Принцип детерминизма
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 17:59, реферат
Описание работы
Детерминизм выступает в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма для психологии имеет большое значение, поскольку причинная обусловленность и причинные взаимосвязи психических явлений достаточно сложны.
Файлы: 1 файл
Выполнила Дуденкова Е. 401 КП
Принцип детерминизма
Детерминизм выступает в форме
причинности (каузальности) как совокупности
обстоятельств, которые предшествуют
во времени данному событию и вызывают
его. Принцип детерминизма для психологии
имеет большое значение, поскольку причинная
обусловленность и причинные взаимосвязи
психических явлений достаточно сложны.
В истории выделяют 5 вариантов
детерминизма:
- Предмеханистический детерминизм
Веками шли поиски различных
схем, объясняющих психическую жизнь (она
обозначалась термином "душа"). Первыми
это попытались сделать древнегреческие
философы в рамках учения гилозоизма.
Данное учение не разделяло материю органическую
и неорганическую, жизнь и психику. Из
этой живой праматерии произрастают все
явления без вмешательства каких-либо
внешних творческих сил. Душа в отличие
от древнего анимизма мыслилась неотделимой
от круговорота материальных стихий (воздуха,
огня, потока атомов), подчиненной общим
для всего космоса законам и причинам.
Аристотель: ДУША как способ
организации любых живых тел. Будучи формой тела, она не может
рассматриваться независимо от него. Поэтому
отвергались все прежние предположения
о том, что причинами деятельности души
служат внешние для него факторы, будь
то материальные или нематериальные.
Августин: ДУША имеет спонтанную
активность, противопоставленную всему
телесному, земному, материальному.
- Механистический
детерминизм
Основоположник Р.Декарт. Выделяют
в истории механистического детерминизма
несколько фаз.
- Первая фаза – Р.Декарт отделил душу от тела, преобразовав
понятие о душе в понятие о сознании, но также отделил тело от души, объяснив его работу по типу механизма, автоматически производящего определенные эффекты: восприятие, движения, ассоциации и простейшие чувства. Восприятием (сенсорным феноменам)
противопоставлялись врожденные идеи,
телесным движениям (рефлексам) – волевые акты, ассоциациям – операции и продукты абстрактного мышления, простейшим эмоциям – интеллектуальные чувства.
- Вторая и третья фазы − XVIII век, учения английских (Гартли) и французских (Ламетри, Дидро, Кабанис) материалистов. На смену декартовой формуле
«человек – полумашина» приходит формула «человек
– машина». Машина органического тела
становится носительницей любых психических
свойств, какими только может быть наделен
человек.
- Четвертая фаза − возникла благодаря крупным
успехам в области нервно-мышечной физиологии. В учениях о рефлексе, об органах
чувств и о работе головного мозга сформировался
один и тот же стиль объяснения: за исходное принималась анатомическая обособленность органов. Организм расщеплялся на два уровня: уровень, зависящий от структуры и связи нервов, и уровень бессубстратного сознания.
- Пятая фаза − вульгарно-материалистическая. В живом теле не происходит ничего, кроме физико-химических изменений, мыслившихся не в механических, а в энергетических
терминах. Поскольку закон сохранения
энергии выполняется в органическом мире
неукоснительно, сложилась версия, что
течение мыслей и других психических процессов
подчиняется законам, по которым совершаются
физико-химические реакции в нервных клетках.
- Биологический детерминизм
Возник в середине XIX века под
влиянием двух великих учений – Ч.Дарвина
и К.Бернара.
Жизни присуща целесообразность,
неистребимая устремленность отдельных
целостных организмов к самосохранению
и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям
среды. Дарвин и Бернар объяснили эту телеологичность
(целесообразность) естественными причинами.
- Первый – отбором и сохранением
форм, случайно оказавшихся приспособленными
к условиям существования.
- Второй – особым устройством
органических тел, позволяющим заблаговременно
включать механизмы, способные удержать
основные биологические процессы на стабильном
уровне
- Социопсихический детерминизм
Выделяют три варианта социопсихического
детерминизма:
1) учения о «коллективных представлениях»
(Э. Дюркгейм, по-своему К. Юнг);
2) учения о порождении актов
сознания в социальном процессе, понятом
как взаимодействие индивидов (П. Жане,
Дж. Г. Мид);
3) учения об общественно-исторической
природе психики, формирующейся в предметной
деятельности (культурно-историческая
школа и деятельностный подход в отечественной
психологии).
В современной науке механистические
представления о детерминации не просто
критикуются как ошибочные, но и получают
этическую оценку как безнравственные.
Так, Г. Бейтсон в работе «Экология разума»,
высказывает мысль о том, что упование
на «чистый разум» приводит к экологическим
бедствиям и моральной деградации. Близкую
точку зрения высказывает В.П. Зинченко,
говоря о принципе детерминизма как лишающем
человека свободы.
Информация о работе Принцип детерминизма