Применение психофизиологических методов для изучения мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 13:15, контрольная работа

Описание работы

Осуществление сравнительного анализа различных психологических концепций агрессии. Рассматриваются три основных научно-психологические подходы: 1) агрессия как врожденный инстинкт 2) агрессия в ответ на фрустрацию 3) агрессия в результате социального научения. Исследуются классические тексты признанных в данной области психологической науки авторов и проведены экспериментальные исследования.

Файлы: 1 файл

.,ТР.,Общая психология11.doc

— 102.82 Кб (Скачать файл)

Основная часть

1 Применение психофизиологических методов для изучения мышления

Осуществление сравнительного анализа различных психологических концепций агрессии. Рассматриваются три основных научно-психологические подходы: 1) агрессия как врожденный инстинкт 2) агрессия в ответ на фрустрацию 3) агрессия в результате социального научения. Исследуются классические тексты признанных в данной области психологической науки авторов и проведены экспериментальные исследования.

Ключевые слова: сравнительный анализ, психологическая концепция, агрессия, научно-психологический подход, инстинкт, фрустрация.

Осуществление сравнительного анализа различных психологических концепций агрессии. Рассматриваются основные научнопсихологические подходы: 1) агрессия как врожденный инстинкт 2) агрессия как ответ на фрустрацию 3) агрессия в результате социального научения. Исследуются классические тексты признанных в данной отрасли психологической науки авторов и проведены экспериментальные исследования.

Ключевые слова: сравнительный анализ, психологическая концепция, агресия, научно-психологический подход, инстинкт, фрустации.

В современной психологии можно встретить различные определения и понимания агрессии (Л. Берковиц, А. Бандура, Э. Фромм, К. Лоренц, Дж. Доллард, З. Фрейд, А. Басс и другие). Многочисленные интерпретации проблемы агрессии также были предложены такими выдающимися психологами, как Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Д. Майерс, Э. Аронсон, Г. Уотсон, Ф. Зимбардо и др..

Сравнительный анализ существующих концепций показывает, что, за чисто дескриптивными подходами к проблеме агрессии (какова, например, классификация агрессивного поведения, предложенная А. Бассом), всю гамму каузальных интерпретаций проблемы можно свести к трем основным концептуальных направлений. Кратко их можно сформулировать так:

а) агрессивные побуждения являются врожденными (З. Фрейд, К. Лоренц, Э. Фромм и др.)

б) агрессия является ответом на фрустрацию (Дж. Доллард, Л. Берковиц и др.).

в) агрессивное поведение является результатом социального научения (А. Бандура и др.).

Несмотря на то, что эти концептуальные направления принципиально отличаются друг от друга, тем не менее они не являются полностью взаимоисключающими и в своей совокупности создают достаточно целостную систему научных представлений о природе и закономерностях функционирования агрессии.

Прежде всего следует четко отделить самоуверенного, упорную, энергичную, целенаправленное поведение от агрессивного, т.е. деструктивного поведения, направленной на нанесение ущерба, боли. Именно такой подход объединяет всех выдающихся исследователей агрессии. Например, известный специалист по данной проблеме Л. Берковиц определяет агрессию как «любую форму поведения, которая нацелена на задание кому-нибудь физического или психологического вреда». Примерно такого же мнения Дэвид Майерс, характеризующий агрессию как «физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо». Следует отметить, что такое определение агрессии не распространяется на те случаи, когда человеку наносится вред случайно, нецеленаправленно.

Вышеупомянутое понимание агрессии включает две ее разновидности - враждебную и инструментальную. Как справедливо отмечают Л. Берковиц, Д. Майерс и другие, источником враждебной агрессии является злость, направленная на единственную цель - навредить. В случае же инструментальной агрессии нанесения вреда не самоцель: здесь агрессия выступает как средство достижения определенной цели. Д. Майерс дает меткие образные названия данным разновидностям агрессии, соответственно - «горячая» и «холодная».

Л. Берковиц, принципиально соглашаясь с предыдущей классификацией, считает, что агрессию следует разделить на два основных подвида по критерию цели. При этом, по его мнению, враждебную агрессию более правомерно «было бы назвать« эмоциональной »,« аффективной »или« гневной », поскольку она вызывается эмоциональным возбуждением, причем речь идет о негативных эмоциях, когда агрессор стремится причинить вред другому лицу» [1 , с. 33]. Далее Л. Берковиц отмечает, что он будет «использовать термин« эмоциональная агрессия »с тем, чтобы сделать акцент на различиях между этим поведением и более инструментально ориентированными агрессивными действиями».

