Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 18:00, реферат
Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.
Тема 2.2 Принципы работы практического
психолога образования. Его права
и обязанности
Этика работы практического
психолога основывается на общечеловеческих
моральных и нравственных ценностях, на
положениях Конституции Российской Федерации,
защищающих права человека. Предпосылки
свободного и всестороннего развития
личности и ее уважения, сближения людей,
создания гуманного общества являются
определяющими для деятельности психолога.
Этические принципы и правила работы психолога
формируют условия, при которых сохраняются
и упрочиваются его профессионализм, гуманность
его действий, уважение людей, с которыми
он работает.
В своей работе практический
психолог руководствуется следующими
принципами и правилами:
1. Принцип не нанесения ущерба
испытуемому. Организация работы психолога
должна быть такой, чтобы ни ее процесс,
ни ее результаты не наносили ущерба его
здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Принцип компетентности психолога.
Психолог имеет право браться за решение
только тех вопросов, по которым он профессионально
осведомлен и наделен соответствующими
правами и полномочиями выполнения психокоррекционных
или других воздействий.
3. Принцип беспристрастности
психолога. Недопустимо предвзятое отношение
к испытуемому, какое бы субъективное
впечатление он ни производил своим видом,
юридическим и социальным положением.
4. Принцип конфиденциальности.
Материал, полученный психологом в процессе
его работы с испытуемым на основе доверительных
отношений, не подлежит сознательному
или случайному разглашению и должен быть
представлен таким образом, чтобы он не
мог скомпрометировать ни испытуемого,
ни заказчика, ни психолога, ни психологическую
науку.
5. Принцип осведомленного согласия.
Необходимо извещать испытуемого об этических
принципах и правилах психологической
деятельности.
В основу работы психолога в
системе образования положена определенная
система принципов. Основной принцип —
принцип индивидуального подхода. Работа
психолога направлена на выявление индивидуальных
особенностей личности формирующегося
человека, поиск способов его индивидуального
развития и коррекции, решение индивидуальных
проблем и трудностей в учении и поведении.
Второй важный принцип — принцип взаимодействия
психолога с педагогами и родителями.
Психолог является членом педагогического
коллектива и заинтересован вместе с родителями
в достижении общей педагогической цели
— формирование полноценного члена общества.
Формы работы психолога с родителями
Для улучшения самочувствия
детей серьезное значение имеет участие
родителей в жизни детского сада. Это не
просто налаживание более тесной связи
с семьей, а такие формы, как посещение
родителями группы в любое время, присутствие
их на занятиях, участие в играх, прогулках,
праздниках, днях рождения.
Не все родители, однако, в достаточной
мере подготовлены к участию в жизни детского
сада, и в сложных случаях психолог может
выступать в качестве посредника при общении
воспитателя с семьей, в привлечении ее
к более тесному контакту с педагогами
и детьми. Зачастую психологу необходимо
самому налаживать контакт с родителями,
так кaк их психологическая и педагогическая
подготовка оставляет желать лучшего.
Взаимодействие психолога с
родителями обычно начинается с ознакомительной
беседы при принятии ребенка в детский
сад или другое дошкольное учреждение.
В беседе выявляются отношение родителей
к поступлению ребенка в детский сад, их
пожелания к работе воспитателей, предполагаемая
степень участия в работе учреждения,
устанавливаются партнерские, доброжелательные
отношения родителей с психологом. Возможны
и другие формы взаимодействия с семьей
до поступления ребенка в учреждение.
Можно пригласить родителей с детьми посмотреть
детский сад, будущую группу, показать
оснащение сада (учебный и игровой материал),
площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация
удовлетворит детское любопытство и поможет
родителям почувствовать себя более уверенно,
ощутить свою причастность к происходящему
в детском саду. Можно предоставить письменную
информацию о количестве групп детей в
каждой возрастной группе, методах и средствах
обучения и воспитания, о концепциях воспитания
и развития, принятых в детском саду, факультативных
занятиях (танцы, иностранный язык, спортивные
секции и т.д.).
Предварительно лучше прoвести
первичное диагностическое обследование
и ознакомиться с медицинской картой.
Существенны анкетные данные
о ребенке и основные сведения о семье.
К ним относятся: дата рождения и точный
возраст ребенка, сведения о родителях
(фамилии, имена, отчества матери и отца,
год и место рождения, национальность,
образование и специальность, место учебы
или работы). Такие же сведения необходимо
собрать и о тех родственниках, которые
принимают или принимали участие в воспитании
ребенка. Эти сведения важны для понимания
системы воспитания, принятой в данной
семье, ее культурных особенностей, обстоятельств,
приведших к тем или иным отклонениям
или задержкам в развитии ребенка, выявленным
в ходе диагностического обследования.
