Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 02:37, доклад
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬ
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Она осуществляется
на каждом жизненном шагу, во
всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений
Только в процессе
обучения познание приобретает
четкое оформление в особой, присущей
только человеку учебно-
Познавательный интерес – это
избирательная направленность
личности на предметы и
Познавательная активность, по мнению ученых, выступает как условие формирования у студентов потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.
«Познавательный интерес»
«Познавательная активность»
«Познавательная деятельность»
Историческая справка
Познавательная активность студентов в процессе обучения может тормозиться рядом факторов:
Создать условия которые способствовали бы формированию у студентов познавательной активности — это путь, который обеспечит всестороннее развитие личности.
Активизация преподавателем познавательной сферы студентов происходит на основе:
Познавательная активность как ситуативное состояние студента в определенный момент деятельности проявляется в готовности реагировать на значимые для него сигналы. Эта готовность указывает на нахождение его психики в актуальном состоянии для восприятия и усвоения учебного материала.
Необходимые условия успешного усвоения материала:
Таким образом, познавательная активность выражается в том, что все познавательные процессы, эмоции и воля готовы к работе с учебным материалом. Именно использование приемов активизации познавательной деятельности способствует оптимизации обучения и сохранению энергоресурсов организма студентов без насилия над личными желаниями.
Приемы активизации познавательной деятельности студентов используются при проведении различных видов занятий.
Приемы активизации познавательной деятельности студентов :
«Риторический вопрос»
«Экстрараздражители»
«Конспектирование»
«Умышленная ошибка»
«Провал памяти»
«Активное ассистирование»
Приемы активизации познавательной деятельности студентов :
«Эхо»
«Антиципация»
«Резюме»
«Развитие идеи»
«Уточнение»
«Невербальное
«Эмоциональное повторение»
Риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его очевидности. Такой вид вопроса, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме.
Данный прием заключается в том, что преподаватель при проведении лекций задаёт студентам риторические вопросы, а после небольшой паузы, сам же на них отвечает.
«Риторический вопрос»
Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) какой-либо фразы.
Отличительная черта — употребление вопросительной, восклицательной интонации, благодаря чему фраза привлекает внимание аудитории .
Сущность использования наводящего вопроса в том, что в случае затруднения группы с ответом, преподаватель задает вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.
Эффективным, является использование контрольных вопросов: после изложения каждого лекционного модуля преподаватель в течение 2—3 минут задает вопросы студентам.
Ответы на вопросы должны быть только однозначными (дата, фамилия, определение и т.д.).
Переключение видов деятельности снимает напряжение и восстанавливает работоспособность студентов.
«Экстрараздражители»
Для привлечения внимания студентов, преподаватель может использовать экстрараздражители (звуковые эффекты): постучать любым предметом, хлопнуть в ладони и т.д.
Экстрараздражителями являются голосовая, темповая и тембровая модуляция: изменение высоты голоса от шепота до крика; темп изложения от очень медленного до очень быстрого.
«Конспектирование»
Приемом активизации студентов является конспектирование, оно организует и стимулирует студентов к активному слушанию.
Особенно важно использовать в ситуации, когда есть проблемы с учебной литературой, или учебный материал объективно сложен для усвоения.
«Умышленная ошибка»
Используя данный прием преподаватель заранее предупреждает о наличии ошибок в содержании информации.
Студенты фиксируют их на предварительно розданных бланках и в конце занятия сдают их преподавателю.
«Ошибки» допускаются в материале, который уже известен студентам.
«Провал памяти»
Такой прием представляет собой как бы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения:
Преподаватель просит помочь вспомнить нужную информацию.
«Активное ассистирование»
При использовании данного приема преподаватель начинает рассказ с темы, затем передает эстафету (карандаш, указка) для ответа одному из студентов, который по команде преподавателя (хлопок в ладони), передает эстафету следующему студенту и так далее.
«Антиципация»
«Антиципация» - это предопределение, предвосхищение,
предугадывание событий; заранее
составленное представление о
чем-либо.
С помощью
антиципации — догадки, мысленного
предвосхищения содержания последующего
изложения — студент как
бы опережает ход мысли преподавателя.
Даже прочтение
названия темы лекции может
побуждать к выдвижению гипотез
о последующем ее содержании.
Процесс выдвижения предположений актуализирует имеющийся опыт, так как идет его сравнение с новой неизвестной информацией.
помогает
осмысливать
помогает соотносить ее смысловые части и контролировать содержательные связи в тексте
в ходе описания фактов лектор ведет студентов к их обобщению и предлагает догадаться о последующих выводах
Предвосхищение содержания лекции
Предвосхищение обоснования
после выдвижения обобщающих идей, формулировки положений лектор предлагает студентам высказывать предположения по их разъяснению
Использование антиципации побуждает к сравнению фрагментов лекции по содержанию, привлечению собственных знаний для правильного понимания связей и отношений в тексте.
Итог: высокая интеллектуальная активность; учебный текст осмысливается глубоко и критически.
«Эхо»
Прием «эхо» представляет собой возврат лектору его высказывания дословно или в формулировке своими словами.
Главная цель «эхо-техники»
— уточнение информации.
Эхо-техника позволит преподавателю составить представление о том, как его поняли студенты, и акцентировать внимание на наиболее важном.
Сущность приема – возвратить собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами.
Начать можно такими
словами:
«Резюме»
Прием «резюме» предполагает воспроизведение слов лектора в сокращенном виде, краткой формулировке самого главного, подведение итога.
Эффективно использовать в случае, когда обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.
Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы.
«Развитие идеи»
Техника приема «развитие идеи» отличается тем, что высказывание преподавателя не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного.
Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед, даст возможность получить информацию без прямых вопросов.
«Уточнение»
В случае использования приема «уточнение», преподаватель предлагает уточнить отдельные положения высказываний студента. Например: «Это правильно, но не могли бы Вы уточнить...»
«Невербальное сопровождение»
Невербальное сопровождение предполагает установление визуального контакта с собеседником, пантомимическую поддержку внимания к студенту, готовность записывать и фиксировать самые важные моменты беседы, демонстрацию одобрения (кивок головой, словесное одобрение).
«Эмоциональное повторение»
Эмоциональное повторение услышанного заключается в кратком повторении услышанного студентами, желательно с ключевыми словами и оборотами лектора.
Обязательно использование
заключительного вопроса лектора:
Заключение
Познавательная активность студентов рассматривается как целенаправленное сложное образование личности, которое приобретается, закрепляется и развивается под влиянием самых разнообразных факторов, в том числе под влиянием личности преподавателя, выбранной им методики преподавания — совокупности приемов и методов активизации учебно-познавательной деятельности.
Использованные источники
Информация о работе Приемы активизации познавательной деятельности студентов