Примерно таким же образом характеризует агрессию другой известный психолог - Элиот Аронсон. По Э. Аронсоном, агрессия - это «поведение, направленное на то, чтобы нанести вред или боль другому человеку». Аронсон также говорит о двух разновидностях агрессии: во-первых, это агрессия как самоцель, которую он называет «враждебной», во-вторых, это агрессия, которая служит любой другой цели, или «инструментальная» агрессия.

Другие исследователи агрессии, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, в свою очередь, считают, что «враждебная» агрессия направлена ​​на задачи страданий жертве, между тем, как «инструментальную» агрессию так же, как и предыдущие авторы, рассматривают как средство достижения определенной цели.

Интересную точку зрения относительно упомянутых разновидностей агрессии выражает Альберт Бандура. Он придерживается мнения, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная формы агрессии направлены на решение конкретных задач, а потому обе по сути является «инструментальными».

В результате экспериментов, направленных на изучение агрессии, были выделены основные критерии, на основании которых можно оценивать поведение как агрессивное. Исследователи (Т. Фергусон, В. Рал, А. Маменди и другие) пришли к выводу, что «намерение причинить ущерб, причиненный ущерб и нарушение нормы - вот основные критерии характеристики того или иного акта как агрессивного». Это означает, что в данном вопросе особое значение приобретает сокеально-нормативный контекст. Согласно данной точке зрения, асоциальное поведение с большой вероятностью может быть оценена как агрессивная, а те поступки, которые не нарушают принятые нормы, нельзя считать агрессивными. Отметим также то, что в данном подходе отражен довольно важный аспект проблемы агрессии, а именно то, что субъективная оценка агрессивного поведения определяется социальными нормами. Следовательно, одна и та же поведение может оцениваться либо не оцениваться как агрессивная: все зависит от того, из каких нормативных позиций мы подходим к данному акту агрессии. В таких условиях один и тот же акт агрессии будет по-разному оцениваться субъектом данного поступка - агрессором, объектом-жертвой и третьей стороной - наблюдателем.

Возвращаясь к взглядам Р. Берона и Д. Ричардсона на агрессию, приведем сформулированное ими определение: «Агрессия - это любая форма поведения, направленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения». Согласно данному формулировки, Р. Бэрон и Д. Ричардсон рассматривают агрессию как модель поведения, а не как эмоцию, установку или мотив. По их мнению, как негативные эмоции, так и установки и мотивы сочетаются в единой модели особой формы поведения, направленной на нанесение ущерба. Причем, они подчеркивают, что наличие отрицательных эмоций, мотивов и установок, несмотря на их важную роль в агрессивном поведении, по сути, не является необходимым условием совершения агрессивных действий. Интересен тот факт, что эти психологи считают агрессивной только то поведение, которое направлено на живые существа. Когда вред наносится неживым объектам, то они склонны оценивать такое поведение как агрессивное, а всего лишь как экспрессивную, эмоциональную. Кажется, что последняя точка зрения весьма противоречива, ведь опирается всего лишь на характеристику объекта агрессии, между тем как сущность внутренних побудительных сил субъекта агрессивного поведения частично изменяется в связи с тем, живой объект или неживой: важнейшее понятие о причинении вреда фактически остается. Следовательно, независимо от того, живой объект агрессии или неживой, мы имеем дело с одной и той же психологической реальностью - с феноменом агрессии.

Еще один известный исследователь агрессии А. Басс предлагает классифицировать агрессию по таким парами критериев: 1) физическое - вербальная 2) активная - пассивная, 3) прямая - непрямая. Со сопоставления указанных критериев выходит восемь категорий, которые почти полностью охватывают большинство возможных проявлений агрессивного поведения. Итак, А. Басс предлагал такие восемь комбинаций, которые он положил в основу категоризации агрессивного поведения:

физическая-активная-прямая

физическая-активная-непрямая

физическая-пассивная-прямая

физическая-пассивная-косвенная

вербальная-активная-прямая

вербальная-активная-непрямая

вербальная-пассивная-прямая

вербальная-пассивная-косвенная.

Данный подход, по сути, является дескриптивных: в нем отражен описательный сторону агрессивного поведения.