Например, ребенок 6 лет неправильно произносит
слова, у него страдает грамматический
строй речи. В ходе беседы с родителями
выясняется, что они долгое время жили
с ребенком в Израиле, он ходил в местный
детский сад, говорил на иврите. Этим и
объясняются дефекты речевого развития,
не имеющие отношения к отклонениям в
интеллектуальном развитии. Это встречается
и в тех семьях, где ребенок воспитывался
у бабушки, проживающей в ближнем зарубежье
и т.д.
Психологу необходимы социальные
характеристики семьи, которые включают
в себя:
1. состав семьи: полная, неполная,
распадающаяся, стабильная;
2. жилищные условия: отдельная
квартира, комната в коммунальной квартире,
с родственниками и прочее
3. среднемесячный доход: выше
среднего уровня, средний уровень, ниже
среднего уровня;
4. характер взаимоотношений
между родителями: взаимопонимание, доминирование
(отца, матери, других родственников), конфликты,
ссоры, напряженные отношения с расхождением
во мнениях, пренебрежение, неприязнь,
прочее;
5. воспитательные функции по
отношению к ребенку в большей степени
осуществляет: мать, отец, бабушка, брат,
сестра;
6. в случае если семья неполная
или распадающаяся, как это отразилось
на ребенке: он видится с обоими родителями,
живет у бабушки, не видит отца (мать), прочее;
7. произошли ли изменения в
составе семьи, по каким причинам, как
ребенок реагировал на них.
Вполне вероятно, что психологу
не удастся собрать все эти сведения, так
как они касаются внутренней жизни семьи,
и родители могут не захотеть их обсуждать.
Если в этом нет крайней необходимости,
некоторые вопросы могут и не задаваться.
Однако при выявлении неблагоприятных
тенденций в развитии нужно постараться
создать в отношениях с родителями атмосферу
откровенности, так как сведения о положении
в семье особенно важны для понимания
психического состояния ребенка. Возможно,
что его страхи и невротизированность
связаны с каким-либо недавно произошедшим
событием. В этом случае они ситуативны
и хорошо поддаются коррекции. Но может
быть, что это стойкое невротическое состояние
имеет свою длинную историю и обусловлено
многими причинами, в таком случае коррекция
будет проходить намного сложнее и, возможно,
потребует вмешательства других специалистов.
В разных случаях психолог должен
ясно представлять свои возможности и
полномочия. Если сведения, полученные
в обследовании и подтвержденные в беседе
с родителями, настолько убедительны,
что дают возможность наметить конкретную
стратегию коррекционной работы, то психолог
приступает к реализации коррекционных
мер, если нет — собирает дополнительные
данные.
Взаимодействие педагога с
психологом
Психолог помогает педагогу
до конца, до самых секретных уровней и
слоев, открыть сундучок, который называется
«эффективное образование». Увидеть ту
психологическую тайну, иногда — изнанку,
которая в режиме четко структурированной
совместной деятельности педагога и ребенка
зачастую не видна, отходит далеко на задний
план. Раскрыть те «подводные» процессы,
которые происходят или не происходят,
пока на поверхности идет передача предметных
знаний и умений. Психолог показывает
педагогу невидимую, скрытую часть процесса
образования человека. Часть, непосредственно
связанную с развитием личности.
Первое, для чего нужен психолог
педагогу, — это получение информации
о психологическом аспекте образования
ребенка. Эта информация служит началом
совместной деятельности педагога и психолога,
которая будет либо помогать ребенку «настроиться»
на обучение (коррекционная, развивающая
педагогическая и психологическая работа),
либо «настраивать» сам процесс обучения
на индивидуальный темп, ритм, индивидуальные
задачи развития данного ученика.
Второе, чем психолог может
быть полезен педагогу, — это анализ и
экспертиза педагогического материала,
с которым педагог выходит к детям: будь
то образовательные программы, конкретные
методические ходы и сценарии или дидактические
материалы.
И наконец, третье: психолог
нужен педагогу для совместного проектирования
образовательных программ под те задачи,
которые ставит педагог. Для того чтобы
модифицировать, изменять, совершенствовать
образовательное пространство в соответствии
с тем, какие в этом году пришли дети, какие
образовательные задачи он, педагог, перед
собой поставил, какая реальная ситуация
существует в школе.
Права и обязанности
психолога образования
I. В своей профессиональной
деятельности психолог обязан.
1. Руководствоваться Законом
Российской Федерации «Об образовании»,
законодательством Российской Федерации,
международными и российскими актами
об обеспечении защиты прав и развития
детей, нормативными документами Министерства
образования РФ и региональных департаментов
образования, Положением о психологической
службе образования.
