интерпретировать                         сказанное.   

Эхо-техника  позволит  преподавателю  составить  представление  о  том,  как  его  поняли  студенты,  и  акцентировать  внимание  на наиболее  важном. 

Сущность  приема  –  возвратить  собеседнику  его  высказывания  (одну  или  несколько  фраз),  сформулировав  их  своими  словами. 

Начать  можно  такими  словами:                                «Как  я  Вас  понял...»,  «По  Вашему  мнению...»,  «Другими  словами,  Вы  считаете...»  и  т. д.

 

«Резюме»

 

Прием  «резюме»  предполагает  воспроизведение  слов  лектора  в  сокращенном  виде,  краткой  формулировке  самого  главного,  подведение  итога.   

Эффективно  использовать  в случае,  когда  обсуждение  затянулось,  идет  по  кругу  или  оказалось  в  тупике. 

Резюмирование  помогает  при  обсуждении,  рассмотрении  претензий,  когда  необходимо  решить  какие-либо  проблемы.

 

 

«Развитие  идеи»

 

Техника  приема  «развитие  идеи»  отличается  тем,  что  высказывание  преподавателя  не  просто  перефразируется  или  резюмируется,  а  делается  попытка  вывести  из  него  логическое  следствие,  выдвинуть  предположение  о  причинах  услышанного. 

Эта  техника  позволит  уточнить  смысл  сказанного,  быстро  продвинуться  в  беседе  вперед,  даст  возможность  получить  информацию  без  прямых  вопросов. 

«Уточнение»

 

В  случае  использования  приема  «уточнение»,  преподаватель  предлагает  уточнить  отдельные  положения  высказываний  студента.  Например:  «Это  правильно,  но  не  могли  бы  Вы  уточнить...»

 

«Невербальное  сопровождение»

Невербальное  сопровождение  предполагает  установление  визуального  контакта  с  собеседником,  пантомимическую  поддержку  внимания  к  студенту,  готовность  записывать  и  фиксировать  самые  важные  моменты  беседы,  демонстрацию  одобрения  (кивок  головой,  словесное  одобрение).

 

«Эмоциональное  повторение»

 

    Эмоциональное  повторение  услышанного  заключается  в  кратком  повторении  услышанного  студентами,  желательно  с  ключевыми  словами  и  оборотами  лектора.   

Обязательно  использование  заключительного  вопроса  лектора:                                                         «Правильно  ли  я  вас  понял?»  или  «Не  так  ли?».

 

Заключение

 

         Познавательная  активность  студентов рассматривается  как  целенаправленное  сложное  образование  личности,  которое  приобретается,  закрепляется  и  развивается  под  влиянием  самых  разнообразных  факторов,  в  том  числе  под  влиянием  личности  преподавателя,  выбранной  им  методики  преподавания  —  совокупности  приемов  и  методов  активизации  учебно-познавательной  деятельности.

 

Использованные  источники

 

  • Астахова  Е.  Познавательная  активность  студентов:  поиск  форм  оптимизации  Текст.  /  Е.  Астахова  //  Альма-Матер.  —  2000.  —  №  11.  —  С.  29—32.
  • Ананьев  Б.Г.  К  психофизиологии  студенческого  возраста  Текст  /  Б.Г.  Ананьев  //  Современные  психолого-педагогические  проблемы  высшей  школы  /  Под  ред.  Б.Г.  Ананьева,  Н.В.  Кузьминой.  Вып.  2.  Л.:  ЛГУ,  1974.  —  С.  3—15.
  • Бабанский  Ю.К.  Избр.  пед.  тр.  Текст.  /  Ю.К.  Бабанский.  М.:  Педагогика,  1989.  —  558  с.
  • Выготский  Л.С.  Собр.  соч.  В  6  т.  Текст.  /  Л.С.  Выготский  /  Под  ред.  A.M.  Матюшкина.  М.:  Педагогика,  —  1982—84.  —  Т.  З.  —  673  с.

Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студентов