Мы более подробно остановимся на концепции агрессии, которая опирается на каузальные интерпретации данного психологического феномена. Уже в начале ХХ века Уильям Мак-Дугал в своей работе «Введение в социальную психологию» писал: «Целый спектр поведения человека, включая враждебную и агрессивную, находится под контролем 18 различных инстинктов». Такое объяснение агрессивного поведения, которое исходит исключительно из принципа ее инстинктивной детерминации, можно оценивать как одностороннее и в некотором смысле - поверхностное. В дальнейшем концепция о врожденной - инстинктивную природу агрессии была расширена и наполнена новым содержанием. При этом, с одной стороны, является неоспоримая заслуга психоанализа в лице Зигмунда Фрейда, с другой стороны - этиологии в лице Конрада Лоренца.

Итак, Фрейд поддержал точку зрения о врожденности агрессии. Сначала он интерпретировал агрессию в ее связи с «принципом удовольствия». Агрессия рассматривалась им как ответ на препятствия, которые возникали на пути к получению удовольствия, как способ разрядки либидо. В дальнейшем Фрейд пересмотрел эту точку зрения и скоро отказался от нее в пользу «теории двойного инстинкта». Параллельно с сексуальной или жизненной энергией - Либидозного поездами в бессознательном - «эросом», Фрейд открыл и описал еще одну мощную силу - деструктивный инстинкт смерти - «Танатос». Чтобы избавиться от этой разрушительной энергии, человеку нужно найти способ разрядиться. В этом отношении проводились параллели между сексуальным напряжением и накоплением агрессивной энергии. Подобно тому, как половой акт приводит к разрядке сексуальной энергии, таким же образом реализация агрессивных действий способствует расслаблению внутренней напряженности, возникшей в результате накопления деструктивной энергии. Обычно агрессивная энергия направляется на внешние объекты. Причем, это происходит не только путем физических действий. Порой она проявляется в вербализации, входит в состав образов воображения и т.д.. Все это приводит к своеобразному самоочищения, «катарсиса», благодаря которому происходит ослабление внутренней напряженности, разрядка деструктивной энергии. Тем не менее, желание разрушать полностью не исчезает, деструктивная энергия накапливается снова и снова: периодические разрядки чередуются с повышением напряженности. Согласно взглядам Фрейда, психика индивида будет разрушена, если энергия «танатоса» окажется заблокированной и не найдет выход по отношению к какому-то внешнему объекту. Отсюда идет убежденность Фрейда относительно неотвратимости человеческой агрессивности. Эта жесткая позиция Фрейда дала повод Бэрон и Ричардсону подчеркнуть, что «взгляды Фрейда на источники и природу агрессии достаточно пессимистические».

Другая, так называемая эволюционистская, концепция о врожденности агрессии берет начало во взглядах К. Лорену, который рассматривал агрессию в системе общего адаптивной стратегии поведения, а не как тенденцию к разрушению. Делая акцент на спонтанном характере агрессии, К. Лоренц считал, что последняя является одним из основных инстинктов сохранения жизни. В данной концепции агрессия характеризуется как врожденная предрасположенность, вытекает из феномена естественного отбора. Агрессия, по К. Лоренцем, возникает с врожденного инстинкта борьбы за существование. В частности, агрессия способствует повышению вероятности сохранения биологического вида. При этом, согласно К. Лоренцем, цель агрессии является универсальной как для животных, так и для людей. В данной концепции выделяются две разновидности агрессии - межвидовая и внутривидовая. Межвидовая агрессия сравнительно редкая по сравнению с внутривидовой агрессией и проявляется во взаимных контактах животных, принадлежащих к разным биологическим видам. Межвидовая агрессия, в основном, направлена ​​на самосохранение и самозащита: это - добыча пищи, сохранения потомства и его защита от нападений «чужаков», защита жизненного пространства.

Тем не менее, для вспышки конкретного акта агрессии необходим хоть какой-то внешний стимул. В результате своих экспериментальных исследований Л. Берковиц и его единомышленники констатировали, что таким стимулом может стать, например, оружие, которое находится в поле зрения. Стимуляторами агрессии могут стать также чувство боли, обида, которые также способны подтолкнуть человека к агрессивному поведению. В связи в этим Бэрон и Ричардсон высказывают мнение о том, что «повлечет фрустрация агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуативных факторов и от его эмоциональной реакции на них».

 

Список использованных интернет-ресурсов

 

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). - М.: «Фолиум», 1994. - 175 С.

http://psylab.info

2

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль /Л. Берковиц. - СПб: Прайм-Еврознак, Нева, М.: Олма-Пресс, 2002. - 510 с.

http://psylab.info

3

Майерс Д. Социальная психология: Пер. c англ. /Д. Майерс. - СПб. Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004. - 510 с

http://psylab.info


 

 

 


 



Информация о работе Применение психофизиологических методов для изучения мышления