Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:19, реферат
Не останавливаясь подробно на толковании термина “реабилитация” мы должны отметить особенности реабилитации детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, которые заключаются в том, что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию и коррекцию дефекта (ЗПР), но и обеспечение развития других функций, их компенсацию (умственная отсталость).
Психологическая реабилитация рассматривается нами как система мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний.
Не останавливаясь подробно на толковании термина “реабилитация” мы должны отметить особенности реабилитации детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, которые заключаются в том, что в процессе реабилитации необходимо предусмотреть не только ликвидацию и коррекцию дефекта (ЗПР), но и обеспечение развития других функций, их компенсацию (умственная отсталость).
К сожалению, в настоящее время из-за отсутствия государственной системы реабилитации детей звенья реабилитационного процесса нескоординированны, ведомственно разобщены между учреждениями министерства здравоохранения, образования, социальной защиты. Решая свои узковедомственные задачи, не имея объединяющего начала, единой методологии, естественно, эти учреждения не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность взаимосвязи в реабилитационной работе.
Основные принципы
реабилитация детей должна начинаться на самых ранних стадиях развития;
процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций;
комплексный подход в осуществлении психореабилитационных мер;
разноплановость усилий –
направленность реабилитационного
процесса на различные сферы
последовательность – создание “переходов” от одного реабилитационного мероприятия к другому;
принятие в единстве социально-психологических и биологических факторов развития в системе реабилитационного воздействия.
Для систематизации мер психологической
реабилитации, обеспечение контроля
за ходом реабилитационного
Оценка реабилитационного
потенциала основана на объективных
современных методологических исследованиях,
дает основания для корректного
прогнозирования результатов
Основные положения системы психологической реабилитации детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью, включая основные задачи психологической реабилитации, ее конечную цель, фактороопределяющий характер реабилитационного процесса и методы психологической реабилитации могут быть обобщены и представлены в виде таблицы. (см. табл.)
Таблица
Психологические аспекты реабилитационной работы с детьми с ЗПР и умственной отсталостью
Основные (типичные) нарушения, определяющие мероприятия психологической реабилитации |
Основные задачи психологической реабилитации |
Конечная цель психологической реабилитации |
Основные факторы, определяющие характер психологической реабилитации |
Основные методы психологической реабилитации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Нарушения психомоторных функций и речи. 2. Локальные нарушения
отдельных сенсорно- 3. Локальные эмоционально- 4. Системные нарушения интеллектуальной деятельности. 5. Эмоционально-мотивационные нарушения на уровне личности. 6. Патологическое развитие личности. 7. Нарушения психического
развития церебро- 8. Нарушения психического
развития соматогенного 9. Комплексные, системные,
разноуровневые 10. Акцентуации, |
1. Компенсация нарушенных психических функций. 2. Снятие (ликвидация) разного
рода психо- и 3. Формирование психологических особенностей, способствующих успешности социальной адаптации ребенка. 4. Психологическое обеспечение
возможности адекватно 5. Психологическое обеспечение оптимальной позиции ребенка в отношении других реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, педагогических и т.п.). 6. Формирование средовых
условий, в т.ч. |
1. Развитие способностей адекватного поведения. 2. Развитие способностей общения с окружающими. 3. Развитие способностей самообслуживания. 4. Уменьшение (ликвидация) ограничений к получению образования. 5. Уменьшение (ликвидация) ограничений
в профессиональном 6. Уменьшение (ликвидация) ограничений к интеграции в общество. |
1. Особенности актуального
психического (соматического) состояния
ребенка и уровень 2. Возраст, социальный статус его семьи, особенности ближайшего окружения. 3. Специфика регионального
социально-экономического 4. Учет специфики актуальных мероприятий других аспектов реабилитации (медицинской, педагогической, социальной). |
1. Психодиагностика.* 2. Психологическое 3. Психокоррекция. 4. Психотерапия. 5. Психологический тренинг. |
* - психодиагностика не
является собственно методом
психологической реабилитации, но
выступает в роли необходимого
условия ее целенаправленного
проведения и оценки
Приведенные методы психореабилитационной
деятельности: психологическое
Основная цель психоконсультационного воздействия – формирование личностной позиции ребенка, ее развитие и совершенствование. Основными задачами психологического консультирования в работе с детьми можно считать:
эмоциональную поддержку и внимание к переживаниям ребенка;
развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;
выработка готовности к творческому усвоению мира.
Успех консультационного воздействия во многом зависит от семьи и ближайшего окружения ребенка, которые также могут и должны рассматриваться в качестве объекта психоконсультационной программы.
Под термином “психологическая коррекция” понимают направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития, и функционирования индивида, а также компенсацией возможных дефектов. Целью коррекционного воздействия является формирование навыков психологической компетенции у ребенка.
Направленность методов психологической коррекции на решение поставленной задачи определяет характер деятельности, которая будет зависеть от того, какое содержание нормы психического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог.
Психологическая коррекция нарушенных функций может происходить несколькими путями, каждый из которых приводит к ее восстановлению или компенсации:
растормаживание нарушенных функций;
перестройка функций;
перемещение функций в сохранные отделы больших полушарий;
спонтанное восстановление.
Основной целью
нозологическую диагностику
– качественную характеристику нарушения
и уровень психических
необходимость синдромологической квалификации для выбора метода воздействия;
уровень психического развития ребенка, который определяется соотношением фактического возраста (хронологического) и соответствием психическому развитию;
тип личности или личностные аномалии;
уровень и качество социализации личности, наличие педагогической запущенности, а также условия жизни и воспитания ребенка;
имеющиеся у ребенка психологические установки;
структурную и динамическую характеристику возрастной психологии;
выявление особенности онтогенетического развития (моторного, сенсомоторного, аффективного, идеаторного) и уровня патологического реагирования (психомоторный, аффективный, соматовегетативный, эмоционально-идеоторной).
На основании краткого
описания специфики методов
По поводу критериев оценки
эффективности проведенных мер
реабилитации существует много мнений.
На сегодняшний день наиболее распространенной
является методика бальной оценки,
разработанная Минздравом РФ, в основе
которой лежит динамика показаний
состояния основных параметров, к
которым были применены реабилитационные
меры. Однако результативность данного
подхода в полной мере не может
обеспечить учет специфики
В заключении изложенного, следует
отметить, что результативность психологической
реабилитации детей с задержкой
психического развития и умственной
отсталостью должна и может определяться
следующими факторами: комплексности,
системности и
Крымский медицинский колледж
Реферат
по медицинской и социальной реабилитации
на тему : «Принципы психологической реабилитации у детей»
Преподаватель: Крат Татьяна Николаевна
г.Симферополь
Информация о работе Принципы психологической реабилитации у детей