Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:19, курс лекций
Социокультурное объяснение конфликтов. Социокультурное объяснение (формула “так устроен этот мир”) – всегда одобряется сплоченность, хорошие отношения. Все социальные структуры держатся на сплоченности и солидарности своих членов. Лучший гражданин предельно интегрирован в структуру общества. Он имеет постоянное место жительства, недвижимость, семью, детей. Он предсказуем, он доволен своей жизнью.
Природа социального конфликта.Источники и причины его возникновения.Проблема эмоций и психологической несовместимостиЛичностное объяснение конфликтов (так устроен человек) – предполагает выведение терминологии из структуры личности. Неким идеалом является достижение внутренней гармонии. Потребность в защищенности – одна из основных потребностей. Доминирующее чувство одинокого человека – незащищенность. Неодобрение в наш адрес переживается болезненно. Конфликты – моменты разрыва отношений. Социокультурное объяснение конфликтов. Социокультурное объяснение (формула “так устроен этот мир”) – всегда одобряется сплоченность, хорошие отношения. Все социальные структуры держатся на сплоченности и солидарности своих членов. Лучший гражданин предельно интегрирован в структуру общества. Он имеет постоянное место жительства, недвижимость, семью, детей. Он предсказуем, он доволен своей жизнью. Средний класс - это основа стабильности. Любое общество с подозрением относится к любым формам отклонений. Общество оказывает давление в смысле добропорядочности. Конфликты не одобряются обществом. Социальный стандарт – уметь ладить с людьми. Общество навязывает, что одиноким быть плохо. Идеологическое объяснение или привнесение идей. В 30-х гг. советское общество того времени сформулировало теорию бесконфликтности: социалистическое общество ликвидирует все условия возникновения конфликтов. Идеологические ценности проникают во все части общества. Таким образом, получился коллектив, где один - за всех и все - за одного. Счастливая семья – нет конфликтов. Стабильность – умение работать с проблемами. Приняв ложную идею, были вынуждены доказывать всему миру, что это так. Не подготовив себя, детей, страну к проблемам, сделали их беспомощными перед появившимися трудностями. Фактически появилось неподготовленное поколение. При таком отношении к конфликтам их изучение не проводилось. Основные психологические подходы к пониманиюи интерпретации конфликтовПсихоанализС точки зрения психоанализа, человек формируется с раннего детства. При этом, каковы окружающие его взрослые, таково и его становление. Негативные травмы, негативный опыт уходит в бессознательное и со временем начинает “доставать” человека. Детский личностный сценарий становится определяющим, следовательно, сталкиваясь с проблемами, человеку нужно обратиться в детство.
Конфликт – бессознательное, все в прошлом. B = f ( P ‚ e ) , где P – личность, е – ситуация. БихевиоризмБихевиоризм или интроспективный метод, когда человек сам говорит о себе.
Поведение есть результат взаимодействия личности и ситуации. B = f ( p , E ) , где p – личность, E – ситуация. Гуманистическая психологияГуманистическая психология расширяет пространство на здоровых индивидов. Если собрать всю классическую психологию, то можно разбить ее на психологию детства и психологию аномалий. Гуманистическая психология привнесла к этому психологию здоровых взрослых людей. Курт Левин связывает воедино личность и ситуацию и предлагает следующую формулу поведения. B = f ( Р, E ) , где Р – личность, E – ситуация. Таким образом, личность и ситуация – нечто целое. Вопросы и задания для самопроверки
Человеческий фактор в конфликте.Типы конфликтных личностей
Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими, прежде всего, связаны с пониманием природы как общества, так и человека. Естественно, люди занимают ведущее место при рассмотрении исходных моментов, порождающих тот или иной мотив. Человек – существо социальное, обладающее самосознанием, способное к труду, творчеству, целесообразному изменению окружающего мира. Люди, рождаясь свободными и равными в своем человеческом достоинстве и правах, тем не менее в реальности оказываются неодинаковыми. Они отличаются друг от друга полом и возрастом, здоровьем и физической силой, душевными качествами и внешней привлекательностью, умственными способностями и волевой энергией, нравственными предпочтениями и жизненным опытом. Каждый человек по мере своего развития и совершенствования становится все более своеобразным и самобытным. Рассмотрим особенности ОщущенияОщущение различных цветов может вызвать у человека впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения. Восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать. Человек ассоциирует музыку с тем или другим цветом – это явление называется синестезией. Заглушая шумы, музыка растормаживает, способствует снятию излишнего внутреннего напряжения, создает “психологическую защиту” от вредных звуков, способствует концентрации внимания – такое стимулирующее влияние музыки называют сенсибилизацией. Чем более развиты двигательные ощущения, тем более точна ориентировка человека в пространстве, тем более четкими делаются движения человека, тем лучше он