Природа психики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов. В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Содержание работы

Природа психики
Структура психики
Психика и организм

Файлы: 1 файл

психика и оганизм.docx

— 84.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

План:

  1. Природа психики

  1. Структура психики

  1. Психика и организм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Природа психики

 

  В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход, основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход, ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики ( К.Э. фон Бэр )

Согласно научно-материалистическому подходу, психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов. В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.  В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

  • о самопроизвольном зарождении жизни;
  • о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора.;
  • о самопроизвольности возникновения сознания - один из ведущих мифов материалистической психологии;
  • рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с  внешним миром и между собой  только через органы чувств. Психические  процессы объясняются с точки  зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду  и творческой обработки сенсорной  информации, полученной раньше.

В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности, навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Мозг, действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения. Психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния сознания и пришла к выводу, что человеку и его психике присуща странная двойственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле» — материя, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в режиме холотропного сознания, достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной. Сущность материи определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, которая истекает от Высшего разума. Эта энергия есть источник жизни и в природе; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между органической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

2. Структура психики

 

Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.

Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую  из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень  изменчивы. Основным свойством психики  является ее системность, целостность и нерасчлененность.

Психика как система обладает определенной организацией. В ней  выделяют психические процессы, психические  свойства и психические состояния.

  • Психические процессы — это процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. Они подразделяются на познавательные, регулятивные и коммуникативные процессы.

 

  • Познавательные психические процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Они включают в себя сенсорно-перцептивные процессы (ощущение и восприятие), процессы памяти и воображения, процесс мышления.
  • Процессы психической регуляции обеспечивают направленность, интенсивность и временную организацию поведения. К ним относятся процессы мотивации, целеполагания, принятия решений, процессы контроля, эмоциональные и волевые процессы.

Процессом, связывающим познавательную и психорегулятивную сферу психики, является внимание, которое обеспечивает избирательность отражения, запоминания и переработки информации.

  • Коммуникативные процессы обеспечивают общение между людьми, выражение и понимание мыслей и чувств. Они представлены в речи и невербальном общении — передаче информации с помощью мимики, поз, жестов, взгляда, интонации, громкости и высоты голоса, дистанции общения и т.д.

 

  • Психические свойства — индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром. К психическим свойствам относят темперамент, характер, способности личности.
  • Психическое состояние — внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени. Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:
  • эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.);
  • активационные (активность, пассивность);
  • тонические (бодрость, угнетенность);
  • временные (длительность состояния).

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются им, кроме сознания у  человека есть и бессознательное. В  структуре психики человека с точки зрения осознаваемости психических явлений выделяют бессознательное, подсознание, предсознание, сознание и сверхсознание (рис. 1).

Рис. 1. Структура психики  человека

Сознание как компонент психики включает в себя такие высшие психические функции, как представление, мышление, воля, память, воображение.

Таким образом, психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую  из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень  подвижны. Основным свойством психики  является ее системность и динамизм.

3. Психика и организм

По  мнению многих западных и отечественных  психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление.

В современной  науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное  поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и  т.п. Согласно этому можно представить  функционирование психики как физиологический  механизм, который осуществляется в  центральной нервной системе. В  результате действия этого механизма  и формируется наше поведение.

Наиболее  совершенная модель структуры поведения  изложена в концепции функциональных систем Петра Кузьмича Анохина (1898-1974).

Афферентный (от лат. afferens — приносящий), несущий к органу или в него (напр., афферентная артерия); передающий импульсы от рабочих органов (желез, мышц) к нервному центру (афферентные, или центростремительные, нервные волокна). 
Эфферентный (от лат. efferens — выносящий), выносящий, выводящий, передающий импульсы от нервных центров к рабочим органам, напр. эфферентные, или центробежные, нервные волокна. 
Акцептор (от лат. acceptor — принимающий)

 

Стадии поведенческого акта:

  • Афферентный синтез

Любое возбуждение в центральной  нервной системе существует во взаимодействии с другими возбуждениями: головной мозг проводит анализ этих возбуждений. Синтез детерминируют следующие факторы:

    • Мотивация
    • Пусковая афферентация (возбуждения, вызываемые условными и безусловными раздражителями)
    • Обстановочная афферентация (возбуждение от привычности обстановки, вызывающей рефлекс, и динамические стереотипы)
    • Память (видовая и индивидуальная)
  • Принятие решения
    • Формирование акцептора результата действия (создание идеального образа цели и его удержание)
    • Эфферентный синтез (Действие сформировано, но не проявляется внешне)
  • Действие (выполнение программы поведения)
  • Оценка результата действия

На этом этапе идёт сравнение  реально выполняемого действия с  идеальным образом, созданным на этапе формирования акцептора результата действия (происходит обратная афферентация); на основании результатов сравнения действие или корректируется, или прекращается.

  • Удовлетворение потребности (санкционирующая прекращение деятельности стадия)

Выбор целей и способов их достижения — ключевые факторы, регулирующие поведение. По Анохину, в структуре поведенческого акта сравнение обратной афферентации с акцептором результата действия даёт положительные или отрицательные ситуативные эмоции, влияющие на коррекцию или прекращение действий (другой тип эмоций, ведущие эмоции, связан с удовлетворением или неудовлетворением потребности вообще, то есть — с формированием цели). Кроме того, на поведение влияют воспоминания о положительных и отрицательных эмоциях.

В целом поведенческий  акт характеризуется целенаправленностью  и активной ролью субъекта.

 

Таким образом, с точки  зрения физиологии человека поведение  обусловлено функционированием  центральной нервной системы, которая  обеспечивает удовлетворение потребностей человека (животного - в некоторой  степени). Однако в данном случае речь идет лишь о низшей ступени психики, связанной непосредственно с  материальным миром, выживанием в нём. Существуют попытки объяснить с  точки зрения физиологии все психические  явления, в результате которых психика  представляется как результат взаимодействия клеток головного мозга. Однако в  данный момент эти теории лишь предположения  и догадки, с которыми многие не согласны.

 

 

 

 

Список литературы:

 

      1. Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова «Физиология высшей нервной деятельности». — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. — С. 239—251.
      2. «Психология и педагогика : учебное пособие для вузов по экономическим специальностям»/ Э. В. Островский, Л. И. Чернышова . – М. : Вузовский учебник, 2006 .
      3. Интернет ресурсы.

 


Информация о работе Природа психики