2. Рассматривать вопросы и принимать
решения строго в границах своей профессиональной
компетенции. Н е брать на себя решения
вопросов, невыполнимых с точки зрения
современного состояния психологической
науки и практики, а также находящихся
в компетенции представителей других
специальностей.
3. Знать новейшие достижения
психологической науки в целом, детской
и педагогической психологии, практической
психологии. Применять современные обоснованные
методы диагностической, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической
работы. Постоянно повышать свою профессиональную
квалификацию.
4. Препятствовать проведению
психопрофилактической, психокоррекционной
и других видов работ некомпетентными
лицами, не обладающими соответствующей
профессиональной подготовкой.
5. В решении всех вопросов исходить
из интересов ребенка, задач его полноценного
психического развития.
6. Оказывать необходимую и возможную
помощь работникам образования региона,
администрации и педагогическим коллективам
учебно-воспитательных учреждений в решении
основных проблем, связанных с обеспечением
полноценного психического развития детей,
обеспечением индивидуализированного
подхода к детям. Оказывать необходимую
и возможную помощь детям в решении их
индивидульных проблем. Оказывать помощь
родителям или заменяющим их лицам в решении
их проблем как воспитателей. В решении
всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства
и руководствоваться принципом « Не навреди»,
то есть принимать решения и вести работу
в формах, исключающих возможность нанесения
вреда здоровью, чести, достоинству детей,
родителей, педагогов и третьих лиц.
7. Хранить профессиональную
тайну, не распространять сведения, полученные
в результате диагностической, консультативной
и других видов работ, если ознакомление
с ними не является необходимым для осуществления
педагогического, медицинского, социального
или другого аспекта психокоррекционной,
развивающей работы и может нанести ущерб
ребенку или его окружению.
8. Информировать работников
отдела образования, администрацию и педагогические
коллективы учебно-воспитательных учреждений
о задачах, содержании и результатах проводимой
им работы, гарантирующих соблюдение п.7
настоящего документа.
9. Вести запись и регистрацию
всех видов работ по установленной форме.
II. Ответственность работника
службы социально-психологической помощи.
1. Психолог несет профессиональную
ответственность за правильность психологического
диагноза, адекватность используемых
диагностических, развивающих, коррекционных
и психопрофилактических методов и средств,
обоснованность даваемых рекомендаций.
2. Психолог несет ответственность
за сохранение протоколов обследований,
документации службы, оформление их в
установленном порядке.
III. В своей профессиональной
деятельности психолог имеет право.
1. Самостоятельно определять
приоритетные направления работы с учетом
конкретных условий региона, учебно-воспитательных
учреждений и т.п.
2. Самостоятельно формулировать
конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать
вопрос об очередности проведения различных
видов работ.
3. Требовать от вышестоящих
инстанций создания условий, необходимых
для успешного выполнения профессиональных
обязанностей.
4. Отказываться от выполнения
распоряжения руководителей органов образования,
администрации региона, руководителей
учебно-воспитательных учреждений в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат
профессионально-этическим принципам
или задачам его работы или не могут быть
выполнены на основании имеющихся у него
профессиональных умений и средств.
5. Знакомиться с необходимой
документацией.
6. Обращаться с запросами в
медицинские, правовые и другие учреждения.
7. Участвовать с правом совещательного
голоса в работе различных органов и комиссий,
рассматривающих проблемы охраны детства
в пострадавших регионах, а также тех,
которые решают дальнейшую судьбу детей.
В случае несогласия с решением того или
иного вопроса психолог имеет право донести
свое особое мнение до сведения соответствующих
инстанций.
8. Участвовать в разработке
новых методов психодиагностики, психокоррекции
и других видов работ, оценки их эффективности.
9. Проводить групповые и индивидуальные
психологические обследования и эксперименты
для исследовательских целей.
10. Выступать с обобщением опытов
совей работы в научных и научно-популярных
журналах и других изданиях.
11. Вести работу по пропаганде
психолого-педагогических знании путем
лекций, выступлений.
12. Иметь учебную и факультативную
нагрузку в соответствии с базовым образованием
и психологической квалификацией.
13. Обращаться в случае необходимости
через руководство службы с ходатайствами
в соответствующие организации по вопросам,
связанным с помощью детям (изменение
режима работы родителей, санаторное обеспечение
и т.п.).
14. Обращаться в соответствующие
учреждения и ведомства по вопросам прав
и интересов детей.
Информация о работе Принципы работы практического психолога образования. Его права и обязанности