противостоит утомлению. Уровень развития физических качеств – ловкость, гибкость, выносливость, быстрота – все это относится к человеческому фактору. ВосприятиеВосприятие – это процесс, благодаря которому предметы отражаются в целом. Восприятие связано с взаимодействием нескольких органов чувств, синтезом ощущений, поступающих от глаз, ушей, кожи, мышц и т. д. Необходимой предпосылкой для успешной работы являются особенности восприятия времени – “чувство времени”. Исследования показали, что люди, которые обладают чувством времени, более требовательны к себе и другим во всем, что касается трудового ритма. Память. Основные процессы памяти. Произвольность и непроизвольность Память – это хранилище Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. И. М. Сеченов считал, что “память – основное условие психической жизни”. Основные процессы памяти: 1. Запоминание – процесс, посредством которого осуществляется ввод информации в память. Различают:
2. Сохранение - предмет или совокупность предметов признаются неизменными по составу элементов или по любому физическому параметру, несмотря на изменение их формы и внешнего расположения. 3. Забывание - проявляется по-разному - от отдельных ошибок в припоминании и узнавании до невозможности не только припомнить, но и узнать ранее воспринятое. 4. Воспроизведение - актуализация известных по прошлому опыту мыслей, образов, чувств, движений. Различают:
Мышление и воображение,их влияние на психологический климат коллективаМышление представляет собой процесс, в результате которого в сознании на основе прошлых восприятий и образов происходят анализ и синтез воспринятых раздражений. Мышление - это способность логически анализировать проблему, решать задачу, а воображение - способность создавать новые образы и понятия. Воображение - это созидание образов таких процессов и явлений, которые не воспринимались человеком раньше. Психологический климат коллектива отражается мозгом каждого участника, что находит выражение в его мыслях, высказываниях, суждениях и поступках. Типы конфликтных личностейДемонстративный Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это – жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку. Обладает следующими поведенческими характеристиками. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Ригидный (косный) Люди этого типа не умеют перестраиваться, т. е. учитывать в своем поведении изменение ситуации и обстоятельств, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность. Для данного типа конфликтных личностей характерно следующее поведение. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждение собственной значимости. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. Педант Личность “сверхточного” типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. “Бесконфликтный” Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная. Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, особенно это болезненно и чревато последствиями, если такой тип личности у руководителя. Для него характерно следующее поведение. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков. “Танк” “Танк” – это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости взаимоотношений и чужие чувства.
Защититься от “Танка” непросто, защитить других тоже очень сложно – он все равно найдет, кого под себя подмять. Рекомендации для общения:
Противостоять таким людям особенно трудно там, где силен дух тоталитаризма, где давление в межличностных отношениях широко распространено. “Пиявка” “Пиявка” не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло.
Методы противодействия:
“Вата” Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом часто возникают проблемы: ”Вата” не выполняет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее.
Прояснить с ним отношения основательно довольно трудно, потому что он во всем соглашается. При таком разговоре можно почувствовать себя неуютно, когда приходится упрекать вроде бы доброжелательного и сговорчивого человека. Тем не менее, надо вспомнить несколько его поступков и показать ему, что слова слишком далеки от дел. “Обвинитель” Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников. Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей: соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать. Если вы попытаетесь прервать бесконечную обвинительную речь, скорее всего, агрессии не будет. Будет легкое раздражение: либо вызванное вашей, конечно же, неумелой попыткой обвинять лучше, чем он, либо “вашей близорукостью” и тщетной попыткой оправдать кого-либо. “Обвинителем” движет страстное желание выговориться и быть услышанным. Пытаться сбить его бесполезно, слов своей песни он не забывает. Безусловно, для ушей приятнее настоящая музыка. Но что делать? Можно научиться и под музыку обвинительных речей заниматься какими-нибудь делами. Обычно после одного– двух часов неутомимого раскрытия истины “обвинителю” становится легче и тогда его можно перебивать, переводить разговор в другое русло. Только не вздумайте хоть малым намеком дать понять, что он в чем-то не прав или вам показалось, что он высказал не все доводы. Он повторит еще два или три раза. Тогда следующей передышки в речи вы будете ждать не менее трех часов.
Вопросы и задания для самопроверки
Типичное поведение в
|
Способ разрешения конфликта |
Отношение к использованию способа | |||
Использую чаще всего |
Предпочитаю использовать |
Использую реже всего |
Чувствую себя Наименее комфортно | |
УКЛОНЕНИЕ стараюсь уклониться от участия в конфликте ПРИСПОСОБЛЕНИЕ стараюсь выработать решение, удовлетворяющее конфликтующих КОНФРОНТАЦИЯ активно отстаиваю собственную позицию СОТРУДНИЧЕСТВО ищу пути совместного решения проблемы КОМПРОМИСС ищу решение, основанное на взаимных уступках |
Обязательным условием предлагаемого теста является, прежде всего, готовность человека уяснить для себя, какой из пяти стилей конфликтного поведения используется им чаще или реже всего при разрешении конфликтов, какой из способов он считает наиболее подходящим и удобным, позволяющим чувствовать себя достаточно комфортно. Несомненно, важны искренние и быстрые ответы, выражающие непосредственную и интуитивную реакцию на предусмотренные вопросы. Требуется также незамедлительная, без раздумий и колебаний, запись своей оценки в соответствующем столбце таблицы. Только при соблюдении этих условий можно рассчитывать на получение общей объективной картины того, как данное лицо относится к разным методам разрешения конфликтов, какие из них в данный момент для него предпочтительны.
Склонность конкретного лица в выборе способов разрешения конфликтов выявляется и другими приемами. В частности можно прибегнуть к психологическому тесту, который состоит из 15 вопросов-утверждений – по три вопроса на каждый из пяти стилей конфликтного поведения.
Оценка в баллах выставляется по следующей шкале: не согласен – 1 балл, согласен– 2 балла, скорее согласен – 3, больше согласен – 4 и полностью согласен – 5 баллов. Если сумма баллов за ответы на три вопроса превышает 10, то предпочтительность способа разрешения конфликта считается выраженной.
Таблица 5
Способ разрешения конфликтов |
Вопросы-утверждения, требующие ответа |
Оценка ответа, баллы |
Уклонение
Приспособление
Конфронтация
Сотрудничество
Компромисс |
1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав 2. Избегаю напряженных 3. Добиваюсь эффективных результатов, когда работаю под руководством более опытного партнера 1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами 2. Много времени уделяю 3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем 1.Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции 2. Из любого конфликта выхожу победителем 3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения 1. Трачу много времени на поиски общих точек соприкосновения 2. Пересматриваю свою точку 3. С удовольствием проявляю 1. Отзываюсь на предложения 2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает также 3. Часто соглашаюсь на первое
же условие, если оно ведет
к урегулированию во |
Вопросы и задания для самопроверки
Конфронтация или
По своей направленности ориентирована на то, чтобы, действуя активно и самостоятельно, добиваться осуществления собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, а то и в ущерб им. Применяющий подобный стиль поведения стремится навязать другим свое решение проблемы, уповает только на свою силу, не приемлет совместных действий.
Этот стиль представляется наиболее продуктивным, когда вторая сторона, по всей видимости, легко идет на уступки. Оказывать давление на оппонента с крепкими нервами, имеющего крепкую и твердую поддержку, или на того, кто уже пошел на всевозможные уступки, – смысла нет. Более того, мало смысла осуществлять нажим на оппонента, продемонстрировавшего, что кроме обсуждающихся альтернатив у него имеется другая, лучшая альтернатива за пределами переговоров.
Продуктивность этого стиля зависит от того, насколько хорошо одна сторона способна пользоваться тактиками соперничества и насколько другая сторона способна их парировать.
Нельзя забывать, что любое давление, в какой бы “элегантной” форме оно ни происходило, может обернуться взрывом необузданных эмоций, разрушением уважительных и доверительных отношений, чрезмерно негативной реакцией со стороны тех, кто окажется побежденным и не оставит попыток добиться реванша. Поэтому конфронтация – мало пригодный стиль поведения в большей части межличностных конфликтов, не лучший вариант сохранения здоровой морально-психологической атмосферы в организации, создания условий, позволяющих сотрудникам ладить друг с другом.
Человек, придерживающийся этого стиля, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (это бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для эффективного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
Уклонение как стиль поведения в конфликтах характеризуется явным отсутствием у вовлеченного в конфликтную ситуацию желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов, равно как пойти навстречу оппонентам; стремлением выйти из конфликтного поля, уйти от конфликта.
Уклонение бывает оправданным в условиях межличностного конфликта, возникающего по причинам субъективного, эмоционального порядка. Этот стиль обычно используют реалисты по натуре. Люди такого склада, как правило, трезво оценивают преимущества и слабости позиций конфликтующих сторон. Даже будучи задетыми за живое, они остерегаются безоглядного ввязывания в “драку”, не спешат принимать вызова на обострение столкновения, понимая, что нередко единственным средством выигрыша в межличностном споре оказывается уклонение от участия в нем.
Если конфликт возник на объективной основе, то в такой ситуации уклонение и нейтралитет могут оказаться неэффективными, поскольку спорная проблема сохраняет свое значение, причины, ее породившие, сами собой не отпадают, а еще более усугубляются.
Приспособление как стиль
Этот стиль основывается на тезисах:
“Не стоит раскачивать лодку”.
“Давайте жить дружно”.
“Сглаживатель” старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая к солидарности. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.
Приспособление применимо при любом типе конфликтов. Но этот стиль поведения наиболее подходит к конфликтам организационного характера, в частности по иерархической вертикали: нижестоящий – вышестоящий, подчиненный – начальник и т.д.
Стиль приспособления может оказаться и мало эффективным. Он вовсе не приемлем в ситуациях, когда субъекты конфликта охвачены чувством обиды и раздражения, не хотят отвечать друг другу доброжелательной взаимностью, а их интересы и цели не поддаются сглаживанию и согласованию.
Компромисс означает расположенность
участника конфликта к
Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешить конфликт. Но через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность “половинчатыми” решениями. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной породившая его проблема.
Сотрудничество нацелено на максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. В отличие от конфронтации сотрудничество предполагает не индивидуальный, а совместный поиск такого решения, который отвечает устремлениям всех конфликтующих сторон. Это возможно при своевременной и точной диагностике проблемы, породившей конфликтную ситуацию, уяснении как внешних, так и скрытых причин конфликта, готовности сторон действовать совместно ради достижения общей для всех цели.
Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.
Выгоды сотрудничества несомненны: каждая сторона получает максимум пользы при минимальных потерях. Но такой путь требует времени и терпения, мудрости и дружеского расположения, умения выразить и аргументировать свою позицию, внимательного выслушивания оппонентов, объясняющих свои интересы, выработки альтернатив и согласованного выбора из них, в ходе переговоров, взаимоприемлемого решения.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое конфронтация?
2. В чем заключается продуктивнос
3. Расскажите об уклонении.
4. Что такое приспособление?
5. Как, по-вашему, выглядит компромисс?
6. Расскажите о сотрудничестве.
Процесс урегулирования конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство, вступить в переговоры между собой и найти совместное решение, в той или иной степени приемлемое для всех.
Нужно считаться и с тем, что конфликт как сложное взаимодействие людей – трудно регулируемый процесс с малой степенью предсказуемости. Человеческие отношения никогда не бывают однотипными, застывшими; они постоянно меняются. В каждом конкретном случае приходится определять содержание и специфику проявления данного конфликта, выбирая адекватные его природе методы воздействия на оппонентов, их поведение.
Мнимый конфликт может возникнуть по трем причинам.
Таблица 6
Исходные параметры |
Приспособление |
Уход |
Борьба | |
Опыт взаимодействия участников ситуации |
Позитивный опыт отсутствия разногласий или их преодоления |
Опыт непреодоленных разногласий и недоговоренностей |
Опыт непреодо |
енных
разногласий и негативного |
Отношение к новой ситуации |
Уверенность в возможности договориться |
Отсутствие уверенности в |
Нежелание договариваться. Актуализация негативных эмоций | |
Параметры взаимодействия
цель взаимодействия
неформаль-ные компоненты взаимодействия
восприятие противостоящей стороны
средства воздействия друг на друга. |
Договориться. Перейти к взаимопониманию Положительный неформальный компонент
Партнерские отношения
Использование положительных неформальных компонентов взаимодействия |
Решить проблему
Формализация отношений
Оппонент
Использование формальных средств воздействия |
Целью является победа
Негативные неформальные компоненты
Противники
Использование негативных неформальных средств воздействия |
Окончание табл. 6
Исход ситуации |
Вероятность позитивного исхода |
Исход не определен |
Вероятность негативного исхода |
Направление движения специалиста по связям с общественностью при разрешении конфликта |
Вопросы и задания для самопроверки
Вопросы и задания для самопроверки
– Мадам Дюпон, почему вы ударили своего мужа утюгом по голове?
– Я ему тысячу раз говорила, что у меня покладистый характер, а он не верил!
Старайтесь вести себя корректно, лучше подчеркнуто вежливо.
Конфронтация возникает внутри организации при изменениях, часто это прямое столкновение. Она может быть полезна для развития изменений при грамотном использовании методов разрешения конфликтов. Если конфронтация нежелательна, то используется челночная дипломатия, где консультант является посредником и организует взаимодействие конфликтующих групп без их непосредственного контакта друг с другом. Очень важно на всех этапах обеспечить грамотную, не травмирующую обратную связь, информируя основных участников процесса о реальном поведении “противников”. Австралийской организацией по разрешению конфликтов были разработаны следующие